Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 31 июля 2024 года.
Федеральным законом вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые направлены на унификацию правового регулирования в сфере применения национального режима при осуществлении закупок.
Устанавливается, что при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом.
Федеральным законом предусматривается единый порядок реализации запретов, ограничений и преимуществ как при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), так и при исполнении контракта (договора). Так, Правительство Российской Федерации может принимать меры, устанавливающие:
— запрет закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
— ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
— преимущество в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.
Правительство Российской Федерации при установлении запрета, ограничения, преимущества учитывает международные обязательства Российской Федерации, в связи с чем:
— не может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в отношении товаров, работ, услуг, если Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому соответствующему иностранному государству предоставлен национальный режим;
— может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в случаях, когда соответствующий международный договор содержит положения (изъятия, исключения), при которых национальный режим не предоставляется.
В отношении принимаемой Правительством Российской Федерации меры, устанавливающей преимущество товару российского происхождения, предусматривается, что для цели рассмотрения (оценки) предложений участников закупки осуществляется условное снижение (или увеличение в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключить договор или контракт) на пятнадцать процентов ценового предложения участника закупки, предлагающего к поставке весь товар российского происхождения, что позволит повысить вероятность его победы. В случае его победы договор (контракт) будет заключаться по цене, предложенной таким участником без учета указанного снижения (увеличения).
Комитет отмечает, что Федеральный закон направлен на обеспечение стабильного правового регулирования процессов импортозамещения, являющегося в настоящее время приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, не выявлено.
На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».