Другие мероприятия

Совещание на тему «Внешнеэкономические связи и приграничное сотрудничество приграничных регионов, входящих состав Дальневосточного федерального округа, как фактор обеспечения их динамичного развития в новых внешнеполитических условиях». (совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитетом Совета Федерации по экономической политике)

Рекомендации

Рассмотрев вопрос о динамичном развитии приграничных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), в контексте новых внешнеполитических условий, участники выездного совещания отмечают следующее.

Происходящие с 2014 года изменения геополитической обстановки вызвали необходимость формирования специальной институциональной базы для решения вопросов приграничного развития российских регионов ДФО. В частности, в октябре 2015 года Правительство Российской Федерации приняло Концепцию развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, в которой отмечено возрастающее значение укрепления экономических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики.

Особое значение для развития дальневосточных приграничных территорий имеет также реализация и совершенствование уже запущенных механизмов развития Дальнего Востока, включая особые льготные режимы предпринимательской деятельности в рамках Федерального закона «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» и Федерального закона «О свободном порте Владивосток», инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, льготное финансирование крупных инвестиционных проектов и субъектов малого и среднего предпринимательства, реализация планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО.

В связи с введением антироссийских санкций у регионов возникла потребность в формировании действенных мер, которые минимизируют их последствия. Они концентрируются вокруг двух основных направлений: поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование импортозамещения через создание преференций тем экономическим субъектам, которые могут выпускать аналоги востребованной санкционной продукции.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 года отметил важность решения общенациональных задач по развитию Сибири и Дальнего Востока, в том числе за счет расширения перспективных внешнеэкономических связей и выстраивания новых логистических коридоров, увеличения провозной способности Восточного полигона железных дорог (Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей), расшивки узких мест на наиболее загруженных направлениях движения экспортных грузов, включая подходы к портам.

В условиях внешнего санкционного давления недружественных России государств и переориентации направления экспорта российских товаров, в том числе энергоресурсов, на альтернативные рынки сбыта, необходимо оперативно выстроить новые логистические цепочки поставок до их новых потребителей. На реализацию указанных задач, ускорение темпов реализации инфраструктурных проектов направлен перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития дальневосточных городов от 5 мая 2023 года № Пр-914.

На российско-китайской границе формируется система трансграничных транспортных коридоров. В 2022 году состоялось открытие трансграничного автомобильного мостового перехода «Благовещенск-Хэйхэ» и железнодорожного мостового перехода через реку Амур в Еврейской автономной области. Реализуются проекты по строительству международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», канатно-подвесной дороги через реку Амур в Благовещенске. В Забайкальском крае планируется строительство нового железнодорожного пункта пропуска Приаргунский, расположенного вблизи пункта пропуска Староцурухайтуйский-Хэйшаньтоу.

Упрощению перемещению товаров способствует реализация совместного российско-китайского проекта «Зеленый коридор», который заключается в информационном взаимодействии экспортеров, импортеров, таможенных служб России и Китая.

На уровне регионов ведется работа, направленная на развитие внешнеэкономических связей.

Основным внешнеторговым партнером Забайкальского края продолжает оставаться Китай. За январь-сентябрь 2022 года объем торговли с КНР составил 95,5 % от стоимостного объема внешнеторгового оборота региона.

В Приморском крае наращивают сотрудничество в торгово-экономической сфере с Белоруссией и Китаем.

Республика Бурятия взаимодействует со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь с Монголией. Активизация авиационного, автомобильного и железнодорожного сообщений российских регионов с Монголией может позитивно повлиять на развитие отраслей сельского хозяйства, промышленности, туризма.

В Хабаровском крае Минпромторг России, Минэкономразвития России и Российский экспортный центр продолжают работу по содействию региональной инфраструктуре поддержки экспорта.

Еврейская автономная область становится одним из логистических центров Дальнего Востока в связи с запуском трансграничного мостового перехода Нижнеленинское-Тунцзян (КНР). Реконструирована станция Ленинск, построена станция Михайло-Семеновская (Ленинск-2). Открыт железнодорожный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска Нижнеленинское. На примостовой территории реализуется ряд проектов в сфере логистики.

В 2022 году ВЭБ.РФ одобрил на Дальнем Востоке восемь новых проектов на сумму 126 млрд. рублей. В активной стадии находится 21 проект общим объёмом 163 млрд. рублей, в числе которых – проекты по модернизации аэропортов, обновлению общественного транспорта, созданию локальной цифровой инфраструктуры.

В рамках территорий опережающего развития (»Хабаровск» в Хабаровском крае, «Амурская» в Амурской области, «Амуро-Хинганская» в Еврейской автономной области, «Михайловский» в Приморском крае, «Бурятия» в Республике Бурятия, «Забайкалье» и «Краснокаменск» в Забайкальском крае) и Свободного порта Владивосток, включающих площадки 34 из 53 приграничных муниципальных образований, реализуются 402 инвестиционных проекта с общим объемом заявленных инвестиций 2,4 трлн. рублей (38% от ДФО), в том числе уже освоено 1,6 трлн. рублей (67% от плановых значений).

Вместе с тем необходимо отметить, что преимущества экономики большинства дальневосточных приграничных территорий, сложившиеся по причине их геостратегического положения и природно-ресурсного потенциала, не используются в полной мере.

Приграничные территории, являясь важнейшим ресурсом страны, сталкиваются с проблемами высоких транспортных и логистических расходов, высокой стоимости энергоресурсов, слабого развития транспортной, инженерной инфраструктуры и коммуникаций. Это обуславливает низкий уровень качества жизни населения. Требуется дальнейшая работа по модернизации и расширению автомобильных пунктов пропуска через государственную границу.

Участники выездного совещания считают целесообразным:

 

1. Правительству Российской Федерации:

в связи с увеличением пропускной способности пунктов пропуска, расположенных на российско-китайском и российско-монгольском участках государственной границы Российской Федерации и увеличением штатной численности структурных подразделений таможенных органов обратить внимание на необходимость принятия скорейших мер по формированию фонда служебного жилья для сотрудников таможенных постов, расположенных в ДФО.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации:

обеспечить синхронизацию положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации, предусмотрев внесение изменений в Приложение №6 «Перечень приграничных муниципальных образований, при модернизации социально-экономической сферы которых оказывается приоритетная государственная поддержка» в части его дополнения перечнем дальневосточных приграничных территорий в соответствии с положениями абзаца 44 раздела VIII Стратегии, либо внести соответствующие изменения в План мероприятий по реализации Стратегии, предусмотрев мероприятия по закреплению приоритетности предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственных программ Российской Федерации на реализацию мероприятий по развитию дальневосточных приграничных муниципальных образований;

в соответствии с пунктом 8.4 Плана мероприятий по реализации Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, продолжить разработку и реализацию мер государственной поддержки межрегионального сотрудничества с приграничными регионами сопредельных стран в научно-технической, социальной, экологической сферах, туризме, регулировании рынка труда, развитии инфраструктур, предупреждении чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, борьбе с эпидемиями и ликвидации их последствий;

ускорить подготовку списка китайских туристических компаний, планирующих направлять групповые туры в Россию, в целях скорейшего возобновления действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года.

3. Министерству финансов Российской Федерации:

обратить внимание на необходимость разработки механизма компенсации расходов бюджетов приграничных территорий, связанных с пограничным режимом и потерей доходов в связи с ограничением хозяйственной, промысловой и иной деятельности, а также транзитной нагрузкой от внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

4. Министерству транспорта Российской Федерации:

ускорить решение вопроса о пересечении российско-монгольской государственной границы физическими лицами через автомобильные пункты пропуска Соловьевск и Верхний Ульхун с использованием легкового автомобильного транспорта с числом посадочных мест не более 8 в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о пограничных пунктах пропуска и упрощенном сообщении через российско-монгольскую государственную границу;

ускорить решение вопроса о пересечении российско-китайской государственной границы физическими лицами через автомобильные пункты пропуска Забайкальск и Староцурухайтуйский с использованием легкового автомобильного транспорта с числом посадочных мест не более 8 в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе;

усилить контроль за поддержанием в надлежащем состоянии, строительством и реконструкцией автомобильных пунктов пропуска, а также автомобильных дорог и мостовых сооружений, ведущих к пунктам пропуска на российско-китайской границе, синхронизировать модернизацию подъездных дорог к пограничным переходам с реконструкцией автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска;

рассмотреть возможность передачи в федеральную собственность участков автомобильных дорог, примыкающих к ДАПП Олочи, ДАПП Староцурухайтуйский, МАПП Соловьвск, ДАПП Верхний Ульхун;

рассмотреть возможность включения строительства автомобильной дороги к грузовому терминалу МАПП Забайкальск в программы дорожной деятельности на 2023–2025 годы.

совместно с ФГКУ Росгранстрой, ОАО «РЖД» принять меры по обустройству и техническому оснащению железнодорожного пункта пропуска «Махалино», по строительству вокзала для организации пассажирского сообщения с КНР;

с учетом роста пассажиропотока рассмотреть возможность организации реконструкции взлетно-посадочных полос международного аэропорта «Кневичи»;

совместно с ФТС России и ОАО «РЖД» принять меры по оптимизации процедур, связанных с экспортом лесоматериалов через железнодорожный пункт пропуска «Пограничный» с целью оптимизации процедуры приема лесных грузов к перевозке;

совместно с ОАО «РЖД» рассмотреть возможность актуализации Правил перевозки грузов в контейнерах железнодорожным транспортом и порожних контейнеров, в части отправки сборных грузов малыми партиями от нескольких отправителей в одном контейнере; принять меры по организации приоритетного предоставления вагонов-зерновозов экспортно-ориентированным компаниям в сезон экспорта зерна во избежание порчи сельскохозяйственной продукции.

5. Федеральной таможенной службе:

в целях сокращения времени прохождения транспортных средств через автомобильные пункты пропуска определить специально выделенные транспортные коридоры для прохождения товаров в рамках реализации российско-китайского проекта «Зеленый коридор»;

обратить внимание на необходимость исполнения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении от 8 июня 2018 года в части осуществления пограничного, таможенного, транспортного и санитарного контроля при перевозках животных, скоропортящихся и опасных грузов в первоочередном порядке, в этих целях создать в автомобильных пунктах пропуска специально выделенные транспортные коридоры для первоочередного прохождения товаров, подвергающихся быстрой порче;

совместно с ФСБ России принять меры, направленные на реализацию пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» в части установления времени работы государственных контрольных органов в пунктах пропуска свободного порта Владивосток с учетом обеспечения возможности круглосуточного и бесперебойного пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; проработать вопрос продления времени работы автомобильных пунктов пропуска на российско-китайском участке границы (МАПП «Пограничный», МАПП «Краскино», ДАПП «Полтавка», ДАПП «Турий Рог») на 4 часа с перспективой их дальнейшего перевода на круглосуточный режим работы;

совместно с ОАО «РЖД» рассмотреть возможность проведения таможенного контроля при погрузке живого краба в контейнер перед его отправкой по железной дороге в КНР, рассмотреть возможность разработки рекомендаций по проведению таможенного контроля для участников ВЭД, желающих экспортировать живой краб через железнодорожный пункт пропуска «Махалино» с учетом действующей системы управления рисками.

6. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

совместно с Федеральным центром развития экспорта продукции АПК и Российским экспортным центом ускорить подготовку обоснования целесообразности открытия агропавильона в Монголии.

7. Органам государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации, входящим в состав ДФО, в целях обеспечения населения сельской агломерации качественными социально значимыми услугами активизировать работу по реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения»:

до конца 2023 года разработать планы долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий при методологическом сопровождении Минсельхоза России.

до конца 2024 года обеспечить синхронизацию документов стратегического и территориального планирования, принятых на региональном и муниципальном уровнях, в том числе государственных программ, с параметрами планов долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий.

8. Органам государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации, входящим в состав ДФО, совместно с органами местного самоуправления оказать содействие в решении вопроса жилищного обеспечения должностных лиц таможенных органов путем строительства или выделения жилых помещений в населенных пунктах, приближенных к пунктам пропуска на российско-китайской границе;

9. Правительству Забайкальского края обеспечить проведение мероприятий по развитию транспортной приграничной инфраструктуры, в том числе по обустройству участков автомобильных дорог, примыкающих к пунктам пропуска.