Выступления и публикации

Статья председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева в газете «Московский комсомолец»

Женева посмотрела на Санкт-Петербург без русофобии


В Женеве прошла 135-я Ассамблея Межпарламентского союза (МПС). Это старейшая и авторитетнейшая парламентская площадка мира, поэтому МПС часто называют «парламентским измерением ООН» или даже «ООН для парламентов». Что вполне логично, ведь всего в МПС представлены 171 государство и 11 региональных парламентских организаций в качестве ассоциированных членов, в том числе, например, и Межпарламентская Ассамблея СНГ.

Межпарламентский союз работает на благо парламентской дипломатии с конца позапрошлого века, я бы даже сказал, является ее идеальным воплощением. При этом его деятельность не омрачена скандальной славой парламентских ассамблей Совета Европы и ОБСЕ, которые под влиянием агрессивных групп депутатов из стран Запада (точнее — небольших, но сплоченных русофобских команд в их составе) в последнее время не устают штамповать тенденциозные и идеологизированные резолюции в духе худших времен «холодной войны», осуществляя тем самым своего рода «парламентскую антидипломатию».

Наша делегация направлялась на сессию МПС с понятным беспокойством, прекрасно понимая, как именно обстоят дела на международной информационной арене, где градус русофобских настроений зашкаливает за все мыслимые пределы порядочного и цивилизованного общения.

Тем приятнее констатировать, что вековые традиции взаимного уважения все же возобладали, причем именно во многом благодаря работе нашей делегации и лично председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Достаточно сказать, что основная тема резолюции о демократическом развитии для предстоящей в Санкт-Петербурге, то есть «домашней» для нас Ассамблеи, предложенная российской стороной, вообще была поддержана единогласно.

МПС является квинтэссенцией парламентской дипломатии, поскольку формируется не из политических групп и не на политизированной основе, а действует на основе сугубо географического принципа, согласно которому практически все страны входят в соответствующие «геополитические группы» (их всего шесть). Однако и из этого правила есть исключение, касающееся, как можно было ожидать, наших украинских соседей. Украина и группа «Двенадцать Плюс» (членами которой на самом деле являются много больше государств) утратила свою географическую привязку и превратилась в политизированную структуру, существующую в некой параллельной реальности, в которой она всякий раз безуспешно отстаивает цели и задачи, направленные не на общее благо и даже не в свою пользу, а по единственному принципу: лишь бы против России. В духе известного персонажа советского мультфильма: «а Баба-яга против!».

Но даже эта группа не поддалась жесткому и непарламентскому по своей форме напору украинских делегатов, когда руководящий совет МПС подавляющим большинством (138 голосов «за» при 19 «против») принял, могу уверенно утверждать, историческое решение провести Ассамблею МПС в Санкт-Петербурге в октябре 2017 года. Позиция адептов «бойкота» российской Ассамблеи показательно и с треском провалилась, что лишний раз подтвердило маргинальный и неконструктивный характер их позиции, уверенно отвергнутой межпарламентским большинством.

Само поведение наших украинских коллег заслуживает отдельных эпитетов, правда, честно говоря, не всегда парламентского свойства. Они всеми силами пытались превратить заседание руководящего совета в плохо отрепетированный спектакль, в котором были и взывания к некой международной парламентской совести, и патетические, но ничем не подкрепленные мольбы о помощи и поддержке, и, наконец, провоцирующие возгласы. Весь этот картинный пафос явно померк на фоне искренних поздравлений с победой Санкт-Петербурга как места проведения 137-й Ассамблеи МПС.

Могу гордиться тем, что Россия традиционно вносит ощутимый вклад в работу Межпарламентского союза. Тот факт, что на двух Ассамблеях подряд рассматриваются проекты российских резолюций, означает не что иное, как подтверждение того факта, что Россия активно формирует повестку работы МПС. Мы предметно и с пониманием дела работаем во всех существующих постоянных комитетах, комиссиях и других органах МПС. Здесь было бы уместно обратить внимание на то, что резолюции МПС, принимаемые консенсусом, вырабатываются не спонтанно, а в результате серьезной работы над документом, которая продолжается ритмично в течение всего предшествующего года в комитетах, комиссиях и рабочих группах.

Как раз на заседании одного из таких комитетов прошло обсуждение темы внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств — еще одной резолюции, предложенной Россией. Такой документ — можем уже уверенно утверждать — будет принят на 136-й Ассамблее в апреле 2017 года в Бангладеш. А ведь проект резолюции также сталкивался с заметным сопротивлением со стороны «заклятых друзей России» в МПС — и здесь их усилия никак не повлияли на результат.

Другая инициатива российской делегации — резолюция, посвященная 20-летию со дня принятия МПС Всеобщей декларации о демократии. Мы видим нашу задачу в том, чтобы прямо заявить в Санкт-Петербурге (где резолюция будет приниматься) о значимости естественного, не форсированного развития демократических процессов внутри той или иной страны, поскольку не существует некой «идеальной», «западной» модели демократии, которая подходила бы любой стране мира и являлась бы образцом для обязательного копирования. В отличие от некоторых наших коллег мы считаем, что демократия не может искусственно навязываться извне. Печальные примеры — и еще больше трагические итоги — подобной практики хорошо известны новейшей истории. Принудительная «демократизация» чуть ли не целого региона привела к созданию первого в истории человечества террористического квазигосударства. Думаю, пора уже извлечь уроки из порочных практик «экспорта демократии», в чем с нами, по сути, и согласились парламентарии мира.

Очень важно, что в отличие других, более известных у нас парламентских площадок, в МПС действительно работает механизм согласования парламентских позиций. Здесь слушают и слышат друг друга, приходят к приемлемым для всех компромиссным решениям и договариваются.

На этом фоне особенно неприглядно смотрятся недавние решения ПАСЕ и ПА ОБСЕ по России. Принятые в отсутствие России, они окончательно развеяли миф о договороспособности и реальной международной значимости этих площадок на сегодня. Единственный рецепт, который можно прописать этим организациям, чтобы исцелить от поразившего их недуга, — это не идти на поводу у неисправимых русофобов, а работать совместно, через поиск общих походов к решению подлинных, а не виртуальных международных проблем.

Сегодня, когда Запад все больше перестает восприниматься в качестве законодателя мод в политике и экономике, все больший интерес вызывают процессы глобального перераспределения баланса сил. МПС и здесь идет в фарватере этой тенденции, поскольку государства все активнее, ярче и, что самое главное, все более суверенно отстаивают свои национальные позиции по целому ряду вопросов международной жизни. Это выражается, в частности, в широте тематик, по которым МПС принимает резолюции с подачи национальных делегаций, как и в географии форумов МПС. Только за последние пять лет Ассамблеи Союза прошли в Канаде и Эквадоре, Уганде и Вьетнаме, Замбии и Швейцарии.

Да, нынешний кризис доверия к межпарламентским институтам весьма серьезен и объясним. Но именно Межпарламентский союз, как самая представительная из всех существующих международных парламентских организаций, по глубокому убеждению членов российской делегации в этой структуре, способен этот кризис преодолеть и своей работой доказать, что взаимное уважение и диалог должны оставаться мерами весов в отношении с нашими партнерами. Октябрь 2017 года в Санкт-Петербурге станет этому подтверждением.