Комитет Совета Федерации по международным делам рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Государством Кувейт о выдаче» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 8 октября 2025 года.
Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт о выдаче (далее – Соглашение) подписано в городе Санкт-Петербурге 28 июня 2024 года.
Целью Соглашения является создание правовых основ для выдачи Сторонами по запросу друг другу лиц для уголовного преследования или исполнения приговора в связи с преступлением, влекущим выдачу. Под преступлениями, влекущими выдачу, понимаются деяния, которые в соответствии с законодательством обеих Сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. Выдача лица может иметь место только в случае, если срок неотбытого им наказания на день вынесения решения о выдаче составляет не менее шести месяцев.
Центральными органами, уполномоченными выполнять Соглашение, являются: со стороны Российской Федерации – Генеральная прокуратура Российской Федерации; со стороны Государства Кувейт – Министерство юстиции Государства Кувейт.
Соглашением определяются основания для отказа в выдаче: если лицо, выдача которого запрашивается, является гражданином запрашиваемой Стороны; если деяние, в связи с которым поступил запрос о выдаче, не является преступлением, влекущим выдачу; имеются достаточные основания полагать, что запрос о выдаче представлен с целью преследования или наказания лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или в связи с его политическими убеждениями; запрашиваемая Сторона считает, что выдача лица могла бы нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным существенным интересам; уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или амнистии. Кроме того выдача не производится, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача: является преступлением против военной службы, но не является преступлением по общему уголовному праву; подлежит наказанию в виде смертной казни в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны; рассматривается запрашиваемой Стороной в качестве преступления политического характера.
Соглашением определяются правила представления запросов о выдаче, предусматривается возможность отсрочки в выдаче и выдачи на время, а также временного задержания, регламентируется порядок передачи выдаваемого лица и предметов, которые могут потребоваться в качестве доказательства.
В соответствии с Соглашением запрашиваемая Сторона обеспечивает в соответствии со своим законодательством и сложившейся практикой конфиденциальность в отношении факта получения запроса о выдаче, его содержания или любого действия, предпринятого в связи с запросом.
Расходы, относящиеся к выдаче до передачи лица, несет Сторона, у которой они возникли. Расходы по перевозке и транзиту в связи с передачей выдаваемого лица несет запрашивающая Сторона.
Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления Сторон о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу в соответствии с законодательством Сторон.
Соглашение применяется к запросам о выдаче, поступившим после его вступления в силу, даже если они связаны с преступлениями, совершенными до вступления в силу Соглашения.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку устанавливает иные правила, чем предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также поскольку его предметом являются основные права человека и гражданина.
Ратификация Соглашения отвечает интересам Российской Федерации, будет способствовать укреплению международно-правовой базы двустороннего сотрудничества в области борьбы с преступностью.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие Федерального закона не потребует дополнительных ассигнований федерального бюджета.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рекомендуют одобрить Федеральный закон.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Государством Кувейт о выдаче».