Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Таиланд о выдаче»

Комитет Совета Федерации по международным делам рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Таиланд о выдаче» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 мая 2025 года.

Федеральным законом ратифицируется Договор между Российской Федерацией и Королевством Таиланд о выдаче (далее – Договор), подписанный в городе Москве 23 октября 2024 года.

В соответствии со статьей 1 Договора Стороны обязуются выдавать друг другу лиц, находящихся на территории запрашиваемой Стороны и разыскиваемых запрашивающей Стороной для осуществления уголовного преследования, вынесения или исполнения приговора за совершение преступления, влекущего выдачу.

Договор применяется к запросам о выдаче, полученным после его вступления в силу, даже если такие запросы связаны с деяниями, совершёнными до вступления Договора в силу.

Центральными органами Сторон являются: со стороны Российской Федерации – Генеральная прокуратура Российской Федерации; со стороны Королевства Таиланд – Генеральный прокурор.

В статье 4 Договора установлены категории преступлений, влекущих выдачу. В частности, это те преступления, за которые законодательством обеих Сторон предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. Различия в категориях преступлений или в терминологии, используемой для их описания в законодательстве Сторон, не имеют значения при рассмотрении запроса.

Если запрос о выдаче направлен в отношении лица, которое в запрашивающей Стороне приговорено к лишению свободы за совершение преступления, влекущего выдачу, лицо подлежит выдаче только в случае, если срок неотбытой части наказания составляет не менее шести месяцев. Если запрос о выдаче направлен в отношении лица, совершившего несколько преступлений, каждое из которых является наказуемым в соответствии с законодательством каждой из Сторон, но одно или несколько из них не отвечают предусмотренным условиям о сроке лишения свободы или неотбытой части наказания, запрашиваемая Сторона может осуществить выдачу за указанные преступления при условии, что лицо выдаётся по крайней мере за одно преступление, влекущее выдачу.

Договором определяются основания для отказа в выдаче: преступление, послужившее основанием для запроса о выдаче, не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 4 Договора; преступление, послужившее основанием для запроса о выдаче, рассматривается запрашиваемой Стороной как политическое преступление; у запрашиваемой Стороны имеются достаточные основания полагать, что запрос о выдаче представлен в целях преследования или наказания лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или в связи с его политическими убеждениями либо этому лицу может быть нанесен ущерб по любой из этих причин; деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, рассматривается как преступление в соответствии с военным правом, но не является таковым согласно общему уголовному праву; в отношении лица, выдача которого запрашивается, состоялось судебное разбирательство, и это лицо было осуждено или оправдано в запрашиваемой Стороне за совершение деяния, послужившего основанием для запроса о его выдаче; уголовное преследование или исполнение наказания за преступление, послужившее основанием для запроса о выдаче, не может быть осуществлено в силу оснований, предусмотренных законодательством одной из Сторон, включая истечение срока давности; преступление, в связи с которым запрашивается выдача, может повлечь наказание в виде смертной казни в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны, при том что смертная казнь за данное преступление не предусмотрена законодательством запрашиваемой Стороны, за исключением случаев, когда запрашивающая Сторона предоставит достаточную, по мнению запрашиваемой Стороны, гарантию, что к лицу, выдача которого запрашивается, не будет применена смертная казнь.

В статье 6 предусмотрено, что Договор не порождает ни для одной из Сторон обязательства по выдаче собственных граждан.

Договором также регулируются вопросы, которыми затрагиваются: содержание запроса о выдаче и необходимые документы (статья 7); конфиденциальность запроса и ограничение использования информации (статья 9); временное задержание лица (статья 10); упрощённый порядок выдачи (статья 11); конкурирующие запросы о выдаче (статья 12); решение в отношении запроса о выдаче и передача лица (статья 13); отсрочка в выдаче и выдача на время (статья 14); разрешение споров (статья 19).

В статье 17 Договора установлено, что в случае, если лицо должно быть выдано одной из Сторон из третьего государства через территорию другой Стороны, то Сторона, которой это лицо должно быть выдано, запрашивает у другой Стороны разрешение на транзитную перевозку этого лица через её территорию.

Запрашиваемая Сторона принимает на себя расходы по любым процедурам на своей территории, связанным с запросом о выдаче, и обязана всячески представлять интересы запрашивающей Стороны.

Договор вступает в силу через тридцать дней после даты получения по дипломатическим каналам последнего уведомления в письменной форме о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Комитет отмечает, что ратификация Договора будет способствовать укреплению международно-правовой базы российско-таиландского сотрудничества, а также позволит обеспечить эффективное взаимодействие между двумя государствами в области предотвращения и противодействия преступности.

Принятие Федерального закона не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета.

Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Договор согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также с международными обязательствами Российской Федерации.

По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рекомендуют одобрить Федеральный закон.

На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Таиланд о выдаче».