Парламентские слушания

«Совершенствование нормативно-правового обеспечения института двойного гражданства для граждан Российской Федерации и соотечественников, проживающих за рубежом»

Рекомендации

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания «Совершенствование нормативно-правового обеспечения института двойного гражданства для граждан Российской Федерации и соотечественников, проживающих за рубежом». В слушаниях приняли участие члены Совета Федерации, представители МИДа России, ФМС России, научных кругов, неправительственных организаций и средств массовой информации.

Рассмотрев широкий круг вопросов, касающихся совершенствования законодательного обеспечения института двойного гражданства для граждан Российской Федерации и соотечественников, проживающих за рубежом, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Законодательство Российской Федерации не исключает возможности наличия двойного или второго гражданства у граждан Российской Федерации. В соответствии со статьей 62 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В частности, гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства при приобретении другого гражданства в соответствии с законодательством иностранного государства либо в случае, когда от иностранного гражданина при приобретении гражданства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» не требуется отказа от имеющегося иного гражданства.

Развитие института двойного гражданства на постсоветском пространстве рассматривается как один из элементов по защите прав российских соотечественников, проживающих в государствах, с которыми заключены соответствующие международные договоры.

В настоящее время действуют Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года и Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года.

Однако Туркменистан в одностороннем порядке в 2003 году вышел из указанного Соглашения, что, в свою очередь, поставило проживающих в Туркменистане российских соотечественников в очень сложное положение.

В настоящее время существенной проблемой является получение российского гражданства проживающими за пределами Российской Федерации детьми от смешанных браков. Действующее положение статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» для оформления таким детям российского гражданства требует предоставления согласия со стороны родителя – иностранного гражданина. Данное обстоятельство зачастую препятствует получению этими детьми гражданства Российской Федерации и, соответственно, эффективной защите их прав.

Названную проблему призван решить проект федерального закона № 61423-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Вместе с тем в ходе повторной процедуры второго чтения 23 апреля 2013 года в этот законопроект были внесены изменения, меняющие его концепцию в худшую сторону. Так, данный законопроект был дополнен поправками, предусматривающими прекращение гражданства Российской Федерации в случае, если по достижении 20 лет лицо, получившее гражданство в соответствии с пунктом «а» части 6 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», не сделает выбор в пользу российского гражданства. Упомянутые поправки нарушают конституционные принципы о едином и равном, независимо от оснований приобретения, гражданстве, и о недопустимости лишения гражданства без волеизъявления гражданина.

Правовым основанием работы с соотечественниками является Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», в котором, в частности, закреплено право соотечественников на упрощенное приобретение российского гражданства. Это право реализуется в соответствии с нормами Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в котором в настоящее время упрощенный порядок приобретения российского гражданства предусмотрен только для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Госпрограмма).

Вопрос о возможности приобретения российского гражданства в упрощенном порядке не только для участников Госпрограммы, но и для других соотечественников, проживающих за рубежом, без обязательного переезда их на жительство в Российскую Федерацию и без отказа от иного имеющегося гражданства неоднократно ставился на конгрессах и конференциях соотечественников. Законопроекты, которые решали этот вопрос, вносились в Государственную Думу, но не встретили поддержки большинства законодателей. Главной причиной отклонения законопроектов было то, что их принятие привело бы к увеличению числа лиц с двойным гражданством.

В этой связи вопрос о чётком формулировании государственной политики в отношении двойного гражданства и соотнесении с реальной практикой реализации положений статьи 62 Конституции Российской Федерации, допускающей наличие второго гражданства у граждан Российской Федерации не только в соответствии с международными договорами, но и с федеральным законодательством, становится всё более актуальным.

Вместе с тем участники слушаний с удовлетворением отметили, что реализация поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина о законодательном обеспечении упрощенного предоставления гражданства соотечественникам, привлечет на постоянное место жительства в Российскую Федерацию многих активных соотечественников, в которых нуждается наша страна. Соответствующие поправки в законодательство должны позволить также решить вопрос об упрощенном порядке предоставления российского гражданства тем соотечественникам, кто уже переехал в Россию на постоянное место жительства, проходят различные стадии натурализации, но по ныне действующему законодательству не могут получить гражданство в упрощённом порядке.

Обсудив требующие законодательного обеспечения вопросы в области совершенствования института двойного гражданства для граждан Российской Федерации и соотечественников, проживающих за рубежом, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) развивать международно-договорные процессы, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства;

2) активно взаимодействовать с руководством Туркменистана по вопросу урегулирования правового положения лиц, получивших гражданства Российской Федерации и Республики Туркменистан в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Туркменистан об урегулировании вопросов двойного гражданства;

3) осуществлять широкий комплекс мер, направленных на защиту прав соотечественников, проживающих в Туркменистане;

4) при выполнении поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина о разработке и внесении в Государственную Думу проекта федерального закона, направленного на упрощение процедур и сроков рассмотрения заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации от соотечественников, учитывать, что на рассмотрении Государственной Думы уже находится аналогичный законопроект № 139669-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»;

5) проработать вопрос об упрощении порядка приёма в российское гражданство лиц, вынужденно вышедших из гражданства Российской Федерации в случае прекращения действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года после их переезда в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;

6) активизировать взаимодействие с Республикой Беларусь по вопросу реализации положений статьи 14 Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, предусматривающей институт гражданства Союзного государства;

7) рассмотреть вопрос о разработке системы мониторинга наличия множественного гражданства у лиц, занимающих должности в системе государственной службы.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1) ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 139669-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (об упрощении порядка приема соотечественников в гражданство Российской Федерации) с учётом изменений, вносимых в пункт 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

2) обеспечить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 61423-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (в целях создания максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации) в его первоначальной редакции (то есть за исключением поправок, внесенных в законопроект и принятых во втором чтении 23 апреля 2013 года);

3. Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации:

1) обратить внимание на необходимость решения вопроса о возможностях упрощенного порядка предоставления российского гражданства для отдельных категорий соотечественников, проживающих за рубежом, без обязательного их переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и без отказа от иного имеющегося гражданства.

4. Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом:

1) осуществлять мониторинг соблюдения прав постоянно проживающих в Туркменистане соотечественников, во взаимодействии с МИДом России содействовать созданию инфраструктуры по защите их прав и законных интересов.