Отчет Комитета Совета Федерации по международным делам (далее – Комитет) о работе за 2024 год подготовлен в соответствии со статьей 34 Регламента Совета Федерации.
Основными задачами Комитета являются реализация конституционных полномочий Совета Федерации, законодательное обеспечение внешнеполитического курса Российской Федерации и развитие двустороннего и многостороннего межпарламентского сотрудничества Совета Федерации.
Законодательная деятельность занимает основное место в работе Комитета. В 2024 году Комитетом были рассмотрены 67 федеральных конституционных законов и федеральных законов, 35 из которых ‑ по вопросам ратификации и денонсации международных договоров. По 35 федеральным законам Комитет являлся головным, по 32 соисполнителем.
Согласно пункту «м» статьи 83 Конституции Российской Федерации к полномочиям Комитета относится проведение консультаций по вопросам назначения и отзыва дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. За отчетный период проведено 25 консультаций по вопросам назначения и 25 консультаций по вопросам отзыва упомянутых представителей.
В 2024 году Комитетом были исполнены следующие протокольные поручения Совета Федерации:
— во исполнение поручения от 24 января 2024 года № 682/2 подготовлено Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о прямой ответственности государств коллективного Запада, поставляющих оружие киевскому режиму, за гибель мирных граждан Российской Федерации (постановление Совета Федерации от 7 февраля 2024 года № 7-СФ). Текст