Парламентские слушания

«О законодательных аспектах совершенствования работы с соотечественниками, проживающими за рубежом»

Рекомендации

Рассмотрев вопросы о законодательных аспектах совершенствования работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, а также вопросы совершенствования механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и российских неправительственных организаций (далее – НПО) с зарубежной российской общиной, защиты прав и законных интересов соотечественников, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

В налаживании партнерских отношений с русским зарубежьем ведущая роль принадлежит Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (далее – Правительственная комиссия), Министерству иностранных дел Российской Федерации и Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничеству). Деятельность указанных органов по поддержке соотечественников за рубежом основана на принципах, заложенных в Концепции внешней политики Российской Федерации и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».

Системный подход органов государственной власти к деятельности в этом направлении позволил поднять работу по консолидации зарубежной российской общины на качественно иной уровень. Важная роль отводится проведению страновых и региональных конференций соотечественников, тематических «круглых столов» по различным проблемам соотечественников, гуманитарных акций, молодежных и детских программ под эгидой Правительственной комиссии, МИДа России и Россотрудничества.

В последние годы активно реализуются программы по поддержке соотечественников, проводимые совместно с субъектами Российской Федерации. В этой работе принимают участие Республика Адыгея, Республика Коми, Республика Татарстан, Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Москва и Санкт-Петербург, Курская, Ленинградская, Тамбовская, Ульяновская, Нижегородская, Калининградская, Владимирская, Смоленская области.

Заметное место в консолидации зарубежных общин соотечественников занимают Всемирный координационный совет российских соотечественников и Международный совет российских соотечественников.

Важным направлением во взаимодействии с соотечественниками является правозащитное направление. Положительной динамикой отмечается работа Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, начавшего свою деятельность с 1 января 2012 года. Этот Фонд должен стать важнейшим инструментом по защите прав и законных интересов соотечественников в зарубежных государствах, а также осуществлять функции мониторинга состояния прав и свобод соотечественников за рубежом.

За последние годы значительно возросло число соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию по Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа). За шесть лет ее реализации в Россию переселилось более 100 тысяч соотечественников. Новая редакция Государственной программы вступит в силу с 31 декабря 2012 года.

Несмотря на позитивные изменения во взаимодействии России с соотечественниками, проживающими за рубежом, остается нерешенным ряд существенных вопросов.

В 2010 году в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» были внесены изменения. В частности, статья 111 закрепила право соотечественников на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Однако вопрос приобретения гражданства Российской Федерации для многих соотечественников по-прежнему остается серьезной проблемой, связанной с длительностью и сложностью прохождения различных этапов натурализации

Многие соотечественники, проживающие в странах, с которыми у Российской Федерации установлен визовый режим, сталкиваются с проблемой длительности процедуры оформления виз для въезда в Россию (фактически они приравнены к обычным иностранцам). В связи с этим необходимо упрощение визовых процедур для соотечественников.

Существуют определенные сложности с практикой применения положений пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», определяющей понятие «соотечественники за рубежом». Требуется внести уточнения в это понятие для исключения возможности его расширительного толкования.

Существует необходимость совершенствования механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и российских НПО с объединениями соотечественников, а также внедрения системы распределения средств, выделяемых на поддержку соотечественников по линии Правительственной комиссии, Россотрудничества, субъектов Российской Федерации и НПО, на открытой конкурсной основе. Действующая в настоящее время схема поддержки проектов организаций соотечественников носит непрозрачный характер, что является одной из причин возникновения разногласий между организациями соотечественников.

В целях повышения эффективности государственной политики в отношении соотечественников и усиления гуманитарного влияния России за рубежом необходимо привлекать к этой работе сеть российских НПО, которые при согласовании с Россотрудничеством могли бы предоставлять гранты непосредственно организациям соотечественников для реализации конкретных проектов.

Обсудив широкий спектр вопросов совершенствования работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, участники парламентских слушаний рекомендуют: 

1. Правительству Российской Федерации:

1)     внести изменения в действующие нормативные правовые акты в связи с наделением Россотрудничества наряду с МИДом России функциями главного распорядителя финансирования мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом;

2)     принять нормативные правовые акты (а при необходимости ‑ разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации соответствующие проекты федеральных законов), направленные на внедрение системы открытого конкурсного распределения средств, выделяемых на поддержку соотечественников и проектов организаций соотечественников по линии Правительственной комиссии, Россотрудничества, МИДа России;

3)     обеспечить реализацию решений, принятых на четвертом Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе разработать механизмы оказания содействия деятельности электронных и печатных русскоязычных средств массовой информации за рубежом;

4)     рассмотреть вопрос о возможности наделения российских юридических лиц правом предоставлять гранты зарубежным организациям в целях создания нормативно-правовой базы для подключения к работе с соотечественниками широкой сети российских фондов и НПО. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты соответствующих федеральных законов;

5)     разработать целевую программу поддержки российских НПО (включая формирование соответствующей финансовой базы), занимающихся развитием общественной дипломатии и связями с соотечественниками, средства которой могли бы распределяться в рамках государственного заказа между российскими фондами и НПО для последующего предоставления грантов непосредственно организациям соотечественников;

6)     ускорить решение вопроса о создании Фонда поддержки русскоязычных средств массовой информации за рубежом;

7)     рассмотреть возможность увеличения квот на обучение соотечественников в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации (начиная с 2013/14 учебного года). Предусмотреть также возможность оплаты транспортных расходов и медицинской страховки студентов, обучающихся в рамках указанных квот;

8)     ускорить рассмотрение и принятие концепции программы «Русская школа за рубежом», предусмотрев для ее реализации соответствующие законодательные механизмы и финансовые средства;

9)     разработать с привлечением ведущих педагогических вузов России и осуществить долгосрочную государственную целевую программу подготовки преподавателей русского языка и литературы, а также преподавателей-предметников для образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования стран ближнего зарубежья, ведущих обучение на русском языке;

10)    разработать совместно с Российской академией наук и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О коренных народах Российской Федерации» в целях обеспечения корректного правоприменения пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

11)    подготовить законодательные предложения по упрощению порядка получения российских виз для соотечественников, проживающих в странах, с которыми у Российской Федерации действует визовый режим, обеспечив соотечественников правом на оформление многократных виз на льготных условиях. Предусмотреть также включение соотечественников в круг лиц, имеющих право на получение разрешений на временное проживание в Российской Федерации вне квот, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а также на упрощенный порядок оформления вида на жительство;

12)    проработать вопрос об обеспечении государственной финансовой поддержки работы по поддержанию и сохранению находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение;

13)    решить вопрос об увеличении размеров пособия на обустройство участникам Государственной программы и членам их семей, переезжающим на территории Дальнего Востока и Байкальского региона;

14)    практиковать ограничение на импорт в Российскую Федерацию продукции зарубежных предприятий, на которых осуществляется дискриминация при трудоустройстве работников по национально-культурному признаку;

15)    привлекать соотечественников, работающих за рубежом в научно-технической и инновационной сфере, к экспертному обсуждению вопросов продвижения российских инноваций на международные рынки, в том числе вовлекать молодых российских ученых соотечественников в международные исследовательские проекты Российской Федерации. 

2. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничеству:

1)     сформировать реестр российских НПО, работающих с соотечественниками;

2)     совершенствовать систему координационных советов соотечественников в целях создания условий для равноправного представительства объединений соотечественников в указанных советах;

3)     использовать возможности российских центров науки и культуры для проведения просветительских мероприятий, организуемых соотечественниками, оказывать поддержку их инициативам по проведению конференций и «круглых столов», посвященных памятным датам российской истории и политическим событиям в России.

4)     создавать центры правовой защиты соотечественников совместно с Фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом;

5)     предпринимать действия, направленные на ликвидацию массового «негражданства» русских в Латвии и Эстонии, противодействовать попыткам ревизии итогов Второй мировой войны в ряде стран ближнего зарубежья. Обеспечить государственную поддержку соответствующих информационно-просветительских проектов организаций соотечественников;

6)     включать в программы зарубежных визитов Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации встречи с соотечественниками;

7)     использовать потенциал почетных консулов Российской Федерации в зарубежных странах по защите прав и законных интересов соотечественников;

8)     синхронизировать и координировать при участии Минобрнауки России проведение тематических мероприятий для соотечественников с целью наиболее полного охвата зарубежной российской общины, а также расширять информационное поле общения Российской Федерации с соотечественниками за рубежом.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:

1)     расширить программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для преподавателей зарубежных образовательных учреждений всех уровней с русским языком обучения, а также создавать для них возможности повышения квалификации посредством дистанционных технологий;

2)     расширить практику взаимодействия с российскими центрами науки и культуры в зарубежных странах в части более полного освещения процесса развития образования и науки в Российской Федерации с учетом потребностей молодежи российской общины. 

4. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1)     ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона №  61423-6 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (в целях создания максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации);

2)     рассмотреть и принять проект федерального закона №  139669-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (об упрощении порядка приема соотечественников в гражданство Российской Федерации) с учётом изменений, вносимых в пункт 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». 

5. Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1)     подготовить предложения по внесению изменений в статью 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» в целях исключения возможности расширительного толкования понятия «соотечественник за рубежом»;

2)     разработать проект федерального закона, направленный на законодательное закрепление обязательств Российской Федерации по поддержанию и сохранению находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение, помимо воинских захоронений;

3)     практиковать встречи с соотечественниками при планировании зарубежных визитов делегаций палат Федерального Собрания Российской Федерации;

4)     профильным комитетам планировать целевые визиты делегаций палат Федерального Собрания Российской Федерации в иностранные государства для изучения положения соотечественников, состояния их прав и свобод, и последующего включения данной проблематики в повестку дня межпарламентского взаимодействия с соответствующим государством;

5)     осуществлять мониторинг реализации новой редакции Государственной программы, организовывать выездные заседания профильных комитетов в субъектах Российской Федерации, являющихся территориями приоритетного заселения. 

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1)     активизировать работу по разработке и утверждению в 2013 году проектов региональных программ переселения соотечественников в соответствии с новой редакцией Государственной программы;

2)     разрабатывать программы строительства доступного жилья с привлечением средств переселенцев и одновременным долгосрочным кредитованием соотечественников в целях обеспечения их жильем. Предусмотреть меры по социальному и медицинскому обеспечению участников Государственной программы и членов их семей в период до приобретения ими гражданства Российской Федерации;

3)     соблюдать положения пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» при реализации Государственной программы, не допускать расширительного толкования понятия «соотечественник за рубежом»;

4)     разрабатывать проекты региональных программ сотрудничества с соотечественниками, включающих взаимодействие с хозяйствующими субъектами соотечественников, общественными объединениями соотечественников и поддержку их проектов;

5)     укреплять взаимодействие с объединениями соотечественников за рубежом, в том числе организовывать совместный отдых детей, обучение их русскому языку, взаимные гастроли творческих коллективов, поддержку межвузовских контактов по широкому кругу вопросов, продвижение образовательных услуг региональных вузов в государствах ближнего зарубежья.