Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению»

Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон «О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 октября 2016 года.

Федеральный закон предусматривает приостановление Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области, подписанного в городе Москве 29 августа 2000 года и в городе Вашингтоне 1 сентября 2000 года, а также Протокола к Соглашению, подписанного в городе Вашингтоне 15 сентября 2006 года, и Протокола к Соглашению, подписанного в городе Вашингтоне 13 апреля 2010 года (далее – протоколы к Соглашению).

Приостановление действия Соглашения (статья 1 Федерального закона) связано с коренным изменением обстоятельств, возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий США в отношении России и неспособности США обеспечить выполнение принятых обязательств по утилизации плутония в соответствии с Соглашением и протоколами к Соглашению.

Согласно статье 2 Федерального закона действие Соглашения и протоколов к нему может быть возобновлено по решению Президента Российской Федерации после устранения США причин, приведших к коренному изменению обстоятельств, существовавших на день вступления в силу Соглашения и протоколов к Соглашению, при выполнении следующих условий:

— сокращение военной инфраструктуры и численности контингента войск США, размещенных на территориях государств, вступивших в НАТО после 1 сентября 2000 года, до уровня, на котором они находились на день вступления в силу Соглашения и протоколов к Соглашению (вступили в силу 13 июля 2011 года);

— отказ США от недружественной политики в отношении Российской Федерации (отмена закона США 2012 года Сергея Магнитского и закона США 2014 года о поддержке свободы Украины, отмена антироссийских санкций и компенсация ущерба, понесенного в результате их введения, включая потери от российских контрсанкций, введенных в отношении США);

— представление США четкого плана необратимой утилизации плутония, подпадающего под действие Соглашения.

Федеральный закон внесен в Государственную Думу на основании пункта 4 статьи 37 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», предусматривающего, что в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона. 3 октября 2016 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ, в соответствии с которым предусмотрено приостановление действия Соглашения и протоколов к нему через 120 дней со дня получения Американской Стороной соответствующего уведомления от МИДа России.

Приостановление Российской Федерацией действия Соглашения и протоколов к Соглашению с указанием на коренное изменение обстоятельств в полной мерей согласуется со статьей 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, в соответствии с которой участник международного договора вправе ссылаться на коренное изменение обстоятельств, существовавших при заключении договора, как на основание для прекращения договора или приостановления его действия в случаях, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия на обязательность договора.

Соглашение и протоколы к Соглашению подлежат приостановлению в форме принятия федерального закона на основании пункта 1 статьи 37 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку ранее были ратифицированы (федеральные законы от 3 июня 2011 года № 108-ФЗ, № 109-ФЗ, № 110-ФЗ).

В соответствии с пунктом «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 37 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Положения Федерального закона соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и согласуются с иными международными обязательствами Российской Федерации.

Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами «к» (внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации) и «м» (оборона и безопасность) статьи 71 Конституции Российской Федерации.

Принятие Федерального закона способствует обеспечению безопасности Российской Федерации и поддержанию стратегической стабильности. Принятие Федерального закона не повлечет за собой выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, не выявлено.

Правовое управление по представленному Федеральному закону замечаний не имеет.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству представленный Федеральный закон поддерживают.

На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.