«Круглые столы»

«Формирование законодательной базы системы государственной поддержки экспорта в Российской Федерации»

25 апреля 2017 года Комитет Совета Федерации по международным делам провёл «круглый стол» на тему: «Формирование системы государственной поддержки экспорта в Российской Федерации». В заседании «круглого стола» приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачев, члены комитетов Совета Федерации по международным делам, по экономической политике, по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации С.С.Воскресенский, представители МИД России, Минпромторга России, Минсельхоза России, Российского экспортного центра, Федеральной таможенной службы, Внешэкономбанка, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Госкорпорации Ростех, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийской академии внешней торговли, деловых кругов.

Рекомендации

Участники «круглого стола» обсудили перспективы встраивания Российской Федерации в глобальные торговые цепочки и международную кооперацию, меры Правительства Российской Федерации по повышению эффективности системы поддержки экспорта товаров и услуг, вопросы реализации инструментов такой поддержки, включая продвижение российских брендов на мировых рынках и устранение барьеров для экспортеров несырьевой продукции приоритетных отраслей, совершенствования деятельности торговых представительств России в иностранных государствах и координации действий российских предприятий-экспортеров на внешних рынках.

В настоящее время в России в основном сформированы институты развития экспорта и инвестиций, предоставляющие российским компаниям дополнительные возможности для развития торгового и инвестиционного сотрудничества: Внешэкономбанк, Российский экспортный центр (РЭЦ), объединивший Российское агентство по страхованию экспортных кредитов ЭКСАР и Росэксимбанк. Функционирование РЭЦ как «единого окна» для финансовой и нефинансовой поддержки экспорта призвано повысить доступность и обеспечить прозрачность процедур получения государственной поддержки для экспортеров.

В целях создания системы поддержки экспорта в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт» 30 ноября 2016 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждены паспорта трех приоритетных проектов: «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», «Международная кооперация и экспорт в промышленности», «Экспорт продукции АПК».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.05.2017г. №892-р утверждена Стратегия развития АО «Российский экспортный центр» до 2019 года, которой предусматривается решение задач по наращиванию портфеля паспортов внешнеэкономических проектов и расширению географии субъектов Российской Федерации, вовлеченных в проектную работу. Значительное внимание будет уделено повышению уровня информированности региональных компаний о государственных мерах поддержки внешнеэкономической деятельности.

По мнению участников «круглого стола», на современном этапе развития международных экономических связей наблюдается усиление протекционистских мер в крупнейших экономиках и тенденция к локализации производства и сохранению части доходов на собственной территории в развивающихся экономиках. В таких условиях для обеспечения приемлемых темпов экономического роста в России необходимо повышать долю инвестиций в ВВП и наращивать несырьевой экспорт.

По сведениям Минэкономразвития России, несмотря на общий спад во внешней торговле и снижение объемов экспорта в стоимостном выражении в связи с изменением курсовой разницы валют, экспорт товаров и услуг в физическом выражении в 2016 году вырос по сравнению с 2015 годом на 3,5%.

По данным таможенной статистики, экспорт в целом по итогам 2016 года снизился на 16,9% и составил 285,5 млрд.долл.США (за предыдущий 2015 год – 343,5 млрд.долл.США), хотя в физическом выражении наблюдался рост на 3,5%.

В январе-феврале 2017 года экспорт увеличивался более быстрыми темпами – на 36,3% к январю-февралю 2016 года до 51,7 млрд.долл.США, при этом несырьевой экспорт составил 26,1 млрд.долл.США, увеличившись на 31,4% к сопоставимому периоду 2016 года. Несырьевой неэнергетический экспорт увеличился на 18,1% до 15,7 млрд.долл.США. Экспорт продукции с высокой степенью обработки вырос на 12% до 3,4 млрд.долл.США.

Участники «круглого стола» отметили, что для увеличения несырьевого экспорта следует улучшать условия ведения экспортной деятельности, устраняя внутренние барьеры путем совершенствования таможенного, налогового и валютного регулирования и создавая благоприятную внешнюю среду посредством заключения преференциальных торговых соглашений со странами-партнерами, перспективными с точки зрения роста несырьевого экспорта. Расширению экспортных поставок способствует организация промышленных площадок и осуществление сборки российской продукции на территории стран-экспортеров с потенциальными рынками, имеющими максимальное количество зон свободной торговли в том или ином регионе. Важным фактором является выстраивание полноценных цепочек добавленной стоимости, включая сервисные услуги, с привлечением средств Внешэкономбанка и Российского фонда прямых инвестиций для их финансирования. В числе финансовых мер поддержки экспорта высокотехнологичной продукции подчеркнута необходимость применения механизмов субсидирования процентной ставки экспортных кредитов и хеджирования валютных рисков при внешнеторговых операциях, субсидирования затрат на лицензирование, сертификацию, транспортировку и послепродажное обслуживание.

25 мая 2017 года Комитет Совета Федерации по международным делам совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике провёл выездное заседание в г.Перми на тему «Поддержка российского экспорта: законодательное регулирование и парламентская дипломатия» с целью изучения регионального опыта по стимулированию экспорта товаров и услуг, существующих возможностей формирования региональной инфраструктуры экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, оценки деятельности Российского экспортного центра в Приволжском федеральном округе, оказания содействия по выстраиванию скоординированной работы с федеральными органами власти по развитию внешнеэкономической деятельности компаний, зарегистрированных на территории региона.

По данным Минэкономразвития России, по итогам 2016 года объёмы экспорта субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ, упали по сравнению с 2015 годом на 26,7%. Такая же ситуация и по Северо-Западному округу – снижение на 20,8%, по Уральскому федеральному округу – небольшое снижение на 0,4%. При этом в физическом выражении объёмы экспорта субъектов Приволжского федерального округа снизились меньше, чем в стоимостном выражении – на 6,4%, по Северо-Западному округу наблюдался рост физических объёмов на 1,5%, по Уральскому округу — рост на 24,9%. Разница в стоимостных и физических показателях объясняется фактором изменения курсов валют. В числе причин, повлиявших на снижение экспортных объёмов в Пермском крае, участниками заседания приводились следующие: отсутствие регионального представительства РЭЦ, слабая информированность экспортеров о существующих механизмах государственной поддержки и субсидирования, о потенциальных рынках сбыта имеющейся продукции и зарубежных партнерах, готовых инвестировать в перспективные производства.

По итогам января-февраля текущего года ситуация намного благоприятнее: растут как стоимостные, так и физические объемы экспорта в целом по России и по трём округам.

По информации представителя Минпромторга России, в целях реализации механизма продвижения продукции на внешние рынки постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2017 г. № 488 предусмотрена возможность субсидирования части затрат российских производителей на аренду площадей на выставках за рубежом и организацию доставки образцов продукции до (и обратно) места проведения выставок. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2017 № 513 предусматривается реализация программы адаптации известных российских брендов с использованием системы добровольной сертификации, субсидирование на рекламное и информационное сопровождение экспортной продукции, на проведение маркетинговых исследований, позиционирование российских товаров на международных рынках. Эти меры создадут благоприятные условия экспортерам для доступа продукции на внешние рынки за счет снижения затрат на проведение информационных и рекламных мероприятий.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.12.2012г. № 1302, от 08.06.2015г. № 566 реализуются механизмы льготного кредитования иностранных покупателей российской высокотехнологичной промышленной продукции путем предоставления из федерального бюджета субсидий государственной корпорации «Внешэкономбанк» и АО «Росэксимбанк» на компенсацию недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции.

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2016г. № 1368 предусматривается выделение субсидий российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности, постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 г. № 1388 – предоставление субсидий производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов, постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017г. №496 — предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции. Функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам выделения вышеуказанных субсидий из федерального бюджета выполняет АО «Российский экспортный центр».

