Выступления и публикации

Выступление руководителя российской делегации, председателя Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачева на 132-й Ассамблее Межпарламентского союза по вопросу «Цели устойчивого развития: переход от слов к делу»

г. Ханой


Уважаемый господин Председатель Межпарламентского союза.
Уважаемый господин Генеральный секретарь Межпарламентского союза,
Уважаемые участники и гости Ассамблеи! 

Разрешите поприветствовать всех собравшихся в этом зале и поблагодарить руководство Вьетнама за радушный прием и исключительно благоприятные условия, созданные для работы делегаций.

Рассматриваем нынешний форум как посильный вклад парламентариев всех стран в решение наиболее острых вопросов развития человечества. Знаковым этапом в этом процессе, на наш взгляд, должен стать Саммит ООН по Глобальной повестке дня в области развития (ГПДР) на период после 2015 года, который состоится в Нью-Йорке 25–27 сентября с. г.

Подготовка к предстоящему Саммиту ООН по ГПДР рассматривается нами в качестве безусловного приоритета работы ООН на социально­-экономическом и природоохранном направлении. Готовы к конструктивному взаимодействию со всеми делегациями в интересах успешного согласования итогового документа Саммита, призванного консолидировать мировое сообщество и придать новый импульс многосторонним усилиям в борьбе с голодом и нищетой и достижении устойчивого развития.

Исходим из того, что формирующие основу ГПДР Цели устойчивого развития (ЦУР) будут строго выдержаны в русле решений Конференции ООН «Рио+20», включая приверженность принципу общей, но дифференцированной ответственности за развитие.

Убеждены в контрпродуктивности пересмотра договоренностей, достигнутых в рамках Открытой рабочей группы (ОРГ) ГА ООН по ЦУР. Считаем рекомендованный ОРГ набор целей и показателей устойчивого развития единственно возможным в настоящий момент компромиссом и адекватным ориентиром международного сотрудничества в социально­-экономической, природоохранной и смежной областях.

В рамках разработки ГПДР приоритетное значение придаем стабилизации мировой экономики, обеспечению занятости и созданию достойных условий труда, наращиванию производительного потенциала, внедрению более эффективных и рациональных моделей производства и потребления.

Считаем принципиально важным акцентировать в наборе ЦУР показатели в области безопасности дорожного движения, формирования здорового образа жизни, борьбы с неинфекционными заболеваниями и наркоугрозой.

Говоря о необходимости перехода от слов к делу, считаем принципиально важным, чтобы разработанные ОРГ цели и сопровождающие их целевые показатели ориентировались на поддающиеся количественной оценке конкретные результаты. По нашему мнению, цели имеют практическую направленность, являются глобальными по своему характеру и универсально применимыми. Они учитывают различные национальные условия, потенциал и уровень развития, а также национальные стратегии и приоритеты. В их основу положены цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, и они направлены на завершение работы по реализации этих целей и реагирование на новые вызовы. Они представляют собой единый и неделимый комплекс глобальных приоритетов в области устойчивого развития. Целевые показатели носят амбициозный глобальный характер, при этом, что представляется существенным, каждое правительство может устанавливать свои собственные национальные цели, руководствуясь глобальными задачами, одновременно принимая во внимание национальные условия.

Поддерживаем призыв развивающихся стран предусмотреть в ГПДР необходимые средства осуществления (means of implementation), включая обязательства по оказанию официальной помощи развитию (official development assistance), а также передаче технологий, наращиванию прямых иностранных инвестиций и выправлению торговых дисбалансов.

В этой связи большое значение придаем Международной конференции по финансированию развития (Аддис-Абеба, 13–16 июля 2015 г.), которую мы, как и большинство стран-членов ООН, рассматриваем в качестве основного форума для обсуждения «средств осуществления» будущих ЦУР.

По‑прежнему убеждены в необходимости избегать политизации ГПДР. Мы против перенасыщения повестки дня Саммита вопросами мира и безопасности, защиты прав человека, верховенства права и т. д. Считаем, что расширительное толкование концепции устойчивого развития и привнесение в нее новых измерений, включая т. н. «политическое», не соответствует установкам Конференции ООН «Рио+20».

Свой конкретный вклад в выполнение ЦУР видим в проведении в текущем году парламентских слушаний в Совете Федерации, связанных с законодательными аспектами реализации решений ООН в области развития.

Хотел бы обратить Ваше внимание на то, что всем нам предстоит в рамках ГПДР принять соответствующую Декларацию. Считаем, что она должна подтверждать центральную роль ООН в качестве единственной универсальной платформы для выработки взаимоприемлемых решений глобальных проблем и продвижения концепции устойчивого развития, содействующей формированию стабильной, безопасной справедливой, демократической системы международных отношений, учитывающей равное партнерство между государствами с соблюдением принципов и целей устава ООН.

А теперь несколько слов о будущем Межпарламентского союза, о нашей с вами общей организации. Убеждены в том, что в её работе, в повестке дня предстоящих ассамблей должны появляться вопросы, важные для мироустройства и значимые для международной общественности.

Российская делегация уже предложила одну такую тему для общих дебатов для следующей Ассамблеи, которая состоится в октябре этого года в Женеве. Эта тема 70-летия окончания Второй мировой войны и соответственно 70-летия создания Организации объединённых наций. Считаем, что обращение нашего Союза к этой теме важно не только с исторической точки зрения, но и в силу продолжающихся очень опасных тенденций в ряде стран Современного мира, связанных с попытками героизации нацизма и оправдания политического экстремизма. Таким попыткам должен быть поставлен безусловный заслон.

Другие темы, заслуживающие внимания наших последующих ассамблей, по нашему мнению, могли бы сводиться к следующему. Во‑первых, настала пора обсудить вопросы недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств и силовой смены режимов с вмешательством извне. Мы увидели такие попытки на примере Украины год назад, а сейчас — Йемена. В обоих случаях эти попытки привели к серьезным потрясениям и к расколу общества в соответствующих странах. Вторая тема — общие стандарты в вопросах организации, проведения и последующей оценки выборов. В настоящее время эту оценку осуществляют в основном организации, претендующие на монополию в данной сфере — ОБСЕ и Совет Европы. Часто их оценки оказываются излишне политизированными и определяются не тем, в какой степени выборы соответствовали установленным стандартам, а тем, кто победил на этих выборах. Такая политизированность оценок разрушительна для демократических процессов и должна быть предотвращена. И ещё одна тема – соответствие так называемых либеральных ценностей, которые сейчас активно продвигаются рядом стран Запада, традициям, устоям и духовным началам тех стран, в которых их предлагается реализовать. Как нам представляется, эти вопросы могли бы быть очень важными темами для дискуссий на предстоящих ассамблеях. Российская делегация имеет в виду в ближайшее время внести на этот счёт конкретные инициативы.

Спасибо за внимание.