Выступления и публикации

Выступление Председателя Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачева в связи с представлением Отчета Комитета об итогах работы в 2014 году.

Отчет о деятельности Комитета по международным делам в полном объеме опубликован на сайте Комитета. Сразу оговорюсь, что речь в документе идет о работе в 2014 году, то есть до того момента, когда председателем Комитета был утвержден ваш покорный слуга. Поэтому буду говорить как о работе коллег, которые поручили мне представить отчет, так и, отчасти, о том, как начатое тогда было продолжено и развито уже в текущем году на основе преемственности и сохранения тех принципов, на которые ориентировали Комитет В.И.Матвиенко и курирующий нашу работу заместитель Председателя Совета Федерации И.М.-С.Умаханов.

Эти принципы вытекают из самой специфики нашей работы, которая предполагает, в частности, инициативность и оперативность. При выборе рассматриваемых проблем Комитет стремился максимально приближаться к мировой повестке дня, а в чем‑то и опережать ее. Предметом рассмотрения на заседаниях Комитета и «круглых столах» стали, например, практика деятельности международных судов по разрешению ситуаций, создающих угрозу миру и безопасности, проблема объективного определения места России в международных экономических рейтингах, перспективы евразийской интеграции, итоги обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия, готовящаяся договоренность по ядерной программе Ирана и другие.

Расстановка приоритетов в работе Комитета соответствует Концепции внешней политики Российской Федерации. Она, кстати, отражена и в одобренном вами сегодня Постановлении Совета Федерации «Об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации».

Основной приоритет – это, безусловно, вопросы законодательного обеспечения процесса формирования Евразийского экономического союза. 26 марта 2014 года Совет Федерации принял развернутое постановление с конкретными рекомендациями Правительству Российской Федерации «О роли Российской Федерации в евразийском интеграционном процессе, перспективах развития и углубления экономической интеграции».

В развитие заложенной в нем логики Комитетом принято решение образовать в своем составе отдельный подкомитет по вопросам евразийской интеграции, который возглавил первый заместитель Председателя Комитета В.М.Джабаров.

Особое внимание уделялось содействию укреплению связей с соседями на пространстве СНГ на двусторонней основе. Вехами на этом направлении стали ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, договоров с Казахстаном и Арменией о развитии военно-технического сотрудничества, правовое оформление присоединения Узбекистана к зоне свободной торговли государств – участников СНГ, соглашения с Казахстаном, Киргизией и Арменией о поставках углеводородов и иные, рассмотренные на заседании Комитета и внесенные на рассмотрение Совета Федерации. В январе уже текущего года Совет Федерации ратифицировал Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве, который широко обсуждался в России и за ее пределами. Сейчас мы активно готовимся к рассмотрению ратификационного закона о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу.

Отдельно отмечу яркое событие – первый Форум регионов Беларуси и России на тему «Эффективное развитие агропромышленных комплексов Беларуси и России — важнейшее условие продовольственной безопасности Союзного государства», прошедший 5 — 6 июня 2014 года под руководством Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Сейчас усилия Комитета сосредоточены на подготовке второго Форума, работаем здесь в тесном контакте с заместителем Председателя Совета Федерации Ю.Л.Воробьевым.

Особый случай – конечно же, Украина. Как вы помните, по поручению Председателя Совета Федерации Комитетом в феврале-марте прошлого года были оперативно сформированы делегации Совета Федерации для подготовки вместе с крымчанами рекомендаций по дальнейшим шагам, направленным на урегулирование кризиса, а затем — для работы в качестве наблюдателей от Совета Федерации на общекрымском референдуме.

По поручению Совета Федерации 3 марта 2014 года при Комитете была создана Комиссия по мониторингу ситуации на Украине. Состоялось 12 заседаний. 17 июня на расширенном заседании Комиссии В.И.Матвиенко предложила создать Комитет общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины. За 2014 год Комитет подготовил и принял участие в подготовке 6 заявлений и обращений Совета Федерации, еще два заявления были приняты уже в текущем году.

