Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств»

Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 февраля 2017 года.

Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Соглашение) было подписано 16 октября 2015 года на заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств (пос. Бурабай, Республика Казахстан).

Соглашение имеет целью регламентировать отношения государств – участников СНГ по вопросам создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств – участников СНГ для раскрытия и расследования взаимосвязанных преступлений по уголовным делам.

В соответствии с положениями Соглашения Стороны оказывают друг другу правовую помощь по уголовным делам путем создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп. Предложение о создании совместной следственно-оперативной группы оформляется запросом, который направляется центральному компетентному органу запрашиваемой Стороны центральным компетентным органом запрашивающей Стороны (пункт 1 статьи 5). Решение о создании, прекращении деятельности совместной следственно-оперативной группы и назначении ее руководителя принимается руководителями центральных компетентных органов Сторон (пункт 1 статьи 6).

Основными задачами совместных оперативно-следственных групп в соответствии с Соглашением (статья 4), в частности, являются: взаимное информирование о ходе выполнения согласованных действий по раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел (подпункт «г»); планирование действий по выдвинутым версиям и их проверка на территориях Сторон (подпункт «д»); организация проведения исследований и экспертиз (подпункт «е»).

В совместной следственно-оперативной группе применяется упрощенный порядок взаимодействия (сношения). При необходимости выполнения процессуальных действий и (или) оперативно-разыскных мероприятий руководитель национальной следственной, следственно-оперативной группы компетентного органа запрашивающей Стороны направляет руководителю национальной следственно-оперативной группы компетентного органа запрашиваемой Стороны поручение о проведении процессуальных действий и (или) оперативно-разыскных мероприятий (пункт 1 статьи 8). В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Соглашения уполномоченные представители запрашивающей Стороны с согласия компетентного органа запрашиваемой стороны присутствуют при исполнении поручения, а также принимают участие в проведении процессуальных действий и (или) оперативно-разыскных мероприятий, если это не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны. В исполнении такого поручения может быть отказано, если компетентный орган запрашиваемой Стороны полагает, что исполнение такого поручения может нанести ущерб суверенитету, общественной безопасности, общественному порядку, публичному порядку или другим существенным интересам его государства либо противоречит законодательству или международным обязательствам запрашиваемой Стороны (пункт 6 статьи 8).

В соответствии со статьей 13 настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон, вытекающих для нее из других международных договоров, участницей которых она является. Российская Федерация ратифицирует Соглашение с оговоркой в части применения статьи 13: если другим международным договором Российской Федерации установлены условия сотрудничества менее благоприятные, чем те, которые предусмотрены Соглашением, Российская Федерация на основе взаимности будет применять положения Соглашения.

Соглашение (пункт 1 статьи 16) вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием (Исполнительным комитетом СНГ) третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Соглашение (статья 19) заключено на неопределенный срок. Каждая из Сторон вправе выйти из Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о таком намерении не позднее чем за 6 месяцев до выхода и урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения.

Соглашение соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и не противоречит другим международным договорам Российской Федерации.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Принятие Федерального закона не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживают ратификацию Соглашения.

На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств».