Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток»

Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток» (далее – Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 января 2017 года.

Закон в соответствии с пунктом «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток» (далее – Соглашение) подписано в городе Стамбуле 10 октября 2016 года

Соглашение заключено Сторонами с целью укрепления сотрудничества Российской Федерации и Турецкой Республики в энергетической сфере, обеспечения энергетической безопасности путем диверсификации маршрутов поставок российского природного газа, создания благоприятных условий проекту строительства и эксплуатации газопроводной системы из Российской Федерации через акваторию Черного моря для поставок российского газа в Турецкую Республику, а также для транзитной транспортировки российского газа через Турецкую Республику в сопредельные государства.

В соответствии с Соглашением «газопровод «Турецкий поток» представляет собой новую газопроводную систему с максимальной технической проектной производительностью 31,5 млрд. куб. метров газа в год, проходящую через акваторию Черного моря до приемного терминала на побережье Турецкой Республики и далее по территории Турецкой Республики до границы с сопредельными с ней государствами и включающую морские и сухопутные участки.

Уполномоченными органами Сторон по реализации Соглашения являются от Российской Стороны — Министерство энергетики Российской Федерации; от Турецкой Стороны — Министерство энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики. Уполномоченными организациями Сторон по реализации Соглашения являются от Российской Стороны — ПАО «Газпром», от Турецкой Стороны – «БОТАШ».

Проектирование, строительство и эксплуатацию морского участка газотранспортной системы реализует компания со стопроцентным российским участием. Реализацией сухопутного участка газопровода, создаваемого для соединения первой нитки морского участка с действующей газотранспортной системой Турецкой Республики, будет заниматься компания со стопроцентным турецким участием. Для реализации сухопутного участка газопровода, создаваемого для транзита газа через территорию Турции, будет создана компания с пятидесятипроцентным участием Российской Стороны и пятидесятипроцентным участием Турецкой Стороны. Расходы, связанные с осуществлением проекта, участники компаний несут пропорционально принадлежащим им долям в уставном капитале проектных компаний.

Соглашением предусмотрено, что любая инфраструктура, относящаяся к проекту, производственные и иные объекты, а также имущество, создаваемое и (или) приобретаемое компаниями, участниками компаний в процессе хозяйственной деятельности в рамках осуществления проекта, являются собственностью указанных компаний и (или) участников компаний и не может быть экспроприирована, национализирована или подвергнута мерам, равным по последствиям экспроприации или национализации.

В соответствии с Соглашением в государствах Сторон не подлежит налогообложению деятельность компании по морскому участку, осуществляемая в исключительных экономических зонах государств Сторон и на континентальных шельфах государств Сторон в Черном море. Соглашение также устанавливает, что Стороны не применяют налоги, таможенные пошлины и сборы, а также иные аналогичные платежи в отношении транспортных и технических средств (включая суда), любых других предметов материально-технического назначения (включая оборудование, комплектующие, запасные части), перемещаемых (используемых) для осуществления проекта в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств Сторон в Черном море. Каждая из Сторон в соответствии с законодательством своего государства и международными соглашениями обеспечивает прохождение согласительных процедур по вышеуказанному освобождению, если такое согласование необходимо, а также по порядку предоставления таможенных льгот.

Реализация Соглашения будет способствовать сокращению транзитных рисков и выполнению ПАО «Газпром» контрактных обязательств по поставкам газа в Турцию и страны ЕС после 2019 года.

Согласно финансово-экономическому обоснованию Правительства Российской Федерации поставки российского газа по газопроводу «Турецкой поток» позволят обеспечить ежегодные поступления в бюджет Российской Федерации экспортных пошлин в размере около 750 млн. долларов США только в отношении первой нитки газопровода, предназначенной для поставок газа турецким покупателям. В случае реализации второй нитки и в зависимости от перечня стран, покупатели газа из которых будут получать газ, идущий транзитом через Турцию из второй нитки, сопоставимые поступления в бюджет Российской Федерации могут быть обеспечены за счет экспортных пошлин по поставкам по второй нитке.

Соглашением также предусматривается, что любые споры между компанией по морскому участку, компанией по сухопутному участку или их участниками, если они не могут быть разрешены в досудебном порядке, должны быть окончательно урегулированы в соответствии с Арбитражным регламентом Международной торговой палаты. При этом устанавливается, что Стороны безоговорочно соглашаются передавать данные споры в указанный международный арбитраж.

Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку устанавливает правила иные, чем предусмотренные налоговым и процессуальным законодательством Российской Федерации (в частности, статьей 247 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой регулируется компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц).

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает ратификацию Соглашения.

На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток».