«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему: «Азиатско-Тихоокеанский вектор внешней политики Российской Федерации в контексте современных геополитических изменений»

Рекомендации

Обсудив вопросы реализации Азиатско-Тихоокеанского вектора внешней политики Российской Федерации в контексте современных геополитических изменений, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Предпринятые в 2012 году изменения во внешнеполитической стратегии России помогли в 2014 году после возвращения Крыма и Севастополя в состав России нивелировать негативные последствия обострения отношений с США и их союзниками. В настоящее время «коллективный Запад», вводя антироссийские санкции, оказывает давление на партнеров России, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В современных условиях содержание и направленность позиций стран Азиатско-Тихоокеанского региона меняется. В силу глубинного несовпадения стратегических интересов США и Китая, а также из‑за деструктивных действий американской стороны, уходит в прошлое Азиатско-Тихоокеанский формат многостороннего регионального сотрудничества. Продвигаемый «коллективным Западом» ему в противовес Индо-Тихоокеанский формат из‑за жёсткой антикитайской линии США имеет мало шансов, чтобы состояться как платформа для широкого сотрудничества. Изначально мирный вектор этой концепции с 2017 года под влиянием США стал наполняться конфликтным содержанием. В этом ключе выстраивают свою политику также Австралия и Япония.

В 2020 году Четырёхсторонний диалог по безопасности «США-Япония-Австралия-Индия» (QUAD) вышел за региональные рамки, став частью большой геополитической игры. По новой формуле «QUAD-плюс» в эту конфигурацию интегрируются Бразилия, Вьетнам, Израиль, Новая Зеландия и Южная Корея. К участию в индо-тихоокеанских платформах все больше привлекается ЮАР. «Большая семерка» практически полностью перешла от азиатско-тихоокеанской к индо-тихоокеанской концепции, предпринимаются попытки подключить к QUAD военный потенциал Великобритании, Франции и Германии.

В 2021 году запущено «продвинутое трехстороннее партнёрство в сфере безопасности» Австралия-Великобритания-США (AUKUS), к которому могут присоединиться Канада, Новая Зеландия и Япония. Новым инструментом усиления давления стран «коллективного Запада» на Азиатско-Тихоокеанский регион становится американская инициатива «Партнерство в синем Тихом океане». Одновременно с этим формируется сеть Индо-Тихоокеанских партнерств в области обороны, а также Индо-Тихоокеанские конференции, где активно и постоянно присутствует сегмент НАТО.

Страны «коллективного Запада» пытаются ослабить влияние России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Южной Азии, вывести Индию с орбиты внеблоковой политики и вовлечь её в разного рода проамериканские конфигурации. Евросоюз, Великобритания и Канада, разрабатывают собственные индо-тихоокеанские стратегии, пытаются внедриться в структуры, сформированные вокруг Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Странами «коллективного Запада» предпринимаются усилия переделать всю архитектуру международного взаимодействия, убрать с широкого геополитического регионального поля те структуры, которые позволяют работать несогласным с Западом странам, экономикам, организациям и платформам. Им ведется деятельность по расколу объединений с определяющим участием Китая и России (БРИКС, РИК). Особое внимание уделяется попыткам подтянуть к линии Запада Вьетнам, Индонезию, Таиланд, Филиппины, закрепить на ней Сингапур.

Усилия США и их союзников, направленные на раскол АСЕАН путём втягивания отдельных её членов в орбиты взаимодействий с QUAD и AUKUS, угрожают ей потерей стратегической автономии и заметно сокращают возможности ведения конструктивного диалога в асеаноцентричных форматах.

Вместе с тем предпринимаемые представителями стран «коллективного Запада» попытки исключить или ограничить участие российских делегаций на неевропейских парламентских площадках, в частности в Азиатско-Тихоокеанского парламентского форуме, не получают поддержки со стороны большинства стран-участниц.

Несмотря на давление «коллективного Запада» Китай и Индия воздержались от осуждения российской специальной военной операции на Украине, заметно нарастили торговлю с Россией. Китай критикует односторонние санкции Запада и поставки оружия Украине, а также заявляет о политической ответственности США за украинский кризис. Китайская позиция сближается с российской по мере ухудшения ситуации вокруг Тайваня. Расширение торговли с КНР позволяет России обеспечить экономическую стабильность перед лицом санкций.

На евразийском пространстве по‑прежнему имеют место центростремительные тенденции, сохраняется стремление к регионализации и региональной интеграции, укрепляется фактор многовекторности в политике большинства евразийских партнеров. Инициатива Президента Российской Федерации В.В. Путина о формировании «Большого Евразийского партнёрства» сохраняет свои перспективы с учётом присущей ей максимальной гибкости, отсутствия жёстких организационных структур.

России следует активнее участвовать в работе существующих многосторонних организаций и форматов в Азии, в том числе в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

В АСЕАН наиболее перспективными партнерами России в Азии выглядят Вьетнам, Индия и Лаос. России было бы целесообразно уделить особое внимание развитию многопланового взаимодействия со странами, подающими сигналы о готовности работать с нами, в их числе – Индонезия, Таиланд, а также Мьянма.

Признавая важность конструктивного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

обеспечить продолжение активного участия представителей Российской Федерации в мероприятиях АСЕАН;

оказывать содействие укреплению сотрудничества в формате «Россия – Центральная Азия» и в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии;

совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в контексте председательства России в ЕАЭС в 2023 году рассмотреть возможность проведения в 2023 году на полях Восточного экономического форума саммита «Большой Евразии» с участием глав государств – членов ЕАЭС и ШОС, Турции, Ирана, Туркменистана, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов;

совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации рассмотреть возможность создания Каспийско-Закавказской зоны экономического развития на основе освоения международного транспортного коридора «Север-Юг», активизировать работу по выстраиванию новой системы логистики с Китаем, странами Центральной и Южной Азии, Среднего Востока;

совместно с Россотрудничеством активизировать работу по линии породнённых городов, развитие партнёрских связей с городами (муниципалитетами) дружественных стран Азии и Африки.

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Российской академии наук:

изыскать возможности для приоритетного финансирования научно-исследовательских проектов по изучению стран АСЕАН;

принять меры по возобновлению академических обменов между профильными научными учреждениями Российской академии наук и Китайской академией общественных наук.

3. Министерству культуры Российской Федерации и Россотрудничеству активизировать мероприятия по популяризации российской культуры за рубежом, в том числе по продвижению в национальном кинопрокате стран-партнёров современных российских художественных фильмов.