Другие мероприятия

Совещание «Развитие международного транспортного коридора «Север – Юг» с учетом интересов Российской Федерации в Каспийском регионе»

Рекомендации

5 июня 2025 года Комитет Совета Федерации по международным делам провёл совещание на тему: «Развитие МТК «Север – Юг» с учетом интересов Российской Федерации в Каспийском регионе».

В совещании приняли участие сенаторы Российской Федерации – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам А.А.Климов (модератор), члены Комитета Совета Федерации по экономической политике (И.Б.Тресков), Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (Г.И.Орденов), Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (О.Е.Голов), Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Е.В.Дягилева), представители МИД России, Минтранса России, Минэкономразвития России, ОАО «РЖД», государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Евразийского банка развития, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, деловых кругов.

Обсуждались вопросы использования транзитного потенциала России в целях формирования Большого Евразийского партнёрства, перспективы вовлечения в этот процесс крупных центров экономического роста российских субъектов в целях выхода отечественных предприятий на зарубежные рынки; возможности создания высокоскоростных магистралей в рамках МТК «Север-Юг», реализации инициатив российской стороны (в ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, АСЕАН), направленных на интеграцию национальной транспортной системы в мировую транспортную систему.

Участниками подчеркивалось, что налаживание эффективных транспортных маршрутов особенно важно в современных условиях с учетом разрыва устоявшихся на западном направлении транспортно-логистических цепочек и перекраивания карты международных торговых перевозок. В контексте поиска альтернативных путей для России сохраняются большие дополнительные возможности с учетом географического положения нашей страны. Евразия в данном контексте имеет основания стать одним из ключевых центров принятия решений и полюсов роста в мире XXI века. Эту возможность необходимо активно использовать, предлагая конструктивно настроенным зарубежным партнерам альтернативные транс-континентальные транспортные коридоры.

Идеи, заложенные в основу инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о Большом Евразийском партнерстве предполагают в качестве одного из приоритетов укрепление транспортно-логистической взаимосвязанности, в том числе за счет развития транспортного коридора «Север – Юг». Важное значение для полноценного запуска МТК «Север – Юг» имеет завершение работы по прокладке бесшовного железнодорожного маршрута через Азербайджан в Иран.

Принимая во внимание важность решения задачи обеспечения транспортного суверенитета Российской Федерации и стабильного российского присутствия на рынках дружественных стран, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

— продвигать тематику о возможностях и условиях использования МТК «Север-Юг» в рамках двусторонних контактов по парламентской линии с наиболее перспективными партнерами, в первую очередь из Китая, Индии и стран АСЕАН.

Правительству Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ОАО «Российские железные дороги», Евразийскому банку развития:

— реализовать планы по созданию в России крупнотоннажного контейнерного флота и обеспечивающих его функционирование глубоководных портов, строительству новых железнодорожных путей, включая высокоскоростные магистрали;

— предусмотреть меры по открытию новых морских линий, участию российских компаний в строительстве международной инфраструктуры (в т. ч. перегрузочных терминалов) и созданию цифровой инфраструктуры в целях эффективного участия России в международной торговле;

— принять меры по сбалансированной оптимизации грузопотоков между железнодорожным и водным видом транспорта с учетом существующего профицита грузов в морских портах МТК «Север-Юг»;

— принять меры по развитию логистического сервиса, созданию «мягкой» инфраструктуры МТК «Север – Юг»;

— усилить меры по увеличению пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, оснащению их современным технологическим оборудованием, а также по внедрению информационных технологий, позволяющих оптимизировать контрольные (надзорные) мероприятия в пунктах пропуска;

— осуществить меры по развитию транспортно-логистической инфраструктуры МТК «Север-Юг» — строительству терминальных комплексов для перегрузки грузов «с железной дороги на море», «с автомобиля на море», с привлечением к финансированию таких инфраструктурных проектов Евразийского банка развития;

— в интересах налаживания грузоперевозок на западном участке МТК «Север – Юг» способствовать ускоренной реализации российско-иранских договоренностей по проекту строительства железнодорожной линии Решт – Астара;

— содействовать наращиванию мощностей восточного ответвления МТК «Север-Юг», где уже существует «бесшовная» железнодорожная логистика и отсутствует риск переориентации грузопотоков в Европу в обход России, при этом сделать акцент на решении проблемы обратной загрузки (поставки грузов в Россию из стран-партнеров);

— приложить усилия к созданию нового маршрута Белоруссия – Россия – Казахстан – Туркменистан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан.

Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации:

— активизировать на различных уровнях работу с туркменистанской стороной по оптимизации работы МТК «Север – Юг» и расшивке «узких мест» на границе с Ираном. Предпринять шаги по созданию совместного оператора «Россия – Казахстан – Туркменистан» с возможностью подключения к нему Ирана (на перспективу), основной задачей которого стало бы развитие и реализация потенциала данного коридора;

— в координации с партнерами не допускать попыток выведения российского транзитного потенциала из схемы цепочек поставок в Каспийском регионе, продвигать тезис о важности сопряжения МТК «Север – Юг» с Транскаспийским международным транспортным маршрутом в рамках единой системы транспортных перевозок в Евразии.