Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года»

Комитет Совета Федерации по международным делам на своём заседании рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года» (далее – Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 июля 2024 года.

Закон в соответствии с пунктом «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года (далее — Протокол) был подписан в городе Санкт-Петербурге 25 декабря 2023 года главами государств — членов ЕАЭС.

Протоколом предусматривается выделение товаров, приобретенных в рамках электронной торговли, в отдельную категорию товаров с определением особенностей регулирования электронной торговли, а также создание нового института — оператора электронной торговли, совмещающего в себе функции логистического оператора и таможенного представителя.

В соответствии с Протоколом «товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам» – это ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС товары, предназначенные для реализации физическим лицам на электронных торговых площадках с использованием ресурсов сети «Интернет» в рамках сделки, одной из сторон которой является физическое лицо; «товары электронной торговли, приобретённые физическими лицами» – это товары, приобретённые физическими лицами на электронных торговых площадках с использованием ресурсов сети «Интернет» в рамках сделки между физическим лицом, постоянно или временно проживающим (временно пребывающим) на территории государства-члена ЕАЭС, и иностранным лицом либо сделки между физическим лицом, постоянно или временно проживающим (временно пребывающим) на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, и лицом государства-члена ЕАЭС, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в международных почтовых отправлениях или перевозчиком в адрес физических лиц, являющихся получателями таких товаров.

Декларирование товаров электронной торговли будет осуществляться либо оператором электронной торговли, либо физическим лицом — получателем товаров, либо таможенным представителем, с которым физическое лицо заключит соответствующий договор. Само таможенное декларирование будет осуществляться с использованием декларации на товары электронной торговли.

Таможенные пошлины в отношении товаров электронной торговли, предназначенных для реализации физическим лицам, помещенным под таможенную процедуру таможенного склада, будут уплачиваться по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом ЕАЭС, а в отношении товаров, доставляемых непосредственно физическому лицу — по единой ставке ввозной таможенной пошлины, которая будет определена Евразийской экономической комиссией для всех государств — членов ЕАЭС.

Протоколом предусматривается возможность для каждого государства — члена ЕАЭС установить налог на добавленную стоимость в отношении таких товаров. Протоколом также предусмотрена возможность установления беспошлинного порога ввоза товаров электронной торговли, ввозимых непосредственно физическими лицами.

Депозитарием Протокола является Евразийская экономическая комиссия. В соответствии со статьей 2 Протокол вступает в силу с даты получения депозитарием последнего уведомления о выполнении государствами – членами ЕАЭС необходимых внутригосударственных процедур.

Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.

Протокол подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

Принятие Закона потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства: Федеральный закон от 3 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно финансово-экономическому обоснованию Правительства Российской Федерации принятие Закона не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендуют одобрить данный Закон.

На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года».