Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.»

Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 26 января 2018 года.

Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (далее – Договор) был подписан в городе Тегеране 5 марта 1996 года. Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г. (далее – Протокол) был подписан в городе Москве 28 марта 2017 года.

Положения Протокола направлены на приведение Договора в соответствие с современной договорной практикой и совершенствование взаимодействия компетентных органов при его реализации. Протокол модернизирует ряд положений Договора и дополняет его с учетом изменений, произошедших в российском и иранском законодательстве.

В частности, уточнены положения, касающиеся оснований отказа в выдаче (статья 6 Протокола), порядка осуществления выдачи (статья 9 Протокола).

В новой редакции статьи 4 Договора определены центральные органы, уполномоченные на реализацию Договора. Так, Министерство юстиции Российской Федерации определено уполномоченным органом по исполнению просьб об оказании правовой помощи по гражданским и уголовным делам и по вопросам, связанным с деятельностью судов Российской Федерации. По всем иным вопросам оказания правовой помощи и в целях исполнения просьб о выдаче уполномоченным органом определена Генеральная прокуратура Российской Федерации.

В соответствии с Протоколом Договор дополняется статьей 6 bis, устанавливающей принципы конфиденциальности и ограничения в использовании информации. Так, запрашиваемая Договаривающаяся Сторона по просьбе запрашивающей Договаривающейся Стороны обеспечивает в соответствии со своим законодательством соблюдение конфиденциальности в отношении получения просьбы, ее содержания или любого действия, предпринятого в связи с просьбой, за исключением тех случаев, когда огласка просьбы является необходимой для ее исполнения.

В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 14 Договора в случае, если расходы по оказанию правовой помощи носят чрезвычайный характер, центральные органы Договаривающихся Сторон проводят консультации с целью их распределения.

Согласно новой редакции пункта 1 статьи 64 Договора ходатайство о временном задержании может быть передано по дипломатическим каналам или через Международную организацию уголовной полиции (Интерпол).

Ратифицируя Протокол к Договору, Российская Федерация и Исламская Республика Иран обеспечивают более эффективное сотрудничество между двумя государствами в области борьбы с преступностью, а также способствуют углублению и совершенствованию взаимного сотрудничества в соответствии с Договором.

Кроме того, статья 5 Протокола предусматривает исключение из Договора статей 27 и 28, регламентирующих правовые отношения Договаривающихся Сторон в области усыновления, поскольку институт усыновления в иранском законодательстве отсутствует.

Протокол в соответствии с пунктом 1 статьи 13 вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящий Протокол прекращает действие в случае прекращения действия Договора.

Протокол подлежит ратификации на основании подпунктов «а» и «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также содержит нормы, предметом регулирования которых являются основные права и свободы человека и гражданина. В частности, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 56 Договора в редакции Протокола выдача невозможна, если у запрашиваемой Договаривающейся Стороны имеются достаточные основания полагать, что просьба о выдаче представлена с целью преследования или наказания лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или в связи с его политическими или иными убеждениями. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации такое основание для отказа в выдаче не предусмотрено.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Федеральный закон согласно пункту «г» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает ратификацию Протокола. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по Федеральному закону положительное.

На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.».