Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ратификации протоколов о внесении изменений в российско-кубинские межправительственные кредитные соглашения»

Комитет Совета Федерации по международным делам рассмотрел Федеральный закон «О ратификации протоколов о внесении изменений в российско-кубинские межправительственные кредитные соглашения» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 марта 2024 года.

Республика Куба, ссылаясь на тяжелое экономическое положение, обратилась к Российской Федерации с просьбой о реструктуризации задолженности по государственным кредитам. Учитывая обращение кубинской стороны, было принято решение о пересмотре условий погашения возникшей задолженности по российским государственным кредитам. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2023 года № 1077-р «О подписании протоколов о внесении изменений в российско-кубинские межправительственные кредитные соглашения» были подписаны соответствующие протоколы о внесении изменений в российско-кубинские межправительственные кредитные соглашения.

Федеральным законом ратифицируются протоколы о внесении изменений в российско-кубинские межправительственные кредитные соглашения, подписанные в городе Москве 27 апреля 2023 года (далее – протоколы):

1) Протокол № 2 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о предоставлении Правительству Республики Куба государственного кредита для финансирования поставок российских товаров, работ и услуг от 28 сентября 2006 года;

2) Протокол № 4 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о предоставлении Правительству Республики Куба государственного кредита для финансирования поставок российской строительной и сельскохозяйственной техники от 28 июля 2009 года;

3) Протокол № 2 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о предоставлении Правительству Республики Куба государственного экспортного кредита для финансирования строительства четырех энергоблоков теплоэлектростанций на территории Республики Куба от 22 октября 2015 года;

4) Протокол № 2 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о предоставлении Правительству Республики Куба государственного экспортного кредита для финансирования модернизации и расширения металлургического завода «Антильяна де Асеро им. Хосе Марти» на территории Республики Куба от 22 октября 2015 года.

Протоколами предусматривается уточнение порядка погашения задолженности Республики Куба перед Российской Федерацией, начисления и уплаты процентов на соответствующие суммы задолженности. Кроме того, протоколами предусмотрено, что все платежи кубинской стороны осуществляются в пользу Российской Федерации в российских рублях.

Погашение задолженности, накопленной за период с 1 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года, осуществляется полугодовыми платежами 15 июня и 15 декабря в период с 2024 по 2040 годы. Графиковые платежи, определенные в 2023 – 2027 годах, переносятся на период 2028 – 2040 годов с погашением задолженности равными полугодовыми платежами 15 июня и 15 декабря каждого года и начислением процентов в 2023 – 2033 годах по ставке 1% годовых, в 2034–2040 годах — по ставке 1,5% годовых и их уплатой в период 2028 – 2040 годов в те же даты.

Протоколы временно применяются с 11-го дня после подписания и вступают в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для их вступления в силу, и действуют до полного исполнения сторонами всех обязательств, вытекающих из положений данных протоколов. Дата прекращения действия протоколов определяется посредством обмена уведомлениями по дипломатическим каналам.

Комитет отмечает важность всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Куба. Такое сотрудничество полностью отвечает интересам Российской Федерации и будет способствовать дальнейшему упрочнению внешнеполитических позиций Российской Федерации в Латинской Америке.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием реализация Федерального закона не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем Правительством Российской Федерации прогнозируются следующие финансовые последствия вступления в силу протоколов:

1) выпадающие в 2022 – 2027 годах поступления в федеральный бюджет в счет погашения основного долга и уплаты процентов по российским государственным кредитам в общей сумме, составляющей эквивалент порядка 160,1 млн. долларов США, будут восполнены в 2028 – 2040 годах в полном объеме за счет увеличения графиковых платежей;

2) по измененному графику погашения кредитов сумма платежей в погашение основного долга и уплату процентов в 2022 – 2040 годах возрастет на сумму, эквивалентную около 18,2 млн. долларов США по сравнению с ранее действующим графиком, поскольку на суммы задолженности, подлежащие отсрочке, а также суммы капитализированных процентов начисляются проценты по ставкам 1 и 1,5 процентов годовых.

В соответствии с пунктом 3 статьи 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации протоколы подлежат ратификации, поскольку предусматривают реструктуризацию долга иностранного государства перед Российской Федерацией.

Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Протоколы согласуются с международными обязательствами Российской Федерации.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендуют одобрить Федеральный закон.

На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации протоколов о внесении изменений в российско-кубинские межправительственные кредитные соглашения».