Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Протокола между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли от  18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок»

Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Протокола между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 19 мая 2017 года.

Протокол между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок (далее – Протокол) подписан в городе Бишкеке 7 июня 2016 года.

В соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года (далее – Договор) в отношении всех законов, нормативных актов, процедур и практики, касающихся государственных закупок, каждая из Сторон взяла на себя обязательства предоставлять в отношении товаров, происходящих с территории любой другой Стороны, и их поставщиков режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется отечественным товарам и поставщикам, а также товарам, происходящим с территории любой другой Стороны, и их поставщикам. Для реализации указанных обязательств пунктом 4 статьи 6 Договора была предусмотрена разработка специального Протокола, регулирующего сферу государственных закупок, который был подготовлен российской стороной.

Протоколом устанавливаются основные требования, предъявляемые к законодательству государств – участников о закупках. К ним относятся требования к организации и проведению закупок, требования к потенциальным поставщикам и поставщикам, права и обязанности заказчика, условия договора (контракта) о закупке.

В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства государств — участников Протокола о закупках каждая из Сторон в соответствии с законодательством своего государства обеспечивает наличие уполномоченных регулирующих и (или) контролирующих органов власти в сфере закупок.

Протоколом предусмотрена его поэтапная реализация. На первом этапе, до 1 января 2018 года, Стороны должны обеспечить переход на электронный формат осуществления закупок конкурентными способами, а также законодательство каждого из государств — участников Протокола должно быть приведено в соответствие с положениями Протокола.

Второй этап (до 1 января 2019 года) предполагает внедрение технологий, обеспечивающих информационную открытость и прозрачность закупок, совместимость технологических платформ, в целях получения Сторонами технической возможности участия в закупках. Также Стороны обязуются обсуждать условия применения Сторонами национального режима.

Протоколом установлено, что его положения применяются в отношениях между государствами — членами Евразийского экономического союза в той части, в которой они не противоречат праву Евразийского экономического союза в понимании статьи 6 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Протокол вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур. Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, Протокол вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.

Протокол подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. Не подписали Протокол три государства – участника Договора о зоне свободной торговли: Республика Казахстан, Республика Молдова, Украина. Протокол после его вступления в силу открыт для присоединения этих государств. Для присоединяющегося государства — участника Договора Протокол вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении.

Реализация Протокола не потребует увеличения расходной части федерального бюджета и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.

Положения Протокола соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, согласуются с международными обязательствами Российской Федерации.

Ратификация Протокола будет способствовать повышению эффективности и результативности осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, развитию конкуренции, а также противодействию коррупции и другим злоупотреблениям в сфере закупок.

Протокол подлежит ратификации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации в части, касающейся перехода на электронный формат осуществления государственных и муниципальных закупок, а также требуется внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

Представленный Закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает ратификацию Протокола. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное.

На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Протокола между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок».