Комитет Совета Федерации по международным делам рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 8 апреля 2025 года.
Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (далее – Договор) подписан в городе Москве 17 января 2025 года.
В соответствии с Договором Стороны стремятся к углублению и расширению отношений во всех сферах, представляющих взаимный интерес, укреплению кооперации в области безопасности и обороны, тесной координации деятельности на региональном и глобальном уровнях, что соответствует долгосрочному, всеобъемлющему и стратегическому партнерству.
Стороны укрепляют свои отношения на основе принципов суверенного равенства, территориальной целостности, независимости, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета, сотрудничества и взаимного доверия. В случае если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии, другая Договаривающаяся Сторона не должна оказывать никакой военной или иной помощи агрессору, способствующей продолжению агрессии, и будет содействовать тому, чтобы возникшие разногласия были урегулированы на основе Устава Организации Объединенных Наций и других применимых норм международного права.
Вместе с тем в Договоре закреплены намерения Сторон развивать военное и военно-техническое сотрудничество; координировать свои позиции и продвигать совместные усилия в борьбе с международным терроризмом и другими современными вызовами и угрозами; взаимодействовать по вопросам контроля над вооружениями, разоружения, нераспространения и обеспечения международной безопасности; осуществлять политическое и практическое взаимодействие в сфере международной информационной безопасности; способствовать упрочению мира и безопасности в Каспийском регионе, Центральной Азии, Закавказье, на Ближнем Востоке.
Стороны стремятся углублять сотрудничество в рамках региональных организаций, взаимодействовать и координировать позиции в Шанхайской организации сотрудничества, способствовать расширению торгово-экономических связей между Евразийским экономическим союзом и Исламской Республикой Иран; развивать межрегиональное сотрудничество.
Комитет отмечает, что в Договоре содержатся положения, направленные на развитие межпарламентского сотрудничества, Стороны содействуют развитию сотрудничества между своими законодательными органами, в том числе в рамках международных парламентских организаций, профильных комитетов и комиссий, соответствующих групп по связям Федерального Собрания Российской Федерации и Собрания Исламского Совета Исламской Республики Иран.
Стороны договорились поддерживать торгово-экономическое и промышленное сотрудничество; противодействовать применению односторонних принудительных мер, в том числе экстерриториального характера; развивать взаимодействие в целях создания независимой от третьих стран платежной инфраструктуры; взаимодействовать в области транспорта; расширять сотрудничество в нефтегазовой сфере; содействовать реализации совместных проектов в области мирного использования атомной энергии; расширять взаимодействие и обмен опытом в сфере исследований и освоения космоса в мирных целях.
Договор предусматривает расширение и укрепление сотрудничества в области сельского хозяйства, антимонопольной политики, здравоохранения, высшего образования, науки, техники, инноваций, печати и издательской деятельности, культуры и искусства, туризма и спорта, а также по вопросам охраны окружающей среды, предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий, управления водными ресурсами.
В Договор включено положение, в соответствии с которым Стороны развивают сотрудничество по вопросам оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам, выдачи и передачи лиц, осужденных к лишению свободы, а также реализации договоренностей в сфере возвращения активов, полученных преступным путем.
По условиям Договора он подлежит ратификации и вступает в силу по истечении 30 (тридцати) дней с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами соответствующих внутригосударственных процедур, и действует в течение 20 лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды.
Принятие Федерального закона отвечает стратегическим интересам Российской Федерации, ратификация Договора направлена на укрепление правовых основ развития дружественных межгосударственных отношений и придания им всеобъемлющего, долгосрочного и стратегического характера, дальнейшего укрепления взаимодействия в интересах мира и безопасности на региональном и глобальном уровнях.
Договор подлежит ратификации в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку он является договором об основах межгосударственных отношений, а также в силу того, что Стороны при его подписании условились о последующей ратификации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, Договор согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Принятие Федерального закона не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендуют одобрить Федеральный закон.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран».