«Круглые столы»

«О целесообразности дальнейшего участия Российской Федерации в деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ»

Рекомендации

Обсудив вопросы целесообразности дальнейшего участия Российской Федерации в деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (далее – БДИПЧ, Бюро), участники «круглого стола» отмечают следующее.

БДИПЧ превратилось в инструмент политического давления в руках государств коллективного Запада. Он широко используется для дискредитации результатов выборов, если их результаты не соответствуют интересам Запада, а также для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Это происходит вопреки документу Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года, в котором прямо указано, что наблюдатели берут на себя обязательство не вмешиваться в избирательный процесс.

Заявления, которые Бюро делает по итогам наблюдения, зачастую
не относятся к его мандату, содержат недопустимые оценочные суждения
и декларации политического характера.

В ангажированном ключе БДИПЧ ведёт себя и в отношении соблюдения прав собственных наблюдателей. В частности, Бюро заняло инертную позицию в отношении отказа Центральной избирательной комиссии Республики Молдова в аккредитации всем российским краткосрочным наблюдателям, которые должны были в составе миссии БДИПЧ работать на выборах в Парламент Республики Молдова 28 сентября 2025 года. Аналогичные отказы в аккредитации российские наблюдатели получали в Молдавии и ранее.

Подобная линия Бюро вызывает закономерное неприятие, что требует уточнения подходов российских органов государственной власти по взаимодействию с БДИПЧ и усиления координации их деятельности, нацеленной на более эффективное, насколько это возможно в существующих условиях, использование механизмов Бюро в интересах Российской Федерации.

Важнейшей задачей на современном этапе является укрепление
и продвижение за рубежом альтернативных моделей международного наблюдения, основанных на принципах защиты электорального суверенитета, невмешательства во внутренние дела суверенных государств, беспристрастности и политической нейтральности. Соответствующая практика наработана и активно используется в Содружестве Независимых Государств, в частности, в рамках работы Консультативного совета руководителей избирательных органов государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Консультативный совет), Международного института демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – МИМРД МПА СНГ), чья деятельность во многом основывается на положениях Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод
в государствах – участниках Содружества Независимых Государств
от 7 октября 2002 года (далее – Конвенция).

Участники «круглого стола», отметив важность продолжения дискуссии о целесообразности дальнейшего участия Российской Федерации
в деятельности БДИПЧ, рекомендуют:

1. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации:

воздерживаться – до тех пор, пока БДИПЧ не скорректирует линию, ущемляющую интересы нашей страны – от приглашения Бюро к участию в международном наблюдении за выборами в Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о повышении качества подготовки российских наблюдателей к работе в составе миссий БДИПЧ, в частности, путем организации семинаров, предоставления материалов странового характера, а также по тематике наблюдения за выборами;

проработать целесообразность подготовки альтернативных докладов
от имени российских участников миссий Бюро в тех случаях, когда их позиция не совпадает с общей ангажированной позицией БДИПЧ;

шире задействовать площадку Консультативного совета для выработки скоординированных подходов партнеров по Содружеству Независимых Государств к работе БДИПЧ.

2. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

продолжить придерживаться дифференцированного подхода
к направлению российских экспертов по линии БДИПЧ в миссии
на пространстве ОБСЕ;

содействовать расширению представленности граждан государств – участников СНГ в структурных подразделениях БДИПЧ;

содействовать развитию и укреплению альтернативных, отвечающих интересам Российской Федерации, международных институтов и механизмов в сфере международного наблюдения за выборами, а также совершенствованию международно-правовой базы по указанной тематике, в том числе:

1) содействовать разработке, а впоследствии принятию Генеральной Ассамблеей ООН Декларации принципов международного наблюдения за выборами, основанной на положениях Конвенции и Декларации Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах – участниках Содружества Независимых Государств» от 25 ноября 2008 года;

2) оказывать содействие расширению географии международного наблюдения МПА СНГ за выборами и референдумами и формированию на основе приглашений от заинтересованных государств групп наблюдателей для мониторинга электоральных процессов в странах, не входящих в СНГ;

3) рассмотреть возможность задействования таких международных форматов, как СНГ+ и ШОС, для расширения практики наблюдения за выборами в дружественных государствах;

4) продолжить работу по продвижению возможностей и методики наблюдения за выборами МИМРД МПА СНГ, а также содействовать присоединению к Конвенции дружественных государств, не участвующих в ней;

5) провести консультации с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств и Секретариатом Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Секретариат Совета МПА СНГ) с целью подготовки перечня дружественных государств, которые могли бы в первоочередном порядке присоединиться к Конвенции, а также проработки правовых механизмов такого присоединения.

3. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Общественной палатой Российской Федерации рассмотреть возможность расширения миссий по общественному наблюдению
за выборами, проводимых Общественной палатой Российской Федерации.

4. Секретариату Совета МПА СНГ изучить возможности воздействия на практики БДИПЧ за счет налаживания определенного взаимодействия
с Бюро, аналогичного тому, которое у БДИПЧ имеется с ПА ОБСЕ
и ПА НАТО.