Планы и отчеты

Отчет Комитета Совета Федерации по международным делам о работе за 2022 год

Отчет Комитета Совета Федерации по международным делам (далее – Комитет) о работе за 2022 год подготовлен в соответствии со статьей 34 Регламента Совета Федерации.

Основными задачами Комитета являются реализация конституционных полномочий Совета Федерации, законодательное обеспечение внешнеполитического курса Российской Федерации и развитие двустороннего и многостороннего межпарламентского сотрудничества Совета Федерации.

Законодательная деятельность занимает основное место в работе Комитета. В 2022 году Комитетом были рассмотрены 78 федеральных конституционных и федеральных законов, 39 из которых ‑ по вопросам ратификации международных договоров Российской Федерации. По 44 федеральным законам Комитет являлся головным, по 34 – соисполнителем.

Согласно пункту «м» статьи 83 Конституции Российской Федерации к полномочиям Комитета относится проведение консультаций по вопросам назначения и отзыва дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. За отчетный период проведено 48 таких консультаций.

Большое внимание членами Комитета в 2022 году уделялось вопросам, связанным с ситуацией вокруг Украины и проведением специальной военной операции (далее – СВО), поддержкой участников СВО и их семей.

22 февраля 2022 г. в ходе совместного заседания Комитета Совета Федерации по международным делам, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству было рассмотрено обращение Президента Российской Федерации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Решение Совета Федерации, оформленное постановлением Совета Федерации, направлено на защиту и создание нормальных условий для жизни и безопасности людей Донецкой и Луганской Народных Республик, установление мира в регионе.

Сенаторами также проводилась работа по информированию общественности о целях и задачах СВО в сложившихся геополитических условиях, порядке проведения частичной мобилизации и другим актуальным вопросам. Члены Комитета провели встречи, направленные на развитие военно-патриотического воспитания молодежи. Также членами Комитета велась законодательная работа в сфере защиты участников СВО. В частности, член Комитета Е.В. Афанасьева совместно с другими сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы внесла ряд следующих законопроектов в поддержку мобилизованных и членов их семей:

— о внесении изменений в статью 4 Федерального Закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального Закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»;

— о внесении изменений в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

— о внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В течение 2022 года Комитет выполнял поручения руководства Совета Федерации по направлениям своей деятельности.

В частности, совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству было исполнено протокольное поручение о проработке зеркальных мер в отношении выдачи виз гражданам — обладателям дипломатических паспортов Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации, а также упразднении визовых преференций для членов официальных делегаций, национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов и журналистов путем введения на условиях взаимности обязательной дактилоскопической регистрации и выделения для этого необходимых средств (выписка из протокола от 26 апреля 2022 г. № 647/5). Выработанные предложения были учтены в работе федеральных органов исполнительной власти по данному вопросу. Так МИД России поддержал необходимость введения зеркальных визовых мер в отношении определенных иностранных граждан в рамках разрабатываемого МВД России проекта федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства», в котором предусматривается финансовое обеспечение проведения дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства. На состоявшемся в августе 2022 года заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной миграционной политики Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть вопрос о материально-техническом и финансовом обеспечении проведения дактилоскопической регистрации (идентификации) всех категорий иностранных граждан, пересекающих государственную границу Российской Федерации.

В течение 2022 года Комитетом было рассмотрено 78 федеральных конституционных и федеральных законов. Наиболее значимые из них (по которым Комитет был головным):

1. Федеральные законы о ратификации договоров о дружбе и сотрудничестве, о развитии партнерских отношений.

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой.

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой.

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о содействии реализации Государственной программы социально-экономического развития Республики Абхазия на 2022 – 2025 годы.

Договор об основах отношений между Российской Федерацией и Антигуа и Барбудой.

2. Федеральные законы об образовании в составе Российской Федерации новых субъектов:

Договор между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

Договор между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

Договор между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

Договор между Российской Федерацией и Херсонской областью о принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

3. Федеральные законы о ратификации договоров в сфере социального обеспечения.

Соглашение о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.

4. Федеральные законы о ратификации международных договоров о сотрудничестве в области космической деятельности.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в создании и эксплуатации средств выведения и наземной космической инфраструктуры.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

5. Федеральные законы о ратификации договоров в сфере противодействия терроризму.

Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и Протокол, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, от 2010 года.

По инициативе Комитета было принято два заявления Совета Федерации, еще по двум обращениям Совета Федерации Комитет выступил соисполнителем.

22 июня принято Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с Международным днем парламентаризма (Постановление № 208-СФ от 22 июня 2022 г.).

Сенаторы Российской Федерации отметили, что считают недопустимыми вводимые Соединенными Штатами Америки и их союзниками незаконные санкции против парламентариев, использование международных межпарламентских организаций для нападок на суверенные государства, давление на национальные парламенты, оказываемое представителями дипломатических ведомств государств Запада, с требованиями прекращения межпарламентского взаимодействия с другими странами.

16 ноября принято Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, осуществляемой Соединенными Штатами Америки против Республики Куба (Постановление № 500-СФ от 16 ноября 2022 г.).

В Заявлении приветствовалось принятие 3 ноября 2022 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций резолюции «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной Соединенными Штатами Америки против Кубы». Решительно осуждалось применение Соединенными Штатами Америки санкционных мер против Республики Куба. Выражалась признательность руководству и народу Республики Куба за неизменную поддержку усилий Российской Федерации по защите мира, безопасности и общепризнанных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН.

2 ноября сенаторы Российской Федерации приняли Обращение палат Федерального Собрания Российской Федерации «К парламентам стран мира о необходимости укрепления режима Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении».

Обращение подготовлено совместной парламентской Комиссией по расследованию обстоятельств, связанных с созданием американскими специалистами биологических лабораторий на территории Украины. Такая деятельность стала возможной из‑за несовершенства Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) от 1972 года.

В Обращении содержится призыв парламентариям присоединиться к деятельности парламентской Комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с созданием американскими специалистами биологических лабораторий на территории Украины и координировать усилия на международных парламентских площадках.

30 ноября принято Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к парламентам стран мира и международным парламентским организациям в связи с непрекращающимся нанесением ударов по Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС) (разработано и внесено Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитетом Совета Федерации по международным делам).

В Обращении действия Украины в отношении ЗАЭС характеризовались как ядерный терроризм, содержалось требование к руководству Украины немедленно прекратить любые атаки на ЗАЭС и связанную с ней критическую инфраструктуру.

В 2022 году сенаторами Российской Федерации – членами Комитета были внесены 54 законопроекта в Государственную Думу.

Комитетом в 2022 году было проведено 31 заседание, на которых были рассмотрены более 150 вопросов.

В их числе – совместное заседание с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству 22 февраля, на котором были рассмотрены договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой и Луганской Народными Республиками.

12–13 июля состоялось выездное заседание Комитета «Динамичное развитие приграничных субъектов Российской Федерации в контексте современных внешнеполитических реалий» в Смоленске (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике и Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера) при участии губернатора Смоленской области А.В. Островского, представителей Белгородской, Курской, Псковской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской областей, Республики Карелия, МИД России, Минэкономразвития России, Минсельхоза России и других ФОИВов, ведущих российских экспертов и ученых. По итогам заседания приняты рекомендации по вопросам поддержки социально-экономического развития приграничных субъектов Российской Федерации, адресованные профильным федеральным органам исполнительной власти (получены ответы о реализации рекомендаций).

Важная часть работы Комитета – проведение мероприятий, направленных на укрепление взаимодействия верхней палаты российского парламента с МИД России и экспертным сообществом, совершенствование законодательства, регулирующего различные аспекты внешнеполитической деятельности, выработку рекомендаций для органов исполнительной власти.

Особое внимание уделялось вопросам противодействия глобальным вызовам, угрозам и проявлениям русофобии за рубежом:

14 февраля был проведен «круглый стол» на тему «Международное сотрудничество в борьбе с глобальными вызовами и угрозами, включая кризис системы контроля над вооружениями», в ходе которого состоялось обсуждение общей проблематики вызовов и угроз, с которыми сталкивается Российская Федерация, механизмов реагирования России на чрезвычайные ситуации за рубежом (в контексте защиты интересов, жизни и здоровья российских граждан). По итогам «круглого стола» приняты рекомендации, которые были направленны в МИД России и Минобороны России.

28 ноября состоялся «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы противодействия русофобии за рубежом: законодательное обеспечение и правоприменительная практика». Были рассмотрены вопросы повышения эффективности противодействия русофобской пропаганде «коллективного Запада», выработки необходимых мер по профилактике русофобских проявлений во внутренней политике ряда зарубежных стран (включая использование механизмов общественной дипломатии), а также проблемы взаимодействия с российскими соотечественниками в условиях давления со стороны властей отдельных государств.

20 декабря проведено совещание на тему «Кризис международных институтов в современных условиях. Подрыв системы глобальной безопасности». Поднимались вопросы необходимости отстаивания верховенства международного права, всемерной поддержки центральной роли ООН в мировых делах.

Важное внимание уделялось вопросам евразийской интеграции.

25 апреля проведен «круглый стол» на тему «О концепции Большого Евразийского партнерства». В работе «круглого стола» приняли участие представители Евразийской экономической комиссии, федеральных органов исполнительной власти, Евразийского банка развития, научно-экспертного сообщества. По итогам заседания приняты рекомендации, направленные в МИД России. В настоящее время МИД России осуществляет подготовку проекта российской Концепции Большого Евразийского партнёрства.

Комитетом велась работа по рассмотрению вопросов развития сотрудничества с азиатскими государствами, в том числе ситуации в Центральной Азии и в Афганистане:

25 января совместно с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности был проведен «круглый стол» на тему «Современные принципы оборонной политики Японии. Необходимость укрепления национальной безопасности Российской Федерации». Участниками мероприятия было отмечено, что действия правящих кругов этой страны направлены на пересмотр «мирной» статьи Конституции Японии, дальнейшую милитаризацию островного государства, выражена обеспокоенность призывами отдельных политиков к размещению в Японии американского ядерного оружия.

7 апреля проведено совещание на тему «Ситуация в Афганистане и ее влияние на безопасность стран Центрально-Азиатского региона» (совместно с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности). В мероприятии принял участие специальный представитель Президента России по Афганистану З.Н. Кабулов;

12 августа состоялся «круглый стол» «Эхо трагедии Хиросимы и Нагасаки: правда и ложь вокруг очередной годовщины атомных бомбардировок США японских городов». Мероприятие организовано в тесном взаимодействии с МИД России. Участниками осуждались попытки японской стороны фальсификации истории Второй мировой войны, искажения роли СССР в победе над милитаристской Японией, ответственности США за применение ядерного оружия против мирного населения, особо отмечен возмутительный характер действий японской стороны, выраженный в отказе участия посла России в ежегодных мемориальных мероприятиях «Церемонии Мира», посвященных трагедии Хиросимы и Нагасаки.

25 октября состоялся «круглый стол» на тему «Российско-китайские отношения на современном этапе как важнейший фактор обеспечения мира, стабильности и безопасности: парламентское измерение» (совместно с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности). В ходе заседания «круглого стола» были рассмотрены вопросы двусторонних отношений в политической, военной, торгово-экономической и гуманитарных сферах. Особое внимание уделялось вопросам повышения эффективности межрегионального и приграничного сотрудничества России и Китая в рамках кооперации и сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

31 октября был проведен «круглый стол» на тему «Азиатско-Тихоокеанский вектор внешней политики Российской Федерации в контексте современных геополитических изменений». Состоялось обсуждение актуальных вопросов развития отношений Российской Федерации с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и региональными межгосударственными объединениями в условиях антироссийской санкционной политики «коллективного Запада», сформулированы предложения по совершенствованию внешнеполитической деятельности России на этом направлении, рекомендации «круглого стола» были направлены профильным федеральным органам исполнительной власти.

17 ноября (совместно с Комитетом совета Федерации по обороне и безопасности) проведено совещание на тему «Геополитическая роль Афганистана. Обеспечение региональной безопасности и перспективы межпарламентского диалога». Участники мероприятия обсудили текущее положение дел в Афганистане, вопросы региональной безопасности, обеспечения военно-политической стабильности и социально-экономической ситуации.

С целью рассмотрения состояния и перспектив сотрудничества России со странами Африки 16 декабря состоялся «круглый стол» на тему «Возможности и законодательное обеспечение реализации стратегических интересов Российской Федерации на африканском континенте в современных условиях». В ходе мероприятия были обсуждены вопросы выполнения поручений Президента Российской Федерации по работе на африканском континенте, выработки новых механизмов экономического сотрудничества со странами Африки в условиях антироссийских санкций со стороны Запада, законодательного обеспечения расширения двусторонних связей России с африканскими странами, подготовки второго саммита Россия — Африка.

Осуществлялась работа по содействию развитию межрегионального и приграничного сотрудничества:

30 июня — 1 июля в рамках IX Форума регионов Беларуси и России в Гродно (Республика Беларусь) председатель Комитета Г.Б. Карасин и председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь С.А. Рачков провели заседание секции на тему: «Сотрудничество Беларуси и России в условиях новой международной климатической повестки». Отмечена необходимость выработки стратегии, которая позволит двум странам самостоятельно выбирать пути достижения целей по снижению концентрации парниковых газов в атмосфере.

12 июля в г. Смоленске совместно со Смоленской областной думой проведен экспертный «круглый стол» на тему «Социально-экономическое развитие приграничных регионов в контексте современных реалий». Модератором «круглого стола» выступил член Комитета Г.А. Рапота. По итогам мероприятия учеными и экспертами была организована исследовательская платформа для изучения проблем развития приграничных регионов.

12 сентября заместитель председателя Комитета Ф.М. Мухаметшин выступил на III Международном онлайн-Форуме R2R (REGION 2 REGION) в Самаре, организуемом ежегодно Торгово-промышленной палатой Самарской области с целью развития международного и межрегионального сотрудничества региона с рынками дружественных стран.

28 сентября состоялась видеоконференция руководителей органов законодательной власти субъектов Российской Федерации и собраний народных представителей регионов Китайской Народной Республики с участием заместителя Председателя Совета Федерации К.И. Косачева и заместителя Председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики Цзи Бинсюаня. В видеоконференции принял участие председатель Комитета Г.Б. Карасин и первый заместитель председателя Комитета В.М. Джабаров, председатели законодательных собраний Еврейской автономной области, Республики Башкортостан, Волгоградской, Воронежской, Новосибирской областей, Забайкальского края, заместители председателей законодательных собраний Красноярского края и Оренбургской области. В ходе мероприятия обсуждались темы расширения двусторонней нормативно-правовой базы сотрудничества, координации международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации и Китайской Народной Республики, укрепления взаимодействия в транспортно-логистической сфере, развития производственной кооперации, а также перспективы сотрудничества в области сельского хозяйства, инфраструктурного строительства, научно-технических инноваций, цифровой экономики и экологии. Затронуты вопросы российско-китайского межрегионального гуманитарного сотрудничества и взаимодействия в области туризма.

6 декабря заместитель председателя Комитета Ф.М. Мухаметшин выступил на заседании комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании по теме развития международных связей субъектов Федерации в условиях новой геополитической реальности.

Вопросы развития межрегионального сотрудничества обсуждались также в рамках заседаний двусторонних межпарламентских комиссий:

— 22 июня председатель Комитета Г.Б. Карасин принял участие в заседании Межпарламентской комиссии Федерального Собрания Российской Федерации и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики (в режиме видеоконференцсвязи);

— 9–12 июля член Комитета А.А. Карелин принял участие в 35-ом заседании Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения в Ереване;

— 22–24 ноября заместитель Председателя Комитета Ф.М. Мухаметшин принял участие в заседании Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации и Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в Душанбе.

18 мая в рамках Форума молодых парламентариев проведена дискуссионная площадка на тему «Роль международного сотрудничества в повышении уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде». Участники дискуссии обсудили вопросы развития международного молодежного сотрудничества, новые форматы коммуникаций в молодежной среде. В дискуссии по видеоконференцсвязи приняли участие представители Азербайджана, Бахрейна, Беларуси, Индонезии, Иордании, Ирака, Казахстана, Камбоджи, Лаоса, Ливана, Молдовы, Палестины, Сирии, ЮАР.

В июне – июле 2022 года Комитет принял активное участие в реализации российско-белорусского патриотического проекта «Поезд памяти», идею которого выдвинули и поддержали Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Н.И. Кочанова.

Участниками проекта стали учащиеся десятых классов общеобразовательных школ Российской Федерации и Республики Беларусь (по 100 человек с каждой стороны). «Поезд Памяти» отправился из Бреста 22 июня 2022 года после проведения митинга в стенах Брестской крепости и прошел через города Гродно, Витебск, Смоленск, Ржев, Вязьма, Кубинка, Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Орша, Могилев, Гомель. В День освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков 3 июля 2022 года поезд прибыл в Минск. В городах по маршруту следования поезда были организованы памятно-мемориальные и культурно-просветительские мероприятия, связанные с событиями Великой Отечественной войной 1941–1945 годов и другими важными вехами общей истории России и Белоруссии. По оценке Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, «Поезд Памяти» стал уникальным начинанием, так как школьникам выпал шанс посетить места, где прадеды сражались с захватчиками, защищая родную землю, прикоснуться к истории и почувствовать масштаб происходивших тогда событий. «Такие поездки – лучшая прививка против переписывания истории».

На постоянной основе проводилась работа Временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации (далее – Временная комиссия):

1 марта состоялось заседание Временной комиссии, посвященное проработке механизмов привлечения к ответственности зарубежных подстрекателей войны против Российской Федерации.

25 апреля на заседании Временной комиссией был рассмотрен вопрос о законодательном обеспечении контроля за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием. В рамках заседания также был рассмотрен вопрос: «Актуальные вопросы взаимодействия Российской Федерации с соотечественниками за рубежом и противодействия русофобии в современных условиях».

24 мая Временной комиссией был проведен «круглый стол» на тему «Правовые аспекты предотвращения внешнего вмешательства в суверенные дела России на современном этапе». Основной темой обсуждения стал законопроект, направленный на установление контроля за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием.

9 июня состоялся «круглый стол» Временной комиссии на тему «Суверенитет как важная основа социально-экономического развития России». В ходе заседания участники обсудили взаимосвязь между уровнем государственного суверенитета и возможностями социально-экономического развития в мире в XXI веке.

13 сентября на расширенном заседании мониторинговой группы Временной комиссии были подведены итоги мониторинга попыток внешнего вмешательства в региональные и муниципальные выборы 2022 года. Было констатировано, что предпринимались беспрецедентные попытки повлиять из‑за рубежа на внутренние электоральные процедуры, а то, что «деятельность по дискредитации российских выборов приобретает все более четкий вид внешнего информационного давления».

26 октября состоялся «круглый стол» на тему «Противодействие враждебным нарративам в информационной, культурной и образовательной среде». Сенаторы Российской Федерации и эксперты обсудили рекомендации для органов государственной власти и институтов гражданского общества по вопросу обеспечения духовно-нравственной составляющей отечественного суверенитета, в том числе в сферах образования, культуры, информационного пространства.

22 декабря на заседании Временной комиссии были подведены итоги 2022 года. Важнейшим результатом деятельности Временной комиссии признано участие в работе над проектом Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (вступил в силу 14 июля 2022 года).

Комитет являлся ответственным по двум постановлениям Совета Федерации, принятым по итогам «правительственных часов».

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза» от 23 июня 2021 года № 427-СФ.

Рекомендации Совета Федерации, содержащиеся в постановлении, были учтены при подготовке предложений по содержательному наполнению антикризисного Перечня мер по повышению устойчивости экономик государств — членов ЕАЭС, включая обеспечение макроэкономической стабильности (утвержден распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 года № 12).

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О приоритетах внешней политики Российской Федерации» от 15 декабря 2021 года № 549-СФ.

Постановление содержало рекомендации Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти по совершенствованию законодательства в сфере содействия международному развитию, ускорению разработки проекта федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства», своевременному реагированию на нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации и соотечественников за рубежом, расширению гуманитарного сотрудничества с государствами – участниками СНГ, активизации межпарламентского сотрудничества с государствами Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Постановление снято с контроля. Вместе с тем Комитет продолжит мониторинг отдельных его положений в части диалога с иностранными государствами, не участвующими в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года, об их присоединении к этому международному договору, а также продвижения за рубежом возможностей Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ.

Комитетом проводилась работа по исполнению Плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2022 год.

Несмотря на агрессивную антироссийскую политику стран «коллективного Запада», Комитет продолжил активно развивать межпарламентский диалог в двустороннем формате на площадках международных парламентских организаций, в том числе в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Межпарламентского союза, ПА ОБСЕ, Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума. За отчетный период членами Комитета было проведено более 60 встреч с представителями зарубежных парламентов и международных парламентских организаций, влиятельными политиками, послами иностранных государств.

Особое внимание Комитета уделялось работе делегации Совета Федерации в Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ (далее – МПА СНГ).

29 марта в Алма-Ате члены Комитета в составе делегации Совета Федерации приняли участие в торжественном заседании Совета МПА СНГ, посвященном юбилею организации. В ходе заседания были подведены итоги работы Ассамблеи в модельном законотворчестве, мониторинге выборов, создании отраслевых экспертных органов, реализации межотраслевых программ, парламентской дипломатии. В принятом заявлении «О 30-летии Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ» отмечена высокая оценка ее деятельности за прошедшие три десятилетия.

19 мая заместитель Председателя Совета Федерации К.И. Косачев принял участие в заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по политическим вопросам и международному сотрудничеству и заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, на котором выступил c докладом «О ходе Реализации Рекомендаций МПА СНГ по имплементации Конвенции 1972 года о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении в национальном законодательстве государств – участников СНГ». В докладе подчеркнуто, что в международных и национальных документах пока не отражена тема биотерроризма, парламентариям предлагается присоединиться к разработке законодательства в сфере противодействия биотерроризму, уже начатую Постоянной комиссией МПА СНГ по обороне и безопасности.

Члены Комитета приняли участие в осенней сессии Межпарламентской Ассамблеи, которая прошла 27–28 октября в Самарканде (Республика Узбекистан).

27 октября заместитель Председателя Совета Федерации К.И. Косачев и председатель Комитета Г.Б. Карасин приняли участие в заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по политическим вопросам и международному сотрудничеству. Ими поднимались вопросы расширения международных контактов Межпарламентской Ассамблеи, было рассмотрено обращение Центральноамериканского парламента (ПАРЛАСЕН) по вопросу участия в деятельности МПА СНГ, ПАРЛАСЕН предоставлен статус наблюдателя МПА СНГ. Также Г.Б. Карасин на заседании Комиссии поднял вопрос об осквернении и сносе памятников советским воинам. Он особо отметил, что под прикрытием политики «декоммунизации» регулярно уничтожается память о воинах-освободителях в Польше, в Латвии, на Украине, а место героев Великой Отечественной войны занимают коллаборационисты и приспешники нацистов. В этой связи Г.Б. Карасин предложил, чтобы все государства СНГ занимали активную позицию в этом вопросе.

27 октября член Комитета Е.В. Афанасьева участвовала в заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту. В ходе заседания были рассмотрены вопросы актуализации модельного законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, о киберспорте, о персональных данных.

27 октября состоялось заседание Совета МПА СНГ. Главы парламентских делегаций заслушали информацию о мониторинге избирательных кампаний на пространстве СНГ, подвели итоги проведенных в 2022 году мероприятий.

28 октября прошло 54-е пленарное заседание МПА СНГ. Парламентарии рассмотрели и приняли 40 документов, в том числе в области избирательного права, в сферах безопасности, экономического развития, государственного строительства, образования, культуры, информации, принятые документы направлены в национальные парламенты для использования в национальном законодательстве.

10 ноября заместитель председателя Комитета Ф.М. Мухаметшин участвовал в заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам. Было рассмотрено 12 модельных законов, 11 из которых были одобрены и направлены в Совет МПА СНГ для включения в повестку дня очередного пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи. Большинство из рассмотренных документов было посвящено вопросам цифровой трансформации, а также специальному (особому) налоговому режиму и трансферу технологий.

Деятельность в ООН.

16–19 февраля председатель Комитета Г.Б. Карасин представлял Российскую Федерацию на парламентских слушаниях на тему «Формирование политической поддержки и всесторонних мер для устойчивого восстановления». Мероприятие прошло в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Слушания организованы Межпарламентским союзом и аппаратом Председателя 76-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.

20–24 сентября председатель Комитета Г.Б. Карасин в составе делегации Российской Федерации принял участие в 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей в Нью-Йорке, «на полях» которой участвовал в ряде встреч и в заседании Совета Безопасности ООН по Украине.

Деятельность в ПА ОДКБ.

10 февраля председатель Комитета Г.Б. Карасин принял участие в совещании председателей комитетов (комиссий) государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее — ОДКБ), к предмету ведения которых относятся вопросы международных отношений. Обсуждалась международная ситуация, вопросы координации действий государств – членов ОДКБ на международной арене.

18 марта заместитель председателя Комитета Б.Б. Жамсуев принял участие в заседании Постоянной комиссии ПА ОДКБ по политическим вопросам и международному сотрудничеству (в режиме видеоконференции).

17 мая заместитель председателя Комитета Б.Б. Жамсуев принял участие в работе внеочередного совместного заседания постоянных комиссий ПА ОДКБ: по обороне и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по социально-экономическим и правовым вопросам (в режиме видеоконференции).

29 ноября заместитель председателя Комитета Б.Б. Жамсуев принял участие во внеочередном заседании Постоянной комиссии ПА ОДКБ, где был одобрен проект Заявления ПА ОДКБ о недопустимости разработки биологического (бактериологического) и токсинного оружия.

5 декабря заместитель председателя Комитета Б.Б. Жамсуев принял участие в работе совместного заседания Совета и пятнадцатого пленарного заседания ПА ОДКБ под председательством Председателя ПА ОДКБ, Председателя Государственной Думы В.В. Володина, где приняты к сведению информация об итогах реализации приоритетов председательства Республики Армения в ОДКБ в 2021 и 2022 годах, о приоритетах Республики Беларусь на период председательства в ОДКБ.

Деятельность в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России.

25 февраля член Комитета Е.В. Афанасьева приняла участие в заседании Комиссии по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам в рамках работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

26–29 апреля член Комитета А.А. Карелин принял участие в заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Состояние и основные направления развития информационной безопасности Союзного государства в условиях современных вызовов и угроз» в Минске.

1–2 июня Е.В. Афанасьева участвовала в заседании на тему «Основные направления развития социально-трудовых отношений в Республике Беларусь и Российской Федерации» в Минске.

15 сентября первый заместитель председателя Комитета В.М. Джабаров принял участие в заседании Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками.

19 декабря в Москве состоялось заседание шестьдесят третьей сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, участие в котором принял первый заместитель председателя Комитета В.М. Джабаров. В ходе заседания депутаты утвердили План международной деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на 2023 год. В документе отражаются приоритетные направления взаимодействия с Межпарламентской Ассамблеей СНГ и Парламентской Ассамблеей ОДКБ, развития межпарламентских контактов, участия в мероприятиях Межпарламентского союза, Парламентской Ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества, Межпарламентской Ассамблеей Православия и других парламентских объединений, участия в международном наблюдении за очередными и досрочными выборами в высшие органы законодательной и исполнительной власти зарубежных стран, за проведением национальных референдумов.

8–10 сентября член Комитета Г.А. Рапота участвовал в III Международном инклюзивном детско-юношеском фестивале-форуме «СоТворение», который прошел в городах Минске и Несвиже.

4–5 октября Г.А. Рапота принял участие в Российско-белорусском форуме по вопросам безопасности и сотрудничества «Рубежи Союзного государства», который состоялся в г. Светлогорске.

Деятельность в Межпарламентском союзе.

Несмотря на попытки представителей отдельных стран подорвать сотрудничество Совета Федерации и Межпарламентского союза (далее – МПС), продолжается диалог по линии этой влиятельной межпарламентской организации.

14 октября российская парламентская делегация во главе с заместителем Председателя Совета Федерации К.И. Косачевым приняла участие в работе 145-й Ассамблеи МПС в городе Кигали (Республика Руанда). Общая дискуссия Ассамблеи была посвящена теме «Гендерное равенство и парламенты, учитывающие гендерные факторы, как движущие силы изменений для более устойчивого и безопасного мира».

