Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах-членах Евразийского экономического союза»

Комитет Совета Федерации по международным делам на своём заседании рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах-членах Евразийского экономического союза» (далее — Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 июня 2025 года.

Закон в соответствии с пунктом «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Соглашение о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее — Соглашение) было подписано в городе Алматы 31 января 2025 года.

В настоящее время в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Киргизской Республике не завершены внутригосударственные процедуры, необходимые для ратификации Соглашения.

Соглашение направлено на обеспечение свободы осуществления эмиссионных и торговых операций с ценными бумагами на биржевом пространстве государств-членов ЕАЭС, роста ликвидности биржевых рынков государств-членов ЕАЭС. Реализация Соглашения будет способствовать укреплению торгового и инвестиционного сотрудничества государств-членов ЕАЭС, защите прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также в целом углублению интеграции финансовых рынков государств-членов ЕАЭС.

Соглашением предусмотрено, что уполномоченным органом является орган государства-члена ЕАЭС, обладающий в соответствии с законодательством этого государства-члена ЕАЭС полномочиями по осуществлению регулирования процедур эмиссии, размещения и обращения ценных бумаг, деятельности бирж (организаторов торговли) и иных участников рынка ценных бумаг (включая лицензирование) и (или) надзор (контроль), за исключением органов, обладающих полномочиями только в юрисдикциях (на территориях) государств-членов ЕАЭС с особым правовым режимом в сфере финансового рынка.

Предметом регулирования Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах — членах ЕАЭС являются правоотношения, связанные с обеспечением трансграничного допуска ценных бумаг на пространстве ЕАЭС. При этом зарегистрированные на территории ЕАЭС биржи (организаторы торговли) обеспечивают допуск к размещению (параллельному размещению) и (или) обращению ценных бумаг, зарегистрированных в других государствах – членах ЕАЭС, на условиях не менее благоприятных, чем условия, предъявляемые для допуска ценных бумаг, зарегистрированных в этом государстве-члене ЕАЭС, с учетом соблюдения требований и ограничений, установленных в Соглашении. В частности, эмитент должен соблюдать требования, установленные законодательством государства — члена ЕАЭС, на территории которого он зарегистрирован, а также требования к организации размещения (обращения) ценных бумаг за пределами этого государства. Кроме того, биржа (организатор торговли) предоставляет трансграничный допуск ценных бумаг при условии, если такие ценные бумаги включены в список высшей категории на бирже (организаторе торговли) государства регистрации эмитента.

Также Соглашением устанавливаются требования о содействии уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС биржам в проведении трансграничного допуска ценных бумаг, единые подходы к процедуре получения трансграничного допуска ценных бумаг, к раскрытию информации эмитентом ценных бумаг. При этом под раскрытием информации понимается обеспечение доступности информации для всех заинтересованных лиц, являющихся резидентами государств-членов ЕАЭС, согласно процедуре, установленной законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором происходит раскрытие информации, а также требованиям осуществившей включение ценных бумаг эмитента в список высшей категории биржа (организатора торговли) государства-члена ЕАЭС, на территории которого зарегистрирован эмитент, и требованиям биржи (организатора торговли), предоставившей трансграничный допуск.

В соответствии с Соглашением уполномоченный орган государства регистрации биржи (организатора торговли) информирует в установленном порядке биржу (организатора торговли) об установленном факте неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком для принятия биржей (организатором торговли) мер, предусмотренных ее правилами.

Вопросы, связанные с исполнением решений, принятых органами государственной власти государств-членов ЕАЭС и уполномоченными органами в отношении эмитентов ценных бумаг, которым предоставлен трансграничный допуск, в части применения мер ответственности определяются законодательством государства регистрации эмитента.

Обмен информацией между уполномоченными органами в целях реализации Соглашения осуществляется в соответствии с Соглашением об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 23 декабря 2014 года.

Вопросы, связанные с реализацией Соглашения, рассматриваются уполномоченными органами в рамках проведения совместных консультаций с привлечением, в случае необходимости, представителей Евразийской экономической комиссии.

Споры, связанные с толкованием и (или) применением Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. По взаимному согласию государств-членов ЕАЭС в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

Соглашение является международным договором, заключенным в рамках ЕАЭС, и входит в право ЕАЭС.

Соглашение не затрагивает прав и обязательств государств-членов ЕАЭС, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Согласно финансово-экономическому обоснованию Правительства Российской Федерации реализация положений Соглашения не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.

Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку устанавливает иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендуют одобрить данный Закон.

На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах-членах Евразийского экономического союза».