«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему: «40 лет программе США „Стратегическая оборонная инициатива“. Милитаризация космоса как одна из острых проблем международной безопасности»

Рекомендации

РЕКОМЕНДАЦИИ 

Обсудив вопросы, посвященные милитаризации космоса как одной из острых проблем международной безопасности, а также 40-летие программы США «Стратегическая оборонная инициатива», участники «круглого стола» отмечают следующее.

Объявленная в 1983 году президентом США Р.Рейганом программа «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ) предусматривала создание широкомасштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования и была призвана перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты СССР. С объявлением программы СОИ США был фактически взят курс на преднамеренный слом советско-американского договора по ПРО 1972 года, подрыв совместных усилий по обеспечению стратегической стабильности. Уровень финансирования правительством США программ СОИ свидетельствовал об их неизменной заинтересованности в продолжении милитаризации космоса, включая размещения оружия в космическом пространстве. И сегодня в бюджете США закладывается финансирование на использование космического пространства для военных операций, создания группировки ПРО космического базирования (в том числе для перехвата баллистических ракет и воздействия на объекты космической инфраструктуры).

В ходе войны в Персидском заливе 1990–1991 годов вооруженные силы США впервые задействовали космический эшелон в целях навигационной поддержки войск и указания целей для стратегических бомбардировщиков. В настоящее время космическое пространство прямо рассматривается США и их союзниками в качестве арены ведения боевых действий.

В космическую гонку вооружений втягиваются союзники США по НАТО. В 2018 году лидеры стран НАТО решили разработать всеобъемлющую космическую политику, которая стала важной составляющей общей политики коллективного Запада по удержанию своего военно-политического доминирования. В 2022 году опубликована всеобъемлющая политика НАТО в космосе, предусматривающая возможность использования НАТО (механизмы статьи 5) в случае атак в космосе, из космоса и (или) в отношении космоса.

Стратегическая концепция глобально интегрированных операций США предусматривает согласованное применение разнородных сил и средств во всех сферах ведения военных действий. В 2019 году США создали космические войска как оперативно-стратегический компонент своих вооруженных сил, отвечающий за подготовку и ведение военных действий в космосе и из космоса. В 2020 году США создали центр планирования космических операций для координации применения военных космических систем и средств государственных и частных космических компаний.

США рассматривает космос как арену соперничества и конфликта государств. В качестве основополагающей цели постулируется обеспечение доминирования и превосходства США. В качестве основных оппонентов обозначаются Россия и Китай. Такие задачи закреплены в принятых военным ведомством США в июне 2020 года оборонной и космической стратегиях (Spacepower). В них космическим силам США предписывается применять силу, в том числе «для физического уничтожения военного потенциала противника». Подобную направленность имеет директива о космической политике США от30 августа 2022 года. Аналогичные документы также приняты Австралией, Великобританией, Францией и НАТО в целом.

Для обеспечения военной безопасности и экономического суверенитета ведущие мировые державы развертывают и применяют в космосе свои орбитальные группировки (наиболее развитыми обладают США и КНР). На начало 2023 года мировая космическая группировка насчитывала 4852 единицы (доля России в 2022 году – 4%, в 2011 году – 8%). За 2011–2022 годы США и КНР нарастили свою орбитальную группировку в 7 раз, Великобритания – в 25 раз, Россия – в 2 раза.

Основной тенденцией последних лет является задействование в тактическом звене всего ресурса многоспутниковых низкоорбитальных систем Starlink (США), OneWeb (Великобритания) и другими. Комплексное применение военных и гражданских космических средств позволяет на 30 процентов увеличить точность поражения целей обычным вооружением на поле военных действий, на 50 процентов эффективность поражения стратегических объектов высокоточным оружием большой дальности.

В интересах повышения эффективности управления войсками и оружием продолжается постоянное наращивание орбитальной группировки военными спутниками США и других стран НАТО. США активно создают и развертывают боевые космические комплексы и системы для воздействия на орбитальные группировки и наземные цели. Особую обеспокоенность вызывает расширение практики использования гражданских спутников частных американских компаний в военных целях в том числе для передачи разведывательных данных «киевскому режиму». В зоне проведения российской специальной военной операции компанией SpaceX развернуто более трех тысяч низкоорбитальных космических аппаратов, обеспечивающих для украинских военных интернет-связь, передачу разведданных, информации для управления войсками и средствами поражения.

