«Круглые столы»

О направлениях и перспективах повышения конкурентоспособности и экспортного потенциала Евразийского экономического союза

6 июля 2015 года Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе и Комитет Совета Федерации по международным делам провели «круглый стол» на тему «О направлениях и перспективах повышения конкурентоспособности и экспортного потенциала Евразийского экономического союза».

Обсуждение такой актуальной темы в ходе обмена мнениями между парламентариями, представителями федеральных и региональных органов исполнительной власти, деловых кругов, международных организаций, научного и экспертного сообществ можно оценить в аспекте имиджа Евразийского экономического союза. Что особенно важно в сегодняшних непростых экономических условиях. Как подчеркнул К.И.Косачев, успех евразийской интеграции и импортозамещение – составляющие единой стратегии, которые должны помочь странам-участницам преодолеть нынешние неблагоприятные явления в экономике, вызванные снижением мировых цен на нефть, и выстоять под натиском экономических санкций, имеющих политическое происхождение.

Основные доклады на «круглом столе» были представлены советником Президента Российской Федерации, академиком РАН С.Ю.Глазьевым, первым заместителем Министра экономического развития Российской Федерации А.Е.Лихачевым, Членом Коллегии (Министром) по торговле Евразийской экономической комиссии А.А.Слепнёвым.

В числе основных факторов, обеспечивающих синергетический эффект интеграционного процесса, С.Ю.Глазьев выделил, помимо общего рынка и снятия торговых барьеров, сочетание конкурентных преимуществ национальных экономик и совместную стратегию развития. При этом критерием конкурентоспособности выступает научно-технический потенциал и способность обеспечить безопасность и стабильность единого экономического пространства, защиту внутреннего рынка, в том числе от спекулятивных финансовых атак.

В эпоху перехода к новому технологическому укладу основным генератором экономического роста станет научно-технический прогресс, промышленная кооперация и способность стран-участниц инвестировать средства во взаимосвязанные отрасли.

Поскольку стартовым источником для выхода на высокий уровень конкурентоспособности являются инвестиции, привлекаться они должны за счет внутренних резервов, предполагая кредитование экономики под низкие процентные ставки, контроль за целевым использованием денежных средств, грамотную эмиссионную политику, усиление динамики монетизации экономики, стабильность финансового рынка и использование инструментов борьбы со спекулятивными инвестициями.

Касаясь сегодняшнего состояния российской экономики, С.Ю.Глазьев рекомендовал создать единую систему кредитования и расширения производства под целевые ориентиры и приоритеты, под определенные индикативные планы, использовать механизмы проектного финансирования. Такая система также должна предполагать и ответственность за использование дешевых и долгосрочных кредитов, т. е. обязательства хозяйствующих субъектов при освоении инвестиций по решению соответствующих производственных технологических задач, расширению и повышению эффективности производства.

По мнению С.Ю.Глазьева, в рамках ЕАЭС необходимо использовать практику разработки и реализации межгосударственных целевых программ для поддержки научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности. При этом следовало бы Евразийской экономической комиссии дать возможность самой финансировать межгосударственные целевые программы, предусмотрев соответствующее увеличение бюджета ЕАЭС. Наделение Евразийской экономической комиссии реальными функциями стимулирования научно-технического прогресса с программными инструментами и институтами развития позволило бы реализовать и идею создания Фонда фундаментальных исследований ЕАЭС. Кроме того, нужно активизировать промышленную кооперацию и развитие совместных корпораций, совместных производств, реализовывать совместные инновационные проекты, где страны-участницы вместе выступали бы более сильными, более конкурентными по отношению к внешним соперникам.

А.Е.Лихачев отметил, что заложенные в Договоре о ЕАЭС принципы и задачи по развитию промышленного и научно-технического сотрудничества постепенно начинают реализовываться странами-участницами. Особо выделен такой перспективный элемент научно-технического сотрудничества как создание технологических платформ. Практическая реализация этого направления позволит соединить цепочку «научные изобретения» — «производственная сфера». Согласована концепция создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, основной задачей которого станет продвижение конкурентоспособной продукции станкостроения на внешние рынки.

Особо подчеркнута важность проводимой Минэкономразвития России работы по развитию системы поддержки экспорта в Российской Федерации, в том числе разработка проекта федерального закона, предусматривающего в том числе механизмы стимулирования экспорта продукции, произведенной в Евразийском экономическом союзе, в случае наличия в ней определенного значимого российского контента.

В русле обсуждаемых вопросов политики импортозамещения А.А.Слепнев подчернул, что любая программа поддержки на уровне отрасли и предприятия должна заканчиваться понятной экспортной перспективой производимых товаров. Сейчас на площадке Евразийской экономической комиссии прорабатываются совместно с учеными вопросы выявления тех отраслевых сегментов, которые будут важны с точки зрения экспортной специализации и будут способны предложить конкурентоспособную экспортную продукцию. В числе мер по развитию экспорта ЕЭК ведется работа по объединению возможностей банков развития, экспортных агентств и других институтов поддержки экспорта. Есть и конкретные вопросы, которые потребуют законодательного регулирования, в частности, по страховой поддержке экспорта. Успешно реализуются шаги по заключению соглашений о зонах свободной торговле с третьими странами.

Обозначив ряд проблем, существующих в ЕАЭС, участники «круглого стола» выразили надежду, что огромный потенциал, которым обладает Союз в торговой, научно-технической, производственной, энергетической, транспортной сферах, позволит вывести его продукцию на внешние рынки при сочетании национальных конкурентных преимуществ и согласованной политике развития.