Выступления и публикации

Тезисы выступления председателя Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачева на открытии заседания российско-китайской межпарламентской комиссии на тему «Межрегиональное и приграничное сотрудничество» 9 июня 2015 г.

Мы знаем, что в Китае, иногда задаются вопросом: «а надолго ли Россия повернулась к Китаю? Или это вызвано только нынешней международной ситуацией, внешними факторами? И, соответственно, при нормализации своих отношений на Западе, Россия может опять откатиться на прежнюю «колею» интеграции в западное сообщество?». Если задуматься, то это, по сути, вопрос о том: есть ли у России стратегическое планирование? Или же она действует в «реактивном» плане, лишь реагируя на смену обстоятельств?

Напомню, что в октябре 2011 года В.В.Путин еще в статусе Председателя Правительства РФ во время визита в Китай констатировал, что КНР и РФ довели межгосударственные связи до очень высокого уровня, которого в истории двух стран еще не было. За год до этого Китай сменил Германию на позиции крупнейшего торгового партнера России. Сегодня мы не «пашем целину», а, скорее, пожинаем плоды того, что было заложено ранее, прежде всего – двумя важными договорами: Российско-китайским «большим» договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 г., открывшим новое тысячелетие в наших отношениях, а также соглашением между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в её восточной части, в ратификации которого я сам принимал активное участие в качестве председателя Комитета по международным делам Госдумы.

Поэтому ответ – да, у России есть стратегическое планирование, и поворот на Восток – не временное явление. Кроме того, надо учесть

а) ориентир на Восток, на Азию и АТР – это не наша российская идея, такую же стратегию выбрал, в частности, президент США Б.Обама;

б) санкции Запада – не краткосрочное явление (особенно если их будут привязывать к статусу Крыма – тогда они вообще будут вечными);

в) налицо поворот России не только к Китаю – ко всему незападному миру, незаслуженно забытому на четверть века. Россия избавляется от «украинских» иллюзий, что Запад и Европа могут все, в том числе – решать за Россию ее проблемы. Ключевым становится вопрос надежности партнеров. Китай оказал России поддержку в ситуации, когда на многие страны было оказано давление с целью добиться изоляции нашей страны. И мы эту поддержку, безусловно, видим и ценим.

Давление Запада, конечно, не породило российский поворот на Восток – он вызрел из наших внутренних потребностей, но углубило его и добавило новых акцентов (политических, военных, эмоциональных и т. п.). Считаю, что межрегиональное и приграничное сотрудничество сможет в хорошем смысле «приземлить» все то, что вырабатывается в высоких кабинетах и подписывается на саммитах. Ведь все делается, прежде всего, во имя людей и на благо людей. Они первыми должны ощутить преимущества нашего сближения.

Мне кажется, мы вступаем в принципиально новую эпоху в российско-китайских отношениях, когда даже чисто психологически может поменяться очень многое. Если, скажем, раньше для россиян было нормой ездить в Европу по делам и «к своим», а в Азию – из любопытства и за экзотикой. Но уже появляется обратный тренд: в Азию по делам, в Европу – на отдых для культурных развлечений. «Застрельщиками» в этом будут, конечно же, приграничные регионы: их успех станет примером и моделью для всех остальных. Уверен, похожие явления также будут наблюдаться и у наших китайских коллег, и это – вполне нормальные последствия наших общих усилий.