Принимая во внимание важность решения задач обеспечения устойчивого экономического роста, основанного на стабильном экспортном потенциале, и усиления российского присутствия на мировых рынках за счет увеличения объёмов экспорта несырьевой продукции, участники «круглого стола» и выездного заседания комитетов Совета Федерации по международным делам и по экономической политике р е к о м е н д у ю т: 

1. Правительству Российской Федерации:

  • способствовать продвижению внешнеэкономических интересов России на многосторонних международных площадках (АТЭС, G20 и др.);
  • координировать взаимодействие РЭЦ с торговыми представительствами России за рубежом, экономическими советами при послах Российской Федерации в иностранных государствах, государственными и частными торговыми домами, зарубежными представительствами ТПП России и представительствами российских компаний в иностранных государствах по вопросам продвижения российского экспорта;
  • направить усилия на оптимизацию географической структуры российских торговых представительств с учетом смещения центра мировой экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион, активизировать использование возможностей торгпредств для обеспечения недискриминационного доступа на перспективные рынки развивающихся стран в связи с формированием возможного экономического партнерства с членами Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии;
  • в рамках реализации проекта сопряжения Евразийского экономического союза и Шелкового пути предусмотреть меры, стимулирующие производственную кооперацию российских компаний;
  • оказывать содействие Евразийской экономической комиссии в заключении преференциальных торговых соглашений со странами, приоритетными для российского несырьевого экспорта;
  • способствовать надежному сопровождению деятельности отечественных экономических операторов на зарубежных рынках, противодействию дискриминации российских компаний, товаров, услуг, инвестиций, максимально эффективно используя возможности Постоянного представительства России при ВТО в ходе рассмотрения спорных вопросов на площадке Органа по разрешению споров ВТО, участия в международных усилиях, направленных на формирование более справедливой международной торговой системы;
  • содействовать политико-дипломатическому сопровождению инвестиционных контрактов с участием российского отечественного бизнеса, оказывать содействие экспортерам в преодолении административных и дискриминационных ограничений в странах пребывания;
  • развивать экспорт услуг, ориентированных на возможных партнеров в Африке и Латинской Америке; 

в части проведения экспортно-ориентированной промышленной политики:

  • увязывать меры поддержки экспорта с отраслевым экспортным потенциалом конкурентоспособных производств;
  • направить усилия на технологическое обновление производства, повышение доли наукоемких, инновационных отраслей в общеэкономической структуре за счет привлечения инвестиций, передовых научно-технических знаний и технологий;
  • планировать развитие производства простых химических соединений для лекарственных препаратов на территории Российской Федерации с целью роста конкурентоспособности сферы лекарственных средств, предусмотреть финансовую поддержку со стороны государства при их регистрации за рубежом для выхода российских препаратов на высоко-конкурентные европейские и американские рынки;
  • выстраивать торговые отношения с партнерами не только с целью продвижения конечной продукции, но и для эффективного встраивания в цепочки добавленной стоимости, предусмотреть меры, направленные на локализацию производств на собственной территории и промышленную кооперацию с предприятиями регионов, которые интересны с точки зрения расширения экспорта;
  • эффективно использовать уникальное географическое положение России для увеличения транзитных грузопотоков и стимулирования сопутствующих производств, что позволит создать необходимые условия для формирования в будущем большого Евразийского партнерства; 

в части совершенствования регуляторной среды и условий ведения экспортной деятельности осуществить меры, направленные на:

  • модернизацию пунктов пропуска в целях ускорения прохождения грузов через государственную границу Российской Федерации;
  • предоставление возможности возмещения НДС при продаже товаров на экспорт по каналам электронной торговли;
  • установление ставки 0 % НДС при экспорте услуг, а также при реэкспорте товаров, произведенных в рамках таможенных процедур «переработка на таможенной территории», «свободная таможенная зона» «свободный склад» (с целью создания условий для кооперационных промышленных цепочек);
  • внесение изменений в нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации в целях упрощения внешнеэкономической деятельности экспортеров;
  • обеспечение со стороны институтов развития финансовой поддержки российским компаниям при приобретении (строительстве) за рубежом производств, технологий, сервисных центров, объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения производства экспортно-ориентированной продукции на территории Российской Федерации в рамках участия в международных производственных цепочках; 

в части поддержки экспорта продукции АПК способствовать:

  • расширению доступа российской сельхозпродукции на рынки стран с растущим спросом, а также российских производителей-экспортеров мяса, зерна и продуктов его переработки на внешние рынки за счет снижения административных барьеров;
  • созданию инфраструктуры экспортно-ориентированных оптово-распределительных центров, представляющих собой мультитоварные агрологистические комплексы, позволяющие отечественным сельхозпроизводителям обеспечивать качественное хранение и реализацию сельхозпродукции на экспорт;
  • завершению переговоров с Ираном по поставкам отечественной сельхозпродукции и скорейшему подписанию преференциального торгового соглашения с Ираном;
  • формированию прямых товаропотоков экспортной агропродукции на масштабный рынок Бразилии и других стран-участниц БРИКС;
  • обеспечению переоборудования российских испытательных лабораторий в соответствии с принципами надлежащей лабораторной практики ОЭСР с целью международного признания результатов оценки и подтверждения соответствия экспортируемой продукции и проведения необходимых процедур сертификации;
  • формированию на принципах государственно-частного партнерства логистических центров для экспорта продукции АПК в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с использованием каналов электронной торговли;
  • урегулированию на законодательном уровне вопросов обращения экологически чистой биопродукции, регламентации порядка её сертификации и лицензирования. 

2. Российскому экспортному центру: 

— содействовать реализации экспортных проектов в отраслях с высокой добавленной стоимостью;

— реализовать пилотный проект по осуществлению деятельности РЭЦ на базе торговых представительств России в КНР и Вьетнаме;

— активизировать усилия по участию перспективных российских отраслей и ведущих экспортеров в продвижении бренда «Сделано в России»;

— способствовать продвижению региональных брендов экспортной продукции;

— взаимодействовать на базе региональных представительств РЭЦ с региональными торгово-промышленными палатами, деловыми ассоциациями, экспортными центрами при губернаторах в целях создания системы продвижения регионального экспорта;

— оказывать содействие в привлечении иностранных участников в проводимых на территории российских регионов международных выставках и ярмарках, поиске потенциальных партнеров для региональных компаний;

— предусматривать возможность презентаций инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций;

— совместно с АО «Корпорация «МСП» рассмотреть возможность организации работы в субъектах Российской Федерации по изучению технологических процессов производств компаний с иностранным участием, локализованных в субъектах Российской Федерации, с целью выявления возможности привлечения российских субъектов малого и среднего предпринимательства к взаимодействию с ними;

— рассмотреть возможность стимулирования деятельности коммерческих торговых посредников за рубежом по поиску торговых партнеров;

— использовать возможности региональных представительств ТПП России для решения вопросов идентификации и проверки благонадежности иностранных контрагентов при выходе региональных компаний на внешние рынки;

— активизировать работу Аналитического конъюнктурного центра по подготовке аналитических обзоров о торговых потоках, условиях деятельности за рубежом и потенциальных торговых партнерах, оказывать содействие региональным экспортерам посредством предоставления указанных аналитических продуктов;

— развивать информационную деятельность по продвижению товаров на международные рынки путем содействия в организации выставок российской продукции за рубежом, в том числе рекламной деятельности;

— формировать базу данных рекомендуемых надежных российских и зарубежных консалтинговых компаний для взаимодействия с российскими компаниями по вопросам продвижения продукции на зарубежные рынки;

— содействовать созданию российских торговых домов в странах БРИКС.