Комитет Совета Федерации по международным делам на своём заседании рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Временного торгового соглашения между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, c одной стороны, и Монголией, c другой стороны» (далее – Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 декабря 2025 года.
Закон в соответствии с пунктом «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Временное торговое соглашение между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, c одной стороны, и Монголией, c другой стороны (далее – Соглашение) было подписано в городе Минске 27 июня 2025 года.
В настоящее время Соглашение ратифицировано Великим государственным Хуралом Монголии. В Республике Беларусь Соглашение находится на ратификации в Совете Республики Национального собрания. В Республике Армения, Республике Казахстан и Киргизской Республике проводятся внутригосударственные процедуры, необходимые для ратификации Соглашения.
Соглашение формирует условия для развития и углубления торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и Монголией в сферах, представляющих взаимный интерес: в таможенной сфере, в области электронной торговли, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер. Реализация Соглашения будет способствовать устранению излишних технических барьеров в торговле между Сторонами путём развития сотрудничества в области взаимного принятия и применения стандартов.
Стороны либерализуют взаимную торговлю в соответствии с положениями Соглашения и правилами ВТО, в частности, Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1994 года с целью установления режима свободной торговли между Сторонами. В случае расхождения между Соглашением и положением Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года (далее – Соглашение ВТО), положение Соглашения ВТО будет иметь преимущественную силу в части такого расхождения.
Каждая Сторона в отношении товаров, происходящих из одной из Сторон, предоставляет режим не менее благоприятный, чем тот, который установлен в соответствии с ее Перечнем тарифных обязательств, содержащихся в Приложении 1 (Перечень тарифных обязательств ЕАЭС) и Приложении 2 (Перечень тарифных обязательств Монголии) к Соглашению. Либерализация торговли предусматривается в отношении ограниченной номенклатуры товаров – по 367 кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности для каждой из Сторон.
Происхождение товаров определяется в соответствии с Правилами определения происхождения товаров, установленными в Приложении 3 «Правила определения происхождения товаров» к Соглашению.
Согласно статье 26 Соглашения учреждается Совместный комитет из представителей каждой Стороны, который будут совместно возглавлять два представителя — один от ЕАЭС и его государств-членов, представленный Членом Коллегии Евразийской экономической комиссии, а другой — от Министерства экономики и развития Монголии и/или его правопреемника. Стороны будут представлены старшими должностными лицами, имеющими необходимые полномочия для этой цели.
Любой спор между Сторонами, проистекающий из толкования и/или применения Соглашения, разрешается в соответствии с правилами и процедурами, установленными в Приложении 4 «Разрешение споров» к настоящему Соглашению.
Для Монгольской стороны Российская Федерация является вторым крупнейшим торговым партнером после КНР. Вступление в силу Соглашения будет способствовать росту конкурентоспособности российской продукции на монгольском рынке.
Соглашение заключается на 3 года и его действие впоследствии продлевается 3 года, если Стороны не договорятся об ином, и согласно его статье 31 вступает в силу на шестьдесят первый день с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении ЕАЭС, государствами-членами ЕАЭС и Монголией внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения. Обмен такими уведомлениями осуществляется между Евразийской экономической комиссией и Монголией по дипломатическим каналам.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку устанавливает иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в части предоставления товарам Сторон режима наибольшего благоприятствования.
Согласно финансово-экономическому обоснованию Правительства Российской Федерации реализация Соглашения повлечет выпадающие доходы федерального бюджета в размере предоставленных тарифных преференций плательщикам таможенных пошлин при уплате ввозных таможенных пошлин.
Закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рекомендуют одобрить данный Закон.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Временного торгового соглашения между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, c одной стороны, и Монголией, c другой стороны».