Уже в этом году Комитет активно продвигал идею формирования парламентского измерения «нормандского формата» для содействия реализации Минских соглашений об урегулировании украинского конфликта. Безусловно, эта тема будет приоритетной для Комитета и в дальнейшем, хотя не все здесь зависит от нас. Поэтому думаем над иными формами и форматами содействия.

Еще одна важная тема – особенно в контексте юбилея Великой Победы – мемориальная работа, а также противостояние попыткам фальсификации истории и реабилитации нацизма и его пособников. В прошлом году состоялось расширенное заседание Комитета на тему «О состоянии и статусе находящихся за рубежом воинских захоронений и мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение». Эта тема взята Комитетом на особый контроль, поэтому в текущем году мы обсудили ее дополнительно и имеем в виду выйти на полномасштабные парламентские слушания позднее в этом году.

В январе 2015 года принято Заявление в связи с 70-летием освобождения узников концлагеря Освенцим и Международным днем памяти жертв Холокоста, которое в марте было издано в качестве официального документа Совета Безопасности ООН и 69-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

23 апреля прошли Парламентские слушания «Политико-правовые аспекты противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников: сравнительный анализ и уроки на будущее».

Украинская тема доминировала и в нашей работе в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества, в частности, применительно к вопросам, которые по инициативе Комитета выносились на рассмотрение Комиссии Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества. 20 ноября 2014 года прошло совместное заседание Комиссии и Комитета, на котором обсуждалась тема реализации госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.

В целом проблематика поддержки и защиты соотечественников неизменно находилась в центре внимания Комитета. По итогам проделанной в прошлом году работы 5 марта нынешнего года состоялся «круглый стол», а затем было принято Постановление Совета Федерации «О совершенствовании механизмов взаимодействия Российской Федерации с зарубежным Русским миром и развития международного гуманитарного сотрудничества», в отношении реализации которого Правительством дано развернутое поручение федеральным органам исполнительной власти. Будем контролировать.

С учетом председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2015 году особый акцент делался и делается на работе и на этом направлении. 25 февраля 2014 года прошел «круглый стол» на тему «Объединение БРИКС: стратегия и перспективы развития». В прошлом году была начата и в этом году продолжена подготовка парламентского форума в формате встречи глав высших законодательных органов стран-участниц БРИКС 8 июня в Москве. В апреле состоялись встречи с главами всех делегаций стран БРИКС на сессии Межпарламентского союза (МПС) для обсуждения модальностей участия их государств в московском форуме, тогда же состоялась рабочее совещание членов Комитета по международным делам с послами государств – участников этого объединения, а также «круглый стол» на тему «О перспективах создания парламентского измерения БРИКС».

В целях содействия сотрудничеству субъектов России со странами БРИКС в Комитете образован подкомитет по межпарламентскому взаимодействию стран БРИКС, его возглавил заместитель Председателя Комитета А.А.Климов. Сейчас работаем над запуском работы аналогичного подкомитета по проблематике ШОС.

По‑прежнему особую роль в нашей работе играют как многосторонние, так и двусторонние площадки межпарламентского сотрудничества.

Разумеется, и здесь приоритетным для Комитета оставалось сотрудничество со странами СНГ в различных форматах. Члены Комитета принимали активное участие в работе делегаций Совета Федерации в Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ, Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, Парламентской ассамблее ОДКБ и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Среди иных площадок отмечу продуктивное участие членов Комитета в работе Межпарламентского союза, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Конгресса местных и региональных властей Европы, Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, Азиатской парламентской Ассамблеи, Постоянного комитета парламентариев Арктического региона, Панафриканского парламента, Парламентской ассамблеи Средиземноморья и 8-й конференции Форума «Азия – Европа» по парламентскому партнерству. Особо выделил бы продуктивную работу делегации Совета Федерации на 132-й Ассамблее Межпарламентского союза в марте текущего года.

Итоги зимних сессий Парламентской ассамблеи ОБСЕ и ПАСЕ мы предметно обсуждали на заседаниях Комитета в феврале текущего года, а также на «круглом столе» с участием членов Комитета на тему «Останется ли Россия членом ПАСЕ? Наши союзники и противники». По итогам мероприятий сошлись во мнении, что в ситуации, когда нам пришлось вынужденно приостановить работу в ПАСЕ и в ПА НАТО, целесообразно усилить нашу активность в ПА ОБСЕ. Сейчас готовим парламентские слушания на данную тему, которые состоятся 25 июня.

В целом межпарламентское взаимодействие с рядом государств Запада на сегодня существенно ограничено. Тем не менее, работа не прекращалась и на этом направлении. Так, по итогам визита Председателя Сената Франции г-на Ларше Комитетом были организованы встреча с представительной парламентской делегацией Франции и визит в Москву делегации Комитета по международным делам и обороне Сената Франции. Думаю, всем памятно яркое выступление спикера французского Сената на пленарном заседании Совета Федерации. Такую практику, когда перед сенаторами выступают лидеры зарубежных парламентов, Комитет предложил сделать регулярной.

В 2014 году Комитетом был организован Первый Панъевропейский фестивальный марафон «От Урала до Атлантики» в рамках объявленного в России Года культуры. Старт Второго панъевропейского фестивального марафона «От Тихого океана до Атлантики» под девизом «За Большую Европу без разделительных линий» дан во Владивостоке 24 мая.

Для активизации наших двусторонних связей с коллегами мы постарались использовать и ситуацию со сменой председателя Комитета. В феврале были направлены письма в адрес 74 председателей комитетов-партнеров по международным делам в зарубежных парламентах. На настоящий момент положительные ответы получены уже почти от сорока адресатов, готовятся соответствующие контакты.

Не менее важной считаем активную работу двусторонних межпарламентских комиссий и ряда групп по связям с парламентами зарубежных стран, существенно дополняющих международную активность Совета Федерации. Отметил бы также участие членов Комитета в составе миссий международных наблюдателей в мониторинге выборов в зарубежных странах – на парламентских выборах в Сербии, Казахстане и Молдавии, на местных выборах в Республике Корея и президентских выборах в Сирии.

И еще один важный принцип нашей работы – высокая требовательность к ее публичности. Отмечу, что в медиарейтинге Совета Федерации в число 50 самых активных сенаторов стабильно входят 7–8 представителей нашего Комитета. Это достаточно важный показатель нашей коллективной работы, но – опять же, исходя из специфики Комитета – видим задачу в том, чтобы публичность не ограничивалась границами России: позицию Комитета, в целом Совета Федерации должны слышать за рубежом. Это непросто, но есть доступные используемые нами форматы – например, известный проект Russia beyond the headlines «Российской газеты», параллельные публикации в Washington Times и «Коммерсанте», а в последнее время –и работа в социальных сетях.

В целом, считаю работу Комитета – моих предшественников и коллег – достаточно продуктивной. Однако, как представляется, в новых условиях, в которых сегодня реализуется внешняя политика России, и с учетом задач, поставленных перед Комитетом руководством Совета Федерации, от нас требуются большая инициативность, работа на упреждение, поиск новых партнеров и нестандартных решений, а также максимальная публичность. Практически каждый формат сегодня важен и может, что называется, «выстрелить», если мы будет готовиться лучше наших оппонентов, не ограничиваться при этом пленарными рамками соответствующих ассамблей и единовременными контатктами, а активнее работать в кулуарах и в межсессионный период, в полном объеме задействуя двусторонние связи с нашими союзниками.

Безусловно – это задача не одного Комитета по международным делам. В международное сотрудничество вовлечены практически все сенаторы. Комитет готов оказывать всю необходимую поддержку для реализации этого потенциала.

И еще одно. Коллеги по Комитепту поручили мне выразить искреннюю благодарность Валентине Ивановне, вашим заместителям, председателям других комитетов, руководителям межпарламентских комиссий и групп по связям, аппарату Совета Федерации, С.А.Мартынову, без поддержки которых, думаю, мы не смогли бы реализовать и половины задуманного.

Благодарю за внимание!