Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море»

Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2016 года.

Соглашение о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море (далее — Соглашение) подписано в городе Астрахани 29 сентября 2014 года Правительством Азербайджанской Республики, Правительством Исламской Республики Иран, Правительством Республики Казахстан, Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана.

Ввиду того, что переговоры о статусе Каспийского моря продолжаются, Россия подписала Соглашение со следующим заявлением: «Российская Федерация заявляет, что деятельность по реализации Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море не означает признания Российской Федерацией одностороннего распространения прибрежными государствами суверенитета на акваторию Каспийского моря.». В соответствии со статьей 17 Соглашения никакие положения данного Соглашения не интерпретируются как предопределяющие результат переговоров по правовому статусу Каспийского моря.

Соглашением устанавливаются правовые основы взаимодействия Сторон в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Каспийском море. Предусмотрено, что Соглашение применяется с целью предупреждения и/или ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море, если они не могут быть устранены собственными силами государства какой‑либо из Сторон; если запрашивающая Сторона полагает, что чрезвычайная ситуация, возникшая на сухопутной территории ее государства, может оказать негативное влияние на Каспийское море (статья 2 Соглашения).

Соглашением (статья 4) установлены формы сотрудничества Сторон в рамках Соглашения, в частности: взаимодействие Сторон при прогнозировании и мониторинге чрезвычайных ситуаций; информирование (оповещение) о риске возникновения чрезвычайной ситуации, которая может затронуть государство другой Стороны; оказание помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 5 Соглашения компетентными органами, ответственными за реализацию Соглашения, от Российской Стороны являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство транспорта Российской Федерации.

Соглашением, в том числе, урегулированы: порядок предоставления помощи на основании запроса (статья 6); вопросы координации и взаимодействия при чрезвычайных ситуациях групп по оказанию помощи (статья 7); осуществление транзита групп по оказанию помощи (статья 8); правовой режим въезда, выезда и пребывания на территории государства запрашивающей Стороны групп по оказанию помощи (статья 9); порядок использования воздушного и водного транспорта (статьи 10, 11 ).

Согласно статье 14 (пункт 1) Соглашения помощь может быть оказана на безвозмездной или на компенсационной основе по согласованию Сторон.

В статье 15 говорится о возмещении ущерба, причиненного членами группы по оказанию помощи, юридическому или физическому лицу государства запрашивающей Стороны, при этом в этой статье не упоминается о возможном ущербе окружающей среде запрашивающего государства. Вместе с тем в ряде международных договоров России (например, с Абхазией и Южной Осетией) наряду с ущербом физическим и юридическим лицам содержится положение о возмещении ущерба окружающей среде.

Соглашение совершено в одном подлинном экземпляре на 6 языках (азербайджанском, казахском, русском, туркменском, фарси и английском). В случае возникновения разногласий Стороны будут использовать английский текст, который в предложении о ратификации не содержится.

В Преамбуле Соглашения содержится указание на Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря, которая поименована как «Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция) от 4 ноября 2003 года». Однако в официальном наименовании указанной Конвенции, которое приводится в Бюллетене международных договоров № 11 за 2016 год, не содержится слов «Тегеранская конвенция».

Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку в части, касающейся освобождения водного транспорта, участвующего в оказании помощи, от всех видов портовых сборов в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Соглашения, содержит иные правила, чем предусмотренные законом, в частности, статьей 19 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Соглашение не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов федерального законодательства.

Ратификация Соглашения не повлечет за собой выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

Правовое управление по представленному Федеральному закону замечаний не имеет.

Комитет Совета Федерации по международным делам полагает, что ратификация представленного Соглашения отвечает интересам Российской Федерации, будет способствовать развитию межгосударственного сотрудничества на Каспии, устанавливая правовые основы взаимодействия Сторон в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Каспийском море.

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию представленный Федеральный закон поддерживают.

На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море», принятый Государственной Думой 21 декабря 2016 года.