Выступления и публикации

Тезисы выступления первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам В.М. Джабарова на семинаре-совещании «Мониторинг состояния законодательного обеспечения государственной миграционной политики в 2014 году»

Одной из основных задач Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации является создание условий и стимулов для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом (пункт 23 Концепции).

Во исполнение этого положения Концепции, а также Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путина от 12 декабря 2012 года Правительством Российской Федерации были разработаны поправки в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающие упрощённый порядок получения российского гражданства соотечественниками, признанными носителями русского языка.

Напомню, Президент России тогда указал на то, что процесс получения гражданства соотечественниками «затруднён и до безобразия забюрократизирован».

Когда в Совете Федерации в апреле 2014 года рассматривались данные поправки, мы исходили из того, что с их принятием удастся действительно облегчить этот процесс, снять те барьеры, которые мешали нашим соотечественникам оперативно, без лишней волокиты принимать российское гражданство.

Спустя год можно подвести некоторые итоги реализации этого закона и, к сожалению, признать, что в полную силу он не работает. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения, которые поступают ко мне как к члену Правительственной комиссии по миграционной политике.

С осени 2014 года, когда начали действовать первые комиссии, выдающие сертификат носителя русского языка, подали заявления на этот статус более девяти тысяч человек, признано носителями русского языка более 6,5 тысяч человек. А гражданство получили всего 250! Причём эти 250 человек в своей массе были лицами без гражданства.

Анализ причин такого положения дел показывает, что главным препятствием для получения российского гражданства соотечественником – носителем русского языка является требование обязательного предоставления документов, подтверждающих его выход из иностранного гражданства. Мы знаем, что некоторые страны СНГ (в частности, Узбекистан и Украина) сознательно затягивают выдачу таких документов или вообще препятствуют выходу из своего гражданства без предоставления со стороны России гарантий, что данный человек будет принят в российское гражданство.

В результате мы имеем замкнутый круг, разорвать который можно только введением уведомительного порядка отказа от иностранного гражданства для соотечественников – носителей русского языка. Именно такой порядок, кстати, уже давно действует для участников Государственной программы по оказанию содействия переселению соотечественников. И никаких проблем при этом не возникает.

В нашем же случае процедура получения гражданства соотечественниками – носителями русского языка была фактически не упрощена, а усложнена.

Ещё один аспект этой проблемы связан вообще с нашим отношением к институту множественного гражданства. Полагаю, что само требование об обязательном отказе от иностранного гражданства при приёме в российское нуждается в серьёзном анализе, особенно применительно к обеспечению прав и законных интересов наших соотечественников.

Дело в том, что законодательство Российской Федерации не исключает возможности наличия двойного или второго гражданства у граждан России. В соответствии со статьей 62 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В августе 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает обязанность граждан России, имеющих второе гражданство, подавать соответствующие уведомления в ФМС России.

Учитывая эту обязательную регистрацию наличия второго гражданства, требование к соотечественникам об отказе от иностранного гражданства при приёме в российское вообще теряет всякий смысл. Мы вполне можем снять это требование конкретно для соотечественников, чтобы они как носители русского языка могли спокойно подать документы на оформление российского гражданства без излишней волокиты и ожидания решения от той же Украины, получить российское гражданство и зарегистрировать в ФМС России своё второе гражданство. Если же у них в дальнейшем возникнет необходимость поступить на работу в государственные структуры, то отказаться от иностранного гражданства им будет гораздо проще, уже имея на руках российский паспорт.

Учитывая большую актуальность этой проблемы, считаю, что одним из итогов нашего совещания могла бы быть рекомендация в адрес ФМС России решить вопрос о внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации с целью введения уведомительного порядка отказа от иностранного гражданства соотечественниками – носителями русского языка. А в более долгосрочной перспективе на законодательном уровне нам всё‑таки нужно пересмотреть уже неактуальное требование по обязательному отказу от иностранного гражданства как условия получения российского гражданства.