Парламентские слушания

«Политико-правовые аспекты противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников: сравнительный анализ и уроки на будущее»

В 2015 году человечество отмечает 70-летие победы над германским нацизмом, вовлекшим мир в самую жестокую и кровопролитную войну из всех войн в истории.

В соответствии с приговором Международного военного трибунала в Нюрнберге были осуждены главные военные преступники европейских стран, виновные в совершении военных преступлений, преступлений против мира и человечности. Таким образом был делегитимизирован сам нацистский режим, что явилось юридическим закреплением итогов Второй мировой войны. Принципы Устава Международного военного трибунала, нашедшие выражение в приговоре Международного военного трибунала, стали общепризнанными принципами международного права и получили свое развитие в многочисленных международных актах, принятых, в частности, Организацией Объединенных Наций, созданной в результате взаимодействия держав-победительниц.

Однако на протяжении всех семи десятилетий, прошедших с окончания Второй мировой войны, не прекращаются попытки отрицания фактов исторических событий наперекор приговору Международного военного трибунала даже в тех странах, народы которых пережили фашизм как собственную историю и которые не имели шанса не только на развитие, но и на само существование в случае его победы.

Современный ревизионизм проявляется в приравнивании нацистского режима, поставленного вне закона в Нюрнберге, к тем политическим явлениям (в частности, к сталинизму в СССР), которые не были предметом рассмотрения Международного военного трибунала. При этом игнорируется тот факт, что СССР был основной жертвой агрессии германского нацизма и в дальнейшем одним из учредителей Международного военного трибунала и Организации Объединенных Наций. Принимаются различного рода заявления, резолюции и законы, в которых вместо однозначного осуждения германского нацизма говорится о неких «преступлениях тоталитарных режимов».

Статья 6 Устава Международного военного трибунала предусматривает, что ответственность за совершение военных преступлений против мира и человечности должны нести не только непосредственные исполнители преступлений, но и «руководители, организаторы, подстрекатели и пособники». Несмотря на это, пособники нацистских преступников представляются как «участники национально-освободительного движения», «повстанцы», «борцы против советской оккупации» и тому подобное.

Отчасти это связано с тем, что уходит из жизни поколение непосредственных свидетелей той трагедии, а массив литературы, посвященной рассмотрению и оценке нацистского оккупационного режима и коллаборационизма в европейских странах, неоднороден. Налицо и осознанная политика по избирательному подбору и последующей вольной интерпретации исторических фактов, действительно имевших место, а также по откровенной фальсификации событий предвоенной истории Европы и последовавшего затем мирового военного конфликта с целью размыть итоги Второй мировой войны и заменить выстраданную и апробированную конструкцию послевоенного мироустройства на несправедливую и неустойчивую модель однополярного мира.

Очевидно, что приговор Международного военного трибунала, а также позиция международного сообщества, выраженная, в частности, в резолюциях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, не могут пересматриваться или корректироваться отдельными государствами.

При этом не может не вызывать озабоченности тот факт, что именно в Европе, где в свое время возник нацизм и пришли к власти его приверженцы, сегодня не дается жесткий отпор попыткам возродить и оправдать это явление, четко прослеживается тенденция подмены итогов Второй мировой войны итогами «холодной войны», интерпретируемыми в духе актуальной политической конъюнктуры. В декабре 2014 года на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций при голосовании по резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» четыре страны – США, Канада, Украина и Палау – высказались «против». При этом 51 государство воздержалось.

Фактически в единую кампанию слились антироссийские, русофобские и антисоветские выступления и акции на национальном и межнациональном уровнях, что делает возможным не только оправдание, но и героизацию пособников нацистов. Так, 9 апреля 2015 года это произошло на Украине, когда Верховная Рада поспешно приняла законы, вызвавшие протесты в сопредельных государствах, жители которых в военные годы стали жертвами украинских националистов. По‑прежнему отсутствует внятная и недвусмысленная реакция Европейского союза на практику реабилитации нацистских преступников и их пособников на его собственной территории – в Латвии и Эстонии, где регулярно проходят шествия легионеров «Ваффен-СС» и иных коллаборационистов, их потомков и сторонников.

Участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Изуверская и ксенофобская идеология, основанная на идеях о расовом превосходстве и лежащая в основе такого беспрецедентного явления, как нацизм, не может быть приравнена к любым другим идеям и практикам (что само по себе являлось бы ее определенной реабилитацией) и подлежит осуждению в любых проявлениях. Все акции бывших нацистов и их пособников, как и мероприятия в их поддержку и оправдание, должны быть объявлены государствами, в которых они планируются или проводятся, вне закона. Никакие доводы в пользу нацистских преступников и их пособников, а также произвольные интерпретации начала, событий и итогов Второй мировой войны, ссылки на факты послевоенной истории и на политизированные решения, принятые некоторыми государствами, не могут приниматься во внимание при осуждении нацистских практик и участия в них пособников нацистских преступников.

Совместную победу в борьбе за освобождение человечества от нацистского порабощения ценой огромных жертв и тяжелейших испытаний одержали народы государств антигитлеровской коалиции. При этом решающий вклад сделал многонациональный народ СССР, для которого эта война стала поистине Великой Отечественной и Священной. Люди шли воевать, не разделяя друг друга по национальному признаку, каждый воевал за свой народ, за свою страну против общего смертельного врага.

Современное искажение истории Второй мировой войны и оправдание германского нацизма и его сравнение с другими режимами и идеологиями имеют практическую цель – переложить на современную Россию ответственность как за мнимые и реальные ошибки и просчеты советского руководства, так и за действия других государств и политиков в предвоенный, военный и послевоенный периоды, столкнуть страны, являющиеся наследниками героической истории государств антигитлеровской коалиции, в исторически бессмысленном и с моральной точки зрения кощунственном споре о так называемом национальном вкладе в общую победу. Все это представляет прямую угрозу не только национальной безопасности Российской Федерации, но и европейскому сотрудничеству и международной стабильности.

Особое значение в противодействии указанным деструктивным факторам приобретает внешнеполитическая деятельность федеральных органов исполнительной власти. Участники парламентских слушаний считают важным положительно оценить работу Министерства иностранных дел Российской Федерации, в том числе в рамках международных организаций, направленную на сохранение исторической памяти, противодействие фальсификации истории и реабилитации германского нацизма.

По итогам дискуссии участники парламентских слушаний
р е к о м е н д у ю т :

1. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству во взаимодействии с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Российской академией наук, Военной академией Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Российским военно-историческим обществом, Российским историческим обществом, другими общественными объединениями разработать и реализовать при информационном сопровождении средств массовой информации комплекс дополнительных мер, предусматривающих:

активное противодействие попыткам ряда политических структур и исследовательских центров в Западной Европе и США повлиять на общественное мнение в целях пересмотра Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и установления нового мирового порядка по схемам и в интересах государств, заявляющих о своей претензии на глобальное лидерство и пытающихся обосновать эту претензию в том числе через фальсификацию истории человечества;

продолжение привлечения внимания к вопросу о роли СССР в разгроме фашистской Германии, учитывая приближающееся 70-летие Международного военного трибунала в Нюрнберге;

широкое привлечение российской и иностранной научной общественности к разработке совместных актуальных работ, касающихся не только проблемных исторических вопросов, но и совместной борьбы народов в годы Второй мировой войны;

разработку программ в области международного гуманитарного сотрудничества, направленных на противодействие антироссийской, русофобской и антисоветской пропаганде, включая противодействие распространению антироссийских концепций, связанных с итогами Второй мировой войны;

продолжение разработки и издание учебно-методических пособий по истории, в которых объективно отражалась бы роль многонационального народа СССР в освобождении народов стран Европы от германского нацизма, издание на русском языке в полном объеме документов и материалов Международного военного трибунала в Нюрнберге, переиздание книг, посвященных его проведению и итогам, в том числе книги А.И.Полторака «Нюрнбергский эпилог»;

поддержку общественных инициатив в иностранных государствах, направленных на объективное информирование общественности о современных процессах героизации пособников нацистских преступников;

внесение в 2015 году на рассмотрение сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций проекта резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», продолжение практики публикации регулярных докладов, посвященных ситуации с правами человека в мире, проблемам распространения неонацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;

противодействие любым попыткам оправдания нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, в том числе в странах Прибалтики и на Украине, постоянное взаимодействие с партнерами в Европейском союзе, Совете Европы, ОБСЕ и на иных международных площадках по этой проблеме;

разработку практических мер против отдельных иностранных государств, в которых на официальном уровне реализуется политика реабилитации нацизма и героизации нацистских преступников и их пособников, включающих как персональные санкции, так и санкции в области торгово-экономического сотрудничества;

анализ передовых мировых практик и распространение российского опыта законодательного регулирования противодействия реабилитации нацизма и героизации нацистских преступников и их пособников за рубежом.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 504872–6 «О противодействии реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников»;

продолжить работу по совершенствованию законодательства по вопросам противодействия пропаганде нацизма, распространению нацистских материалов, символики, включая усиление уголовной и административной ответственности за совершение соответствующих деяний.

3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации:

осуществлять уголовное и административное преследование в отношении лиц, причастных к пропаганде нацизма, отрицания его преступлений, участию в неонацистских и им подобных организациях, таких как украинские «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры», «Братство», признанных Верховным Судом Российской Федерации экстремистскими и запрещенными на территории Российской Федерации;

продолжить работу по подготовке предложений в целях совершенствования законодательства в области противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников.

4. Международному информационному агентству «Россия сегодня», Информационному телеграфному агентству России (ИТАР-ТАСС), автономной некоммерческой организации «ТВ-Новости»:

пропагандировать вклад всех народов и республик бывшего СССР в общую победу в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление народного хозяйства;

активнее использовать ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе социальных сетей, а также другие информационно-коммуникационные ресурсы для распространения исторической правды о Великой Отечественной войне, о роли народов СССР в разгроме гитлеровской Германии, о нацистских преступниках и их пособниках.

5. Делегациям Федерального Собрания Российской Федерации в межпарламентских организациях активно развивать межпарламентское сотрудничество в сфере поддержания мира, безопасности, защиты прав человека, в том числе по таким вопросам, как недопустимость противоправного применения силы в международных отношениях и вмешательства во внутренние дела суверенных государств, борьба с международным терроризмом и экстремизмом.

Рекомендации