Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком»

Комитет Совета Федерации по международным делам рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 апреля 2025 года.

Федеральным законом ратифицируется Соглашение между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком (далее – Соглашение), которое было подписано в городе Москве 6 августа 2024 года.

Соглашение заключено в целях укрепления надежности и обеспечения стабильности финансовых рынков Российской Федерации и Республики Беларусь, а также эффективного исполнения Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь возложенных на них функций по осуществлению надзора и (или) контроля за деятельностью поднадзорных лиц, а также надзора и (или) контроля в сфере финансовых рынков.

Предметом Соглашения являются отношения, возникающие в рамках взаимодействия между надзорными органами двух государств при осуществлении обмена информацией, в том числе конфиденциальной, полученной при осуществлении надзора и (или) контроля в сфере финансовых рынков, в том числе за деятельностью поднадзорных лиц, трансграничных учреждений и родительских (материнских) организаций, а также при проведении совместных проверок и учреждении совместных надзорных коллегий.

Соглашением установлено, что надзорные органы в пределах своей компетенции осуществляют обмен информацией в указанных в Соглашении областях, по запросу о предоставлении информации надзорного органа другой Стороны, направляемого по защищенным каналам связи. Такими областями являются контроль (надзор) за составом лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится поднадзорное лицо; контроль за структурой собственности родительских (материнских) организаций и трансграничных учреждений; надзор и (или) контроль за деятельностью поднадзорных лиц (включая проведение совместных проверок); прекращение деятельности (ликвидации) поднадзорных лиц; осуществление процедуры несостоятельности (банкротства) поднадзорных лиц; предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового уничтожения (поражения), а также иные области, относящиеся к компетенции (полномочиям) надзорных органов в соответствии с законодательством государства каждой из Сторон.

Любой из надзорных органов Сторон может по собственной инициативе при отсутствии запроса предоставить информацию или обеспечить предоставление информации, которая может оказаться полезной для надзорного органа другой Стороны.

Также Соглашение содержит положения, касающиеся: содержания и формы запроса (статья 4); исполнения и отказа от исполнения запроса (статья 5); использования информации и обеспечения конфиденциальности информации (статья 6); информационной и консультативной поддержки проведения совместных проверок (статья 7); сотрудничества при проведении совместных проверок (статья 8); учреждения и организации работы совместных надзорных коллегий (статья 9); определения источника финансирования расходов, связанных с исполнением Соглашения (статья 10).

Соглашение заключено на неопределенный срок и вступает в силу со дня получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку содержит иные правила, чем установленные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Реализация Федерального закона не приведет к дополнительным расходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий.

Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.

По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендуют одобрить Федеральный закон.

На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком».