Заседания Комитета

Совместное заседание Комитета Совета Федерации по международным делам и Комиссии Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества

9:00–9:45, комн. 802 (белый зал)


Повестка совместного заседания

20 ноября 2014 года
9:00–9:45
комн. 802 (белый зал)

I. О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в субъектах Российской Федерации (в том числе в контексте работы с переселенцами из Юго-Востока Украины).
Докладывает: Заместитель руководителя Федеральной миграционной службы РАДОЧИНА Елена Анатольевна

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ:

1. СЛУЦКИЙ Леонид Эдуардович
Председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками

2. КОЛОМБЕТ Михаил Васильевич
Начальник отдела Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России

3. ЛЕБЕДЕНКО Владимир Юрьевич
Заместитель директора Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными организациями МИД России

4. ВАРНАВСКИЙ Владимир Алексеевич
Председатель Законодательного собрания Омской области, член Комиссии Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества

5. МОСКАЛЬКОВА Татьяна Николаевна
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками

6. ГОРЧАКОВ Виктор Васильевич
Председатель Законодательного собрания Приморского края, член Комиссии Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества

II. О проекте Плана работы Комиссии Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества на 2015 год.
Докладывает: Председатель Комиссии Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества, Председатель Государственного Совета Республики Татарстан МУХАМЕТШИН Фарид Хайруллович

3. Разное.

РЕШЕНИЕ

совместного заседания Комитета Совета Федерации по международным делам и Комиссии Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества на тему «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в субъектах Российской Федерации» (в том числе в контексте работы с переселенцами из Юго-Востока Украины)

Заслушав и обсудив информацию на тему «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в субъектах Российской Федерации» (в том числе в контексте работы с переселенцами из Юго-Востока Украины), Комитет Совета Федерации по международным делам и Комиссия Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества отмечают, что нормативно-правовая база в целом позволяет решать вышеназванные задачи.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа), действует с 2006 года (Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289, вступил в силу с 31 декабря 2012 года). Координатором Государственной программы определена Федеральная миграционная служба.

Учет желающих добровольно въехать в конкретные субъекты Российской Федерации для постоянного проживания, направление их на территорию вселения и оформление необходимых для въезда документов (свидетельство участника Государственной программы) возложены на представительства ФМС России за рубежом, где формируются официальные информационные пакеты о Государственной программе, комплекты информационных материалов о проектах переселения, разработанных субъектами Российской Федерации, и информационный ресурс о возможностях приема, трудоустройства и условиях проживания на конкретных территориях вселения.

В настоящее время Государственная программа реализуется в 54 субъектах Российской Федерации.

С начала реализации Государственной программы по состоянию на 1 ноября 2014 года в уполномоченные органы за рубежом и территориальные подразделения ФМС России подано около 230 тыс. заявлений об участии в Государственной программе (более 513 тыс. заявителей вместе с членами их семей). В 2014 году от соотечественников принято более 70 тыс. заявлений (163 тыс. человек), в 2012 году – 48 тыс. заявлений, в 2013 году – 39 тыс. заявлений.

Выдано более 135 тыс. свидетельств участника Государственной программы на 290 тыс. человек, из них в текущем году – около 42 тыс. свидетельств почти на 94 тыс. человек, в 2012 году – 42,5 тыс. свидетельств, в 2013 году – 13,5 тыс. свидетельств.

Всего в рамках Государственной программы в Россию переселилось более 215 тыс. соотечественников, из них в текущем году – около 70 тыс. человек, что превышает ранее прогнозируемые результаты на 2014 год в целом, в 2012 году переселилось 57 тыс. человек, в 2013 году – свыше 36 тыс. человек.

Наибольший интерес к участию в Государственной программе проявляют соотечественники, проживающие на территории государств – участников СНГ: граждане Казахстана (28%), Узбекистана (19%), Украины (13%), Молдавии (11%) и Армении (10%). При этом с точки зрения переезда популярностью у переселенцев пользуются субъекты Центрального и Сибирского федеральных округов.

Следует отметить, что достаточно высок образовательный уровень потенциальных участников Государственной программы – около 40% заявителей имеют высшее или неоконченное высшее образование, количество лиц со средним профессиональным образованием составляет 40%, полное и основное среднее образование имеется у 24% соотечественников.

Основной преференцией, на которую имеют право участники Государственной программы и члены их семей, является возможность приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Около 75% соотечественников, прибывших в период 2013–2014 годов, приобрели гражданство Российской Федерации, остальные находятся в процессе оформления.

Значительную роль в проработке вопросов, связанных с совершенствованием механизма привлечения соотечественников в Россию играет Межведомственная комиссия по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В 2014 году с учетом сложившейся общественно-политической обстановки на Украине произошло массовое прибытие украинских соотечественников на территорию России, большинство из которых связывают свое будущее с Россией. При этом наиболее приемлемым для соотечественников, прибывших из Украины, является участие в Государственной программе. 25 июля 2014 года Указом Президента Российской Федерации № 531 в Государственную программу внесены изменения, позволяющие стать ее участникам лицам, получившим временное убежище в Российской Федерации.

Во исполнение данного Указа изданы постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 года № 1032, которым утверждаются Временные правила организации работы с соотечественниками из Украины, получившими временное убежище и желающими принять участие в Государственной программе, а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2014 года № 2040-р, вносящее изменения в форму заявления об участии в Государственной программе для предоставления возможности лицам, имеющим временное убежище, вступать в Государственную программу.

Кроме этого ФМС России разработан и внесен 23 октября 2014 года в Правительство Российской Федерации проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Следует отметить, что 37 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, подготовили изменения в региональные программы переселения, предусматривающие увеличение количества принимаемых соотечественников.

Начиная с августа 2014 года, численность ежедневно обратившихся соотечественников с Украины составляет 400–600 человек. По состоянию на 1 ноября 2014 года по вопросу участия в Государственной программе обратилось более 52 тыс. граждан данной категории. Территориальными органами ФМС России принято 26 тыс. решений об их участии.

Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации о закреплении функций Минрегиона России за Федеральной миграционной службой и с решениями, принятыми на заседаниях рабочей группы по вопросам оказания поддержки лицам, вынужденно покинувшим территорию Украины и временно размещенным на территории Российской Федерации, ФМС России проведена работа по модернизации нормативной правовой базы, регулирующей порядок выполнения Государственной программы.

Анализ реализации Государственной программы показал, что основной проблемой для участников Государственной программы и членов их семей остается недостаточная проработка вопроса о постоянном жилищном обустройстве.

Поскольку вопросы постоянного жилищного обустройства соотечественников не являются предметом Государственной программы, они должны решаться в рамках иных действующих жилищных программ при условии внесения в них необходимых дополнений и изменений.

Принимая во внимание, что осуществление мониторинга и координации реализации региональных программ переселения, стимулирования развития жилищного строительства, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости отнесены к полномочиям Минстроя России, следует под эгидой Минстроя России создать межведомственную рабочую группу (с включением в ее состав представителей субъектов Российской Федерации) для определения путей решения данного вопроса.

Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по международным делам и Комиссия Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества приняли следующие рекомендации.

Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Продолжить мониторинг правоприменительной практики и совершенствование нормативной правовой базы в сфере переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в целях повышения эффективности реализации Государственной программы.

2.ФМС России во взаимодействии с субъектами Российской Федерации продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы и механизма практической реализации Государственной программы.

3. Сформировать под эгидой Минстроя России межведомственную рабочую группу (с привлечением представителей субъектов Российской Федерации) для подготовки предложений о постоянном жилищном обустройстве участников Государственной программы и членов их семей, а также совершенствовании законодательства Российской Федерации в указанных целях.

4. Минстрою России совместно с Минфином России проработать вопрос о выделении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по постоянному жилищному обустройству участников Государственной программы и членов их семей.

5. Расширить практику проведения дистанционных видеоконференций с представителями уполномоченных органов субъектов Российской Федерации по тематике Государственной программы.

Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления:

1. Предусмотреть возможность:

  • трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей на любые вакансии, имеющиеся в базе данных региональной службы занятости;
  • решения вопросов постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы и членов их семей путем включения в региональные жилищные программы, а также расширения практики создания жилищно-строительных кооперативов, строительства доступного жилья (в том числе, с привлечением финансовых средств соотечественников).

2. Обеспечить оперативное согласование документов, касающихся участия в Государственной программе соотечественников, прибывших в экстренном массовом порядке с территории Украины.

3. Уполномоченным органам субъектов Российской Федерации по согласованию с МИД России и Россотрудничеством направить в страны с наибольшим миграционным потенциалом информационные материалы о региональных программах переселения, предусмотрев проведение в таких государствах выездных презентаций на площадках Россотрудничества и ФМС России.

4. Практиковать на постоянной основе проведение ознакомительных пресс-туров и выездов потенциальных переселенцев, журналистов русскоязычных СМИ, освещающих тематику переселения, представителей организаций соотечественников в российские регионы для ознакомления и трансляции позитивного опыта соотечественников, уже переселившихся по Государственной программе.

5. Российским регионам, участвующим в Государственной программе, активнее использовать информационные ресурсы интернет-порталов ФМС России и МИД России для популяризации своих региональных программ.

6. Развивать опыт отдельных регионов России по созданию бесплатной «горячей телефонной линии» по вопросам участия в Государственной программе.

7. Рекомендовать правительствам Новосибирской, Калининградской, Липецкой, Тюменской областей и иных заинтересованных субъектов Российской Федерации до конца 2014 года разработать методические рекомендации по реализации региональных программ переселения и направить их в субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации Государственной программы, а также в ФМС России в целях использования положительного опыта по приему переселенцев.