Деятельность в ПА ОБСЕ.

24–25 февраля 2022 года сенаторы Российской Федерации во главе с руководителем делегации, первым заместителем председателя Комитета В.М. Джабаровым приняли участие в зимней сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ), в режиме видеоконференцсвязи.

Из‑за позиции британских властей, отказавшихся выдать визы российской делегации, сенаторам Российской Федерации не удалось принять участие в сессии ПА ОБСЕ, которая состоялась в Бирмингеме (Великобритания) 2–6 июля 2022 г. Вместе с тем члены Комитета продолжают работу продвижению и отстаиванию российских позиций в оценке ситуации в мире на площадке ПА ОБСЕ.

Деятельность в ПАЧЭС.

9 декабря делегация Совета Федерации приняла участие в прошедшей в Белграде 60-й Генеральной ассамблее Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (далее – ПАЧЭС). В состав делегации входил член Комитета А.В. Никитин. В ходе контактов на «полях» ассамблеи с главой сербской делегации в ПАЧЭС и с членами парламентской группы дружбы с Россией в Народной скупщине Сербии был подтвержден обоюдный настрой на дальнейшее углубление сотрудничества как в двустороннем формате, так и в рамках ПАЧЭС и других международных организаций.

27 октября первый заместитель председателя Комитета А.И. Денисов в составе делегации Федерального Собрания Российской Федерации принял участие в пленарном заседании 30-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, которая прошла в Бангкоке (Королевство Таиланд), на тему «Содействие парламентской дипломатии в интересах региональной безопасности».

20–24 ноября прошла 43-я сессия Генеральной Ассамблеи Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА) в Пномпене (Королевство Камбоджа), заместитель Председателя Совета Федерации К.И. Косачев возглавлял делегацию Федерального Собрания Российской Федерации.

В повестке дня сессии были рассмотрены экономические проблемы, восстановление экономик в период после пандемии коронавируса, взаимодействие с молодежью для устойчивого развития Сообщества АСЕАН, усиление цифровой трансформации для инклюзивной социальной защиты, укрепление парламентского партнерства в решении проблемы изменения климата, а также вопросы обеспечения социального благополучия стран региона и международной безопасности.

В 2022 году Советом Федерации был проведен ряд крупных мероприятий, в том числе международных. В их числе – форумы, совещания, двусторонние встречи и круглые столы, в которых Комитет выступил соорганизатором и/или принимал активное участие:

2 ноября Председатель Комитета Г.Б. Карасин и первый заместитель председателя Комитета В.М. Джабаров провели встречу в формате «круглого стола» с председателем Комитета по международным вопросам Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана Мяхри Бяшимовой и председателем Комитета Меджлиса Милли Генгеша Туркменистана по международным и межпарламентским связям Мерданом Туваковым. Тема обсуждения – «Межпарламентское сотрудничество Туркменистана и России: направление и приоритеты». Мероприятие было приурочено к официальному визиту делегации Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана во главе с ее Председателем Гурбангулы Бердымухамедовым. В ходе встречи стороны обсудили инициативы, направленные на наращивание двустороннего межпарламентского сотрудничества, обозначили приоритеты парламентского взаимодействия двух стран на предстоящий период, а также инициативы в многосторонней и двусторонней парламентской деятельности.

12 декабря делегация Совета Федерации во главе с заместителем Председателя Совета Федерации К.И. Косачевым посетила Туркменистан. Визит осуществлен в целях подготовки первого заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Совета Федерации России и Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана. В ходе встречи К.И. Косачева с Председателем Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым стороны обменялись мнениями о парламентском взаимодействии, были определены направления работы Межпарламентской комиссии, Г.Б. Бердымухамедов поддержал идею участия в проекте «Поезд Памяти» туркменистанских школьников. Утвержден график проведения заседаний Межпарламентской комиссии в 2023 году. Также в рамках визита были проведены консультации с заместителем Председателя Кабинета Министров, Министром иностранных дел Туркменистана, сопредседателем Межправительственной Российско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству Рашидом Мередовым, в ходе которых затронуты вопросы создания туркмено-российского университета в Ашхабаде, строительства объектов образовательной и культурной инфраструктуры.

Международные форумы.

24–25 февраля состоялся VII Межпарламентский форум «Таджикистан-Россия: потенциал межрегионального сотрудничества», «на полях» которого состоялась встреча Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко с Председателем Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан Рустами Эмомали.

11–13 мая состоялись Межпарламентский форум стран Центральной Азии и Российской Федерации и заседание Диалога женщин стран Центральной Азии и Российской Федерации (город Ашхабад, Туркменистан), в которых приняли участие заместитель Председателя Совета Федерации К.И. Косачев и председатель Комитета Г.Б. Карасин.

19–21 мая делегация Совета Федерации во главе с председателем Комитета Г.Б. Карасиным приняла участие в XIII Международном экономическом саммите «Россия — Исламский мир: KazanSummit 2022», который прошел в Казани. В рамках мероприятия состоялось очередное заседание Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» на тему «Российский опыт сохранения этнокультурного многообразия, межнационального и межрелигиозного согласия — закон достижения общегражданской идентичности», модератором заседания Группы выступил заместитель председателя Комитета Ф.М. Мухаметшин. В рамках «KazanSummit 2022» Г.Б. Карасин выступил на заседаниях трех круглых столов и провел встречу с послами стран-членов Организации исламского сотрудничества (ОИС).

15–18 июня в Санкт-Петербурге прошел XXV Петербургский международный экономический форум (далее – ПМЭФ). Председатель Комитета Г.Б. Карасин принял участие в дискуссии на панельной сессии форума с выступлением на тему «Новые реалии нового мира: игра без правил?». Заместитель Председателя Совета Федерации К.И. Косачев «на полях» ПМЭФ провел ряд встреч: с Председателем Центральноамериканского парламента (ПАРЛАСЕН) Даниэлем Ортегой Рейесом, с Министром по инновациям и технологическому развитию Республики Сербия, председателем сербской части Межправительственного сербско-российского комитета по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Ненадом Поповичем, а также с делегацией Исполнительного комитета Автономного территориального образования Гагаузия Республики Молдова.

29 июня — 1 июля заместитель председателя Комитета Б.Б. Жамсуев в составе делегации Совета Федерации принял участие в X Петербургском международном юридическом форуме.

5–8 сентября заместитель председателя Комитета Б.Б. Жамсуев принял участие в составе делегации Совета Федерации в работе VII Восточного экономического форума (далее – ВЭФ) во Владивостоке, в рамках деловой программы ВЭФ он участвовал в тематических сессиях.

6 сентября прошел VIII Парламентский форум БРИКС на тему «Раскрытие потенциала законодательных органов во имя высококачественного партнерства БРИКС» с участием Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителя Председателя Совета Федерации К.И. Косачева и председателя Комитета Г.Б. Карасина.

6 октября заместитель Председателя Совета Федерации К.И. Косачев выступил на парламентском саммите «Большой двадцатки» в Джакарте (Индонезия), принял участие в работе тематических сессий «Роль Саммита спикеров парламентов государств „Группы двадцати“ в контексте межпарламентского сотрудничества в целях укрепления мультилатерализма в XXI веке» и «Каким образом парламенты могут достичь целевых показателей по сокращению выбросов и содействовать глобальному сотрудничеству в области изменения климата в период многочисленных кризисов?».

14 октября член Комитета А.И. Отке приняла участие в Международном форуме «Государственно-частное партнерство в сфере устойчивого развития коренных народов». Мероприятие состоялось в Мурманске в рамках плана председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 гг. и было посвящено обсуждению стандартов, стратегий и форм участия бизнеса в обеспечении устойчивого развития коренных народов.

15 ноября председатель Комитета Г.Б. Карасин и заместитель председателя Комитета Ф.М. Мухаметшин выступили на Международной конференции «Православие и ислам – межконфессиональный диалог в достижении глобального мира», которая была посвящена вопросам консолидации усилий государственных, религиозных, общественных, образовательных и научных структур в развитии межконфессионального диалога. Конференция стала одним из ключевых мероприятий в плане работы Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» на 2022 год по поддержке диалога между религиозными, интеллектуальными и культурными организациями.

29 ноября заместитель председателя Комитета Ф.М. Мухаметшин выступил на Международном деловом форуме стран БРИКС+, который объединил представителей дипломатического корпуса, деловых кругов и предпринимателей стран-участниц БРИКС, а также 23 стран мира. Форум был посвящен дальнейшему выстраиванию многостороннего экономического сотрудничества России с данным объединением.

7–10 декабря председатель Комитета Г.Б. Карасин принял участие в XVIII Международном мусульманском форуме, приуроченном к торжествам в рамках празднования в России 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. На полях мероприятия с участием заместителя председателя Комитета Ф.М. Мухаметшина были проведены двусторонние встречи с иностранными членами Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир», а также руководителями иностранных органов государственной власти, ответственных за религиозное направление.

15 декабря председатель Комитета Г.Б. Карасин выступил на открытии Международной конференции «Россия – Исламский мир: практические шаги в медиасотрудничестве», модератором пленарного заседания которой был заместитель председателя Комитета Ф.М. Мухаметшин. Конференция стала первым мероприятием такого рода по масштабу и представительности высоких гостей – руководителей ведущих СМИ стран исламского мира. Она была посвящена вопросам развития сотрудничества между СМИ России и стран исламского мира, а также перспективам реализации совместных проектов и инициатив в медиасфере.

Работа с соотечественниками за рубежом.

10–11 сентября заместитель председателя Комитета Б.Б. Жамсуев принял участие в XV Региональной конференции соотечественников стран Азии в Бангкоке (Королевство Таиланд), посвящённой вопросам защиты прав и законных интересов соотечественников, сохранения исторической памяти, продвижения русского языка и образования на русском языке, участия молодёжи в движении соотечественников, роли зарубежной русской общины в развитии торгово-экономических связей России с государствами Азии.

27 сентября член Комитета Е.В. Афанасьева в режиме видеоконференции участвовала в работе регионального форума соотечественниц русскоязычных общин стран СНГ, Ближнего Востока и Азии в Бишкеке (Киргизия). В повестке мероприятия — пленарные дискуссии на темы «Женские движения на евразийском пространстве», «Соотечественницы Европы и Азии: общий материк — общие задачи», специальная сессия «Система ценностей российского народа в меняющемся мире». В форуме участвовали соотечественницы из 27 стран, а также представители органов государственной власти России и Киргизии, российских общественных организаций.

15–16 октября заместитель председателя Комитета А.А. Климов принял участие в XV Региональной конференции организаций российских соотечественников стран Европы в Стамбуле (Турецкая Республика), где обсуждались вопросы сохранения исторической памяти, обеспечения сотрудничества соотечественников с властями стран проживания, проблемы осуществления правозащитной и информационно-разъяснительной деятельности в условиях антироссийской политики стран «коллективного Запада».

1–2 ноября заместитель председателя Комитета Б.Б. Жамсуев, члены Комитета Е.В. Афанасьева и С.П. Цеков приняли участие во Всемирной тематической конференции российской зарубежной диаспоры «Экономическое сотрудничество: соотечественники и регионы России. Отвечая на вызовы времени». Они участвовали в работе двух пленарных заседаний «Русский мир и вызовы современности» и «Российские регионы и соотечественники: углубляя торгово-экономическое сотрудничество», а также секций, посвященных развитию туризма, современных технологий и работе с молодёжью.

Комитет обеспечил участие заместителя председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике М.И. Ахмадова в XIV Региональной конференции соотечественников стран Африки и Ближнего Востока, состоявшейся 12–13 ноября в Дубае (ОАЭ), где обсуждались вопросы совершенствования механизмов поступления детей соотечественников в российские вузы, потенциал зарубежной русской общины в налаживании торгово-экономических связей России с государствами региона, а также актуальные вопросы продвижения положительного образа России в странах Африки и Ближнего Востока.

Заместитель председателя Комитета Б.Б. Жамсуев принял участие в Региональной конференции соотечественников стран ближнего зарубежья 17–18 декабря в Душанбе (Республика Таджикистан), где обсуждались вопросы защиты прав и законных интересов соотечественников, сохранения исторической памяти, усиления роли русского языка на пространстве СНГ.

На постоянной основе осуществлялась работа по формированию и актуализации составов групп по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами иностранных государств.

18 июля было проведено совещание «О повышении эффективности и координации работы групп по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с парламентами (палатами парламентов) иностранных государств». Было отмечено, что осложнение внешней обстановки стало импульсом к переформатированию межпарламентской деятельности с упором на сотрудничество со странами СНГ, углубление связей со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. За последние полтора года в Совете Федерации были созданы новые группы по сотрудничеству с парламентами иностранных государств, являющихся ключевыми с точки зрения российских внешнеполитических приоритетов, в том числе с Национальным советом Намибии, Консультативным советом Саудовской Аравии, Парламентом Сирии, Парламентом Сингапура, Советом нации Парламента Алжира, Национальной Ассамблеей Никарагуа, Ассамблеей Республики Мозамбик, Национальной ассамблеей Венесуэлы, Сенатом Парламента Зимбабве.

В течение года проводилась системная работа по формированию делегаций Совета Федерации в международных парламентских организациях и двусторонних межпарламентских комиссиях, рассмотрению вопросов о направлении за рубеж делегаций Совета Федерации и приема в Совете Федерации делегаций парламентов иностранных государств и международных парламентских организаций. Члены Комитета осуществили 20 зарубежных визитов в 13 стран мира.

12 декабря Комитет на своем заседании рассмотрел проект плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2023 год, который 13 декабря был утвержден Советом палаты.

В течение 2022 года совместно с Управлением международных связей Аппарата Совета Федерации подготовлены следующие соглашения:

— о межпарламентском сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Ассамблеей Республики Мозамбик;

— о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь;

 — соглашение между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана о создании Межпарламентской комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана.

В работе Комитета традиционно важное место занимает наблюдение за электоральными процессами.

16 января в мониторинговой миссии за ходом проведения конституционного референдума в Республике Сербии участвовала член Комитета Е.В. Афанасьева.

С 25 по 28 февраля делегация Совета Федерации во главе с заместителем Председателя Совета Федерации К.И. Косачевым посетила Республику Беларусь для мониторинга за проведением республиканского референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

12 марта Е.В. Афанасьева приняла участие в мониторинге досрочных выборов Президента Туркменистана.

12 марта С.П. Цеков принял участие в мониторинге парламентских выборов в Республике Абхазия.

3 апреля Е.В. Афанасьева участвовала в мониторинге подготовки и проведения выборов Президента Республики Сербии и досрочных выборов депутатов Народной скупщины Республики Сербии.

10 апреля и 8 мая делегация Совета Федерации во главе с членом Комитета С.П. Цековым приняла участие в мониторинге подготовки и проведения первого и второго тура выборов Президента Республики Южная Осетия.

5 июня Б.Б. Жамсуев принял участие в мониторинге референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан.

20 ноября Б.Б. Жамсуев принял участие в работе группы международных наблюдателей ПА ОДКБ, осуществляющих международный мониторинг за ходом подготовки и проведения внеочередных выборов Президента Республики Казахстан.

Комитетом в 2022 году было организовано проведение трех выставок:

13 апреля состоялось открытие выставки «Индия ‑ любовь моя», приуроченной к 75-летию установления дипломатических отношений Российской Федерации с Республикой Индией. В церемонии открытия выставки принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индии в Российской Федерации Паван Капур.

6–11 октября в Совете Федерации в рамках празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией прошла выставка «Наследие булгар». Экспозиция подготовлена Духовным управлением мусульман Российской Федерации и Советом муфтиев России при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Выставка рассказала об уникальной мусульманской культуре, сложившейся в Поволжье, в междуречье Волги и Камы.

15 ноября была открыта выставка художественных работ Виктора Бута (8 декабря 2022 года В.А. Бут был освобожден в результате договоренности дипломатических ведомств России и США).

В адрес Комитета в 2022 году поступило более 200 обращений граждан. Основные темы обращений – разъяснение положений законов, мнения и предложения о проведении различных мероприятий, информирование о позиции Совета Федерации по вопросам международной повестки дня, содействие в приеме в гражданство России, получение загранпаспортов, организация выставок в Совете Федерации и т. п. На большую часть из них Комитетом был направлен официальный ответ заявителю, по остальным обращениям направлены запросы в соответствующие органы государственной власти, проведена совместная работа с другими комитетами Совета Федерации, оказана адресная помощь и т. п.

За 2022 год члены Комитета активно выступали в средствах массовой информации, на медийных ресурсах Совета Федерации. Было проведено 8 брифингов в СМИ. На корпоративном Интернет-сайте опубликовано более 200 новостей, посвященных деятельности членов Комитета.

В целом итоги работы за 2022 год показывают, что, несмотря на сложную международную обстановку, Комитету удалось продолжить работу по продвижению и отстаиванию интересов Российской Федерации за рубежом, способствовать усилиям российской дипломатии по расширению и упрочению поддержки России со стороны дружественных иностранных государств.