Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 28 части 3 статьи 17 Федерального закона «О полиции»

Комитет Совета Федерации по международным делам рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О занятости населения в Российской Федерации“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 28 части 3 статьи 17 Федерального закона „О полиции“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 30 июля 2024 года.

Федеральный закон направлен на регулирование деятельности по оказанию услуг по трудоустройству российских граждан за пределами ее территории для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства.

Комитет Совета Федерации по международным делам отмечает, что основополагающим документом, регулирующим права моряков, в том числе в области их подбора и трудоустройства, является Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве (Конвенция Международной организации труда № 186), которая вступила в силу 20 августа 2013 года. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 5 июня 2012 года. Пунктом 5 стандарта А1.4 указанной Конвенции предусматривается, что государство, на территории которого действуют частные службы подбора и трудоустройства моряков, включает в свое законодательство установленные требования к службам подбора и трудоустройства моряков, направленные на защиту их прав.

В этих целях Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» дополняется новой статьей 362 «Деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства», в которой отражены указанные положения Конвенции.

В соответствии с Федеральным законом российские юридические лица, осуществляющие деятельность по трудоустройству за границей моряков, должны соблюдать следующие требования: отказаться от принятия мер, направленных на воспрепятствование получению моряком рабочего места, на которое он имеет право в соответствии со своей квалификацией; не возлагать на моряка прямо или косвенно оплату издержек, связанных с его трудоустройством; вести и поддерживать в актуальном состоянии список трудоустроенных моряков; информировать моряка о его правах и обязанностях, указанных в трудовом договоре; организовывать трудоустройство моряка с учетом его квалификации; обеспечивать соответствие трудового договора законодательству государства флага судна; удостоверяться в том, что судовладелец обладает средствами для обеспечения защиты моряков от опасности оказаться без средств к существованию в иностранном порту; обеспечить компенсацию морякам денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения обязательств юридическим лицом, осуществляющим деятельность по их трудоустройству за границей, либо в результате неисполнения своих обязательств судовладельцем.

Федеральным законом также устанавливается уведомительный порядок осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков. Соответственно, в ряд федеральных законов вносятся изменения в части отмены лицензирования указанного вида деятельности.

Реализация Федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, не выявлено.

На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О занятости населения в Российской Федерации“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 28 части 3 статьи 17 Федерального закона „О полиции“.