«Круглые столы»

«Расширение многопланового сотрудничества между Российской Федерацией и государствами мирового большинства в сложившихся международных условиях. Партнерство ЕАЭС, БРИКС и ШОС»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по международным делам 29 июля 2024 года провел «круглый стол» на тему «Расширение многопланового сотрудничества между Российской Федерацией и государствами мирового большинства в сложившихся международных условиях. Партнерство ЕАЭС, БРИКС и ШОС» во исполнение Плана мероприятий (перечня поручений) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года.

В мероприятии приняли участие: заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б.Карасин, члены Комитета Совета Федерации по международным делам, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.А.Панкин, Специальный представитель Президента Российской Федерации по делам Шанхайской организации сотрудничества Б.М.Хакимов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Д.В.Вольвач, директор Института Китая и современной Азии Российской академии наук К.В.Бабаев, заместитель директора Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М.Примакова РАН В.Д.Миловидов, программный менеджер Российского совета по международным делам К.К.Суховерхов, проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета О.В.Павленко и другие представители научно-экспертного сообщества.

Участники констатировали, что в настоящее время данная тема имеет особую актуальность. Это обусловлено тем, что мир вступил в период принципиальных геополитических изменений, происходит глубинная трансформация международных отношений, связанная с формированием более справедливой, полицентричной системы мироустройства, которая бы обеспечивала право государств на проведение независимой внешней и внутренней политики, на выбор собственного пути развития.

Сегодня движение к глобальной многополярности – это факт, геополитическая реальность. Магистральной тенденцией стало укрепление голоса мирового большинства государств за рамками коллективного Запада – в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и Латинской Америке, сотрудничество с которыми для России является внешнеполитическим приоритетом.

Ярким примером многополярной дипломатии служит деятельность таких многосторонних объединений как ШОС и БРИКС, в рамках которых реализуются принципы равноправного сотрудничества, продвигается конструктивная повестка и действует принцип консенсуса, а не блоковой дисциплины. Эти объединения выступают против вмешательств во внутренние дела суверенных государств, применения двойных стандартов и незаконных односторонних санкций. Наладить связи с этими объединениями стремятся все больше государство мира. В свете присоединения новых членов БРИКС и ШОС ключевым приоритетом на данном этапе является обеспечение гармоничной, осмысленной интеграции новых участников в архитектуру нового партнерства.

Начало сближения БРИКС и ШОС было заложено в Уфе в 2015 году, стали регулярными контакты по линии Деловых советов организаций. С 2017 года БРИКС заинтересовался инициативами ЕАЭС и китайским проектом «Один пояс – один путь». Стоит отметить, что в опубликованной 31 марта 2023 года Концепции внешней политики Российской Федерации в отдельных пунктах оговорены основные тенденции и перспективы потенциального развития мира с акцентом на многополярность, противодействие неоколониальным процессам, обесценивании роли ООН и создание нового справедливого мира с опорой на БРИКС, ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, РИК (Россия, Индия, Китай) и других объединений «с весомым участием России».

Реальные перспективы имеет работа по развитию инициативы Президента Российской Федерации по построению Большого евразийского партнерства. В ее рамках важно сопряжение Евразийского экономического союза и китайского проекта «Один пояс – один путь» с подключением заинтересованных стран и международных объединений.

В условиях переформатирования глобальной экономической архитектуры «Большая Евразия» должна стать наиболее перспективным и привлекательным регионом мира. Именно здесь сконцентрированы мощнейшие национальные экономики, реализуются масштабные интеграционные проекты и инициативы.

Евразийский экономический союз планомерно выстраивает инфраструктуру для диалога со странами и субрегиональными объединениями от Азии до Латинской Америки и Африки, которые заинтересованы в заключении соглашений о свободной торговле. Уже подписаны такие соглашения с Вьетнамом, Ираном, ведутся переговоры с Индонезией, Индией, Египтом и другими государствами.

Важнейшим элементом диалога также является развитие партнерства Евразийского экономического союза с Шанхайской организацией сотрудничества, что особенно важно с учетом значимости и темпов развития экономик стран-участниц, на которые приходится более 30 процентов мирового ВВП. При этом с учетом совпадающего членства стран ЕАЭС и ШОС в других международных структурах открываются возможности для продвижения более широкого интеграционного контура, выходящего за рамки Евразии.

Особую актуальность в контексте диалога Евразийского экономического союза и БРИКС имеют потенциал объединения платежных систем, использование национальных валют во взаимных расчетах, сотрудничество в транспортно-логистической и энергетической сферах. Очевидно, что диалог между ЕАЭС, ШОС и БРИКС может стать платформой для широкой партнерской сети региональных объединений, формирования справедливого миропорядка и всеобъемлющего пространства экономической устойчивости.

Участники мероприятия особо подчеркнули, что евразийская система безопасности должна быть открытой к присоединению всех государств, расположенных на континенте, включая как Азию, так и Европу, — настроенных на отказ от конфронтационной политики, следование принципу неделимости безопасности и на прагматичное взаимоуважительное сотрудничество, предполагающее согласование баланса интересов по всем вопросам. При этом Россия, будучи евразийской державой с многовековой историей, традиционно выполняет роль гаранта стабильности и безопасности в регионе, отстаивая принципы многополярного миропорядка.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» 

р е к о м е н д у ю т

Министерству иностранных дел Российской Федерации: 

1. Продолжить работу с заинтересованными зарубежными партнерами по углублению взаимовыгодного сотрудничества в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АСЕАН и других объединений.

2. Приглашать заинтересованных зарубежных партнеров к диалогу о возможном создании «Совещания по безопасности в Евразии», которое в будущем может быть трансформировано в полноценную организацию с трансрегиональным статусом. Основой для этого может стать идея Президента Российской Федерации В.В.Путина о формировании Большого Евразийского партнерства, а организационной основой для соответствующих консультаций – площадки СНГ, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, диалог «Россия – Центральная Азия» (5+1), а также казахстанская инициатива СВМДА.

3. Всемерно способствовать укреплению потенциала и роли ШОС в целях обеспечения безопасности в Евразии и содействия комплексному совершенствованию ее деятельности с учетом современных геополитических реалий. 

Министерству экономического развития Российской Федерации: 

1. Продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере внешнеэкономической деятельности в целях интенсификации интеграционных процессов.

2. Содействовать расширению торговых и инвестиционных связей, использованию в рамках ЕАЭС, БРИКС и ШОС собственных рыночных и ресурсных преимуществ, созданию совместных проектов и предприятий, построению новых логистических цепочек, развитию транспортной и энергетической инфраструктуры, а также увеличению доли расчетов в национальных валютах и использованию суверенных платежных систем.

3. В рамках укрепления финансово-экономического сотрудничества между государствам и – участниками БРИКС способствовать созданию межгосударственных фондов и банков, в том числе аналога Международной межбанковской системы передачи информации о совершении платежей SWIFT, независимой от влияния западных финансово-экономических и политических структур.

3. Продолжить работу, связанную с формированием зон свободной торговли товарами, сеть которых формируется на правовой базе ЕАЭС. 

Федеральному Собранию Российской Федерации: 

1. Активизировать взаимодействие как на двусторонней, так и на многосторонней основе с заинтересованными парламентами иностранных государств по укреплению интеграционных связей в рамках ЕАЭС, БРИКС и ШОС и по налаживанию диалога со всеми потенциальными участниками будущей системы безопасности.