Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям»

Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям», принятый Государственной Думой 24 ноября 2017 года.

Федеральным законом предусматривается присоединение Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (далее – Марракешский договор), принятому на Дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в городе Марракеше (Марокко) 27 июня 2013 года.

Марракешский договор имеет целью облегчение доступа лиц с нарушением зрения (слепых) и с ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, именуемых в его тексте бенефициарами, к литературным и художественным произведениям.

Марракешским договором регулируются вопросы, касающиеся установления категорий лиц (бенефициаров). Согласно статье 3 бенефициар – это лицо, которое является слепым или имеет нарушение зрения либо ограниченную способность восприятия или чтения, или лицо, которое по другим причинам не способно в силу физического недостатка держать книгу или обращаться с ней. Всем вышеуказанным категориям лиц должен быть облегчен доступ к произведениям.

Положениями Марракешского договора предусматривается обязательство государств-участников принимать необходимые законодательные меры, которые позволяют их уполномоченным органам без согласия обладателя авторских прав изготавливать экземпляры произведений в доступном формате и предоставлять их бенефициарам на некоммерческой основе. Статья 4 (пункт 2) устанавливает, что уполномоченным органам разрешается без согласия обладателя авторских прав изготавливать экземпляры произведения в доступном формате, получать от другого уполномоченного органа экземпляр в доступном формате и предоставлять эти экземпляры бенефициарам любым способом, включая некоммерческий прокат или электронное сообщение.

Марракешским договором регулируются вопросы, касающиеся трансграничного обмена экземплярами произведений в доступном формате (статья 5); импорта экземпляров произведений в доступном формате (статья 6), обязательств в отношении технических мер (статья 7); неприкосновенности частной жизни (статья 8); сотрудничества в целях облегчения трансграничного обмена (статья 9); общих обязательств в отношении ограничений и исключений (статья 11).

Статья 13 посвящена Ассамблее Договаривающихся сторон, которая должна рассматривать вопросы, касающиеся поддержания, развития, применения и функционирования Марракешского договора.

Решение о присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору принимается в форме федерального закона на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 21 и подпунктов «а» и «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку его предметом являются основные права и свободы человека и гражданина, а также, поскольку в части, касающейся условий использования экземпляров произведений в доступном формате, Марракешский договор содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации и потребует внесения изменений в действующие федеральные законы, в частности, в статью 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Присоединение Российской Федерации к Марракешскому договору будет способствовать расширению возможностей лиц с ограниченными способностями на доступ к культурной и социальной жизни общества.

Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация Федерального закона не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.

Федеральный закон соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживают ратификацию Федерального закона.

На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям».