Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции) (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 июля 2024 года.

Федеральным законом вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые направлены на повышение эффективности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

Федеральным законом вводится новый миграционный режим – режим высылки, под которым понимается правовой режим, применяемый в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в целях обеспечения их выезда из Российской Федерации или приобретения ими законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусматривающий установление в отношении таких лиц ограничений отдельных прав и свобод, применение мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

Порядок применения и прекращения режима высылки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Контроль за нахождением в Российской Федерации иностранного гражданина, в отношении которого применяется режим высылки (далее – контролируемое лицо), осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальным органом по месту жительства, месту пребывания или фактического нахождения контролируемого лица с применением мер федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

Федеральным законом также сокращается срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, до девяноста суток в течение одного календарного года (в настоящее время такой срок не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток). Предусмотрено, что в случае нарушения этого срока въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства будет запрещен.

Федеральным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», в соответствии с которыми при проведении пограничного контроля применяется оценка рисков возможных нарушения режима Государственной границы или создания угрозы безопасности государства.

Устанавливается, что пропуску через Государственную границу Российской Федерации не подлежит иностранный гражданин или лицо без гражданства в случаях, если:

а) в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию либо решение о запрещении выезда из Российской Федерации – до истечения срока действия соответствующего запрета либо отмены соответствующего решения;

б) иностранным гражданином или лицом без гражданства не исполнено требование пограничного органа о представлении биометрических персональных данных, необходимых для идентификации личности иностранного гражданина или лица без гражданства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – до их представления;

в) при проведении пограничного контроля выявлен риск возможного создания угрозы безопасности государства иностранным гражданином или лицом без гражданства;

г) иностранным гражданином или лицом без гражданства не представлен документ на право въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации – до его представления;

д) иностранным гражданином или лицом без гражданства использован подложный документ;

е) иностранным гражданином или лицом без гражданства сообщены заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации.

К полномочиям пограничных органов отнесено осуществление контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не только въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), но и выезжающих с территории Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, в том числе контроль соблюдения порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации в целях пропуска через Государственную границу.

Комитет отмечает, что Федеральный закон направлен на установление дополнительных механизмов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в сфере миграции, а также позволит усилить контроль (надзор) за нахождением иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Федеральный закон соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, не выявлено.

На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».