На протяжении последних десятилетий в мире активно развиваются средства и технологии воздействия на информационно-технические объекты автоматизированных систем через космический сегмент киберпространства. В качестве основных объектов информационного противоборства рассматриваются космические аппараты и наземные объекты, связанные со спутниковыми радиолиниями. Посредством соответствующих информационно-технических воздействий можно нарушить функционирование бортовой аппаратуры объектов, получить доступ к информационным и программным ресурсам.

Таким образом, очевидна целенаправленная линия США и других стран НАТО на милитаризацию космоса.

Российская политика в космической сфере принципиально отличается от позиции США и стран НАТО.

Российская Федерации последовательно выступает против милитаризации космоса, продвигает в ООН и других международных площадках идею недопустимости размещения оружия в космическом пространстве. Так, в октябре 2004 года на 59-й сессии Генассамблеи ООН Россия заявила, что не будет первой размещать в космосе оружие и призвала все государства последовать ее примеру. В 2005 году аналогичные обязательства взяли на себя государства – члены ОДКБ. В 2008 году Российская Федерация совместно с Китайской Народной Республикой внесли на рассмотрении конференции по разоружению в Женеве проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. В 2014 году на 69-й сессии Генассамблеи ООН была принята российская резолюция неразмещения первыми оружия в космосе. В 2022 году в ходе 77-й сессии Генеральной Ассамблеи принята резолюция «Дальнейшие практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве». Российская Федерация подписала заявление о неразмещении первыми оружия в космосе с более чем 30 государствами мира.

Вместе с тем, сохраняет свое значение развитие российского военно-промышленного комплекса в целях обеспечения глобальной безопасности и укрепления на основе этого своих позиций на мировой арене.

Российская Федерация продолжает создание технологически независимых систем вооружений, которые должны эффективно противостоять любым средствам нападения, включая воздушно-космические и гиперзвуковые средства.

Признавая важность предотвращения милитаризации космического пространства, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

разработать Концепцию национальной космической безопасности Российской Федерации, закрепляющую на национальном уровне перечень существующих и потенциальных угроз российской космической деятельности, целей и задач по их преодолению;

проработать меры дополнительной поддержки развития российской наземной космической инфраструктуры (космодромы, технические, стартовые комплексы и т. д.);

стимулировать наращивание российских орбитальных группировок различного назначения на основе серийного изготовления космических аппаратов с использованием отечественной компонентной базы;

продолжить работу по созданию технологически независимых систем вооружений для эффективного противостояния любым средствам нападения, включая воздушно-космические средства.

2. Министерству обороны Российской Федерации:

в целях оперативного вскрытия и парирования угроз Российской Федерации в космосе и из космоса проработать вопрос создания межведомственного центра информационно-аналитического обеспечения военно-космической деятельности;

совместно с Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» проанализировать влияние массового размещения космических аппаратов США и других стран НАТО на обеспечение долгосрочной устойчивости космической деятельности, загрязнение околоземного космического пространства, повышение угроз по осуществлению безопасных пусков ракет-носителей, вытеснение Российской Федерации из космоса (в том числе путем занятия космических орбит);

проработать вопрос повышения защищенности объектов системы раннего предупреждения о ракетном нападении космического базирования;

проанализировать опыт использования для военных целей многоспутниковых низкоорбитальных систем стран НАТО в зоне проведения российской специальной военной операции, разработать меры эффективного комплексного противодействия данной угрозе.

3. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

продолжить работу по предотвращению дипломатическими средствами (в том числе на площадке Организации Объеденных Наций) использования космоса для размещения оружия;

усилить разъяснительную работу, показывающую, что стремление использовать космическое пространство в военных целях, прежде всего со стороны США и их союзников, создает угрозу получения преимущества в военной сфере, приведет к нарушению паритета стратегической стабильности, повысит вероятность использования стратегических наступательных вооружений в интересах достижения политических и военных целей;

совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» проработать возможность внедрения систем обмена информацией с основными участниками военно-космической деятельности, космической деятельности иностранных государств (прежде всего, КНР, Индия, Пакистан).