Другие мероприятия

Совещание «Роль организаций российских соотечественников за рубежом в международном сотрудничестве Российской Федерации. Состояние и перспективы совершенствования законодательства в области развития связей с зарубежными соотечественниками»

Рекомендации

Обсудив актуальные вопросы взаимодействия российских государственных и некоммерческих организаций с соотечественниками за рубежом, возможные направления совершенствования законодательства в области развития связей с зарубежными соотечественниками, участники совещания отмечают следующее.

Русофобская политика ряда недружественных стран негативно отразилась на положении российских соотечественников. Заметно возросло количество нарушений их прав и законных интересов, которые коснулись в первую очередь лидеров общественных организаций, правозащитников, журналистов, рядовых активистов. При этом у Российской Федерации на ряде направлений сузились возможности для оказания необходимой поддержки соотечественникам и проектной работы в первую очередь из‑за сокращения дипломатического присутствия в недружественных странах и введения санкцонных ограничений в отношении Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Фонда «Русский мир» и Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, АНО «Институт Русского зарубежья».

В складывающихся условиях возрастает необходимость вовлечения широкой сети российских некоммерческих организаций международной направленности в работу с соотечественниками за рубежом, в том числе по теме правозащиты, содействия экономическим связям с Россией, поддержки русского языка, поиска работы в России, дополнительного профессионального образования, спорта, творчества, волонтёрства, науки. В настоящее время плотность присутствия российских общественных и неправительственных организаций на международной арене не соответствует уровню, который занимает Российская Федерация в мире.

Предстоит адаптировать механизмы работы с соотечественниками по линии некоммерческих организаций международной направленности, стимулировать их вовлечение в реализацию других направлений внешней политики Российской Федерации путём совершенствования соответствующего законодательства.

Отмечена важность донастройки Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с учётом новых реалий.

В связи с ужесточением антироссийской политики в государствах Прибалтики возрастает угроза массовой депортации в Россию русских и русскоязычных жителей этих стран, что требует заблаговременного принятия решений по организации их размещения в Российской Федерации в случае реализации неблагоприятных сценариев.

Отмечается необходимость комплексных законодательных решений, направленных на содействие релокации в Российскую Федерацию бизнеса соотечественников, в том числе посредством более широкого применения механизмов муниципально-частного партнёрства.

По итогам совещания предложены следующие рекомендации:

1. Разработать изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», дополнив перечень общественно-полезных направлений деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций работой с соотечественниками за рубежом.

2. Рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство в части закрепления перечня обязанностей учредителя некоммерческой организации.

3. С учётом быстро меняющихся внешнеполитических обстоятельств рассмотреть возможность включения в условия договоров на предоставление грантов грантоператорами возможности оперативного внесения изменений в грантовые проекты с целью обеспечения их соответствия актуальной повестке в период непосредственной реализации.

4. Профильным федеральным органам исполнительной власти создавать условия для расширения участия российских некоммерческих организаций международной направленности в реализации отдельных тематических направлений работы с соотечественниками за рубежом (женские объединения, соотечественники-юристы, соотечественники-предприниматели, объединения переселенцев, ассоциации журналистов-соотечественников, учёных-соотечественников и др.).

5. Расширять практику онлайн-курсов Россотрудничества «Соотечественник с проектным мышлением»;

6. В части развития экономических связей с соотечественниками рассмотреть возможность реализации следующих мер:

адаптация законодательства Российской Федерации в целях создания благоприятных условий для релокации бизнеса соотечественников в Российскую Федерацию, в том числе таможенного законодательства;

расширение возможностей и применяемых механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнёрства в части предоставления гарантий для организации бизнес-проектов соотечественников на территории конкретных субъектов Российской Федерации и муниципалитетов;

вовлечение проживающих за рубежом соотечественников в инвестиционные проекты в России через выпуск специальных облигаций;

7. В части дополнительных мер по совершенствованию механизмов содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников рассмотреть возможность реализации следующих мер:

принятие постановления Правительства Российской Федерации в соответствии со статьёй 14 Федерального закона «О беженцах», определяющего алгоритм действий федеральных и региональных органов государственной власти по размещению, условиям содержания, трудоустройству и документированию соотечественников в случае их экстренного массового прибытия (депортации) из стран Прибалтики;

создание на территории субъектов Российской Федерации, реализующих Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, общественных советов по вопросам переселения при высших должностных лицах соответствующих регионов с участием сенаторов Российской Федерации;

внесение изменений в указанную Государственную программу, направленных на включение в неё элементов репатриации;

совершенствование автоматизированной информационной системы «Соотечественники».

8. В части совершенствования механизмов защиты прав и законных интересов российских соотечественников за рубежом рассмотреть возможность реализации следующих мер:

увеличение финансирования Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом;

выделение в отдельное направление деятельности указанного Фонда и других правозащитных организаций защиту прав русских предпринимателей в недружественных странах;

проработка дополнительных правовых оснований в российском законодательстве для защиты прав проживающих за рубежом иностранных граждан не из числа российских соотечественников в случае их преследования за пророссийскую позицию.

9. Признать целесообразной дальнейшую экспертную проработку вопроса об уточнении понятия «соотечественник за рубежом», изложенного в пункте 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».