Комитет Совета Федерации по международным делам рассмотрел Федеральный закон «О денонсации Российской Федерацией Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 8 октября 2025 года.
Федеральным законом денонсируется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области, подписанное в городе Москве 29 августа 2000 года и в городе Вашингтоне 1 сентября 2000 года (далее – Соглашение), Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области, подписанный в городе Вашингтоне 15 сентября 2006 года, и Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области, подписанный в городе Вашингтоне 13 апреля 2010 года (далее – протоколы, Протокол от 15 сентября 2006 года, Протокол от 13 апреля 2010 года соответственно).
Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 3 июня 2011 года № 108-ФЗ и вступило в силу 13 июля 2011 года. В соответствии со статьей II Соглашения каждая из Сторон утилизирует не менее 34 метрических тонн утилизируемого плутония, указывая данные о количестве, формах, местонахождении и способах уничтожения утилизируемого плутония в Декларации в соответствии с Приложением к Соглашению.
Протокол от 15 сентября 2006 года регулирует вопросы гражданской ответственности за ущерб, а Протокол от 13 апреля 2010 года определяет вопросы финансирования и фиксирует двусторонние договоренности о способе утилизации плутония. В соответствии с протоколами весь подпадающий под действие Соглашения плутоний утилизируется путем облучения в ядерных реакторах.
В 2016 году действие Соглашения и протоколов было приостановлено Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 2016 года № 511 «О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области и протоколов к этому Соглашению» и Федеральным законом от 31 октября 2016 года № 381-ФЗ «О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению». Причинами приостановления Соглашения и протоколов стали:
коренное изменение обстоятельств – введение США санкций против Российской Федерации, принятие допускающего вмешательство во внутренние дела Российской Федерации Закона Соединенных Штатов Америки 2012 года (закон Сергея Магнитского), Закона Соединенных Штатов Америки 2014 года о поддержке свободы Украины, расширение НАТО на Восток, наращивание военного присутствия США в странах Восточной Европы;
намерение США изменить порядок утилизации плутония, прописанный в Соглашении, без получения на это согласия со стороны Российской Федерации.
Федеральным законом № 381-ФЗ предусмотрено, что российский плутоний, подпадающий под действие Соглашения, остается вне ядерной оружейной деятельности, а также установлены условия возобновления действия Соглашения:
сокращение военной инфраструктуры и численности контингента войск США, размещенных на территории государств-членов НАТО, вступивших в блок после 1 сентября 2000 года до уровня, на котором они находились на день вступления в силу Соглашения и протоколов;
отказ США от недружественной политики в отношении Российской Федерации, которая должна выражаться в отмене Закона Соединенных Штатов Америки 2012 года (закон Сергея Магнитского) и направленных против Российской Федерации положений Закона Соединенных Штатов Америки 2014 года о поддержке свободы Украины, отмене антироссийских санкций, введенных США, и компенсации ущерба, понесенного Российской Федерацией в результате их введения;
представление США четкого плана необратимой утилизации плутония, подпадающего под действие Соглашения.
Как отмечает Правительство Российской Федерации, ни одно из вышеуказанных условий США не было выполнено. Более того, США предприняли ряд новых антироссийских шагов, коренным образом меняющих стратегический баланс, сложившийся на момент заключения Соглашения. Сохранение каких‑либо дальнейших обязательств в отношении плутония, являющегося предметом Соглашения, нецелесообразно.
Поскольку решение Российской Федерации об обязательности для нее Соглашения и протоколов было принято в форме федерального закона, то в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» прекращение (включая денонсацию) международных договоров Российской Федерации осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
Соглашение не содержит положений о его прекращении (денонсации) иначе как по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи XIII Соглашения (предполагающим фактическое исполнение Соглашения Сторонами – утилизация плутония в требуемых объемах либо расторжение Договора по письменному согласию Сторон).
Комитет отмечает, что действия США являются основанием для денонсации Соглашения и протоколов в соответствии со статьей 62 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, из которой следует, что коренное изменение обстоятельств является основанием для прекращения международного договора, выхода из него в случаях, когда: a) наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора; b) последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору.
Таким образом, основанием для прекращения Соглашения является именно статья 62 Венской конвенции о праве международных договоров, а не пункты 3 и 4 статьи XIII Соглашения.
Денонсация Соглашения и протоколов отвечает национальным интересам и безопасности Российской Федерации.
Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие Федерального закона не потребует дополнительных ассигнований федерального бюджета.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рекомендует одобрить Федеральный закон.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О денонсации Российской Федерацией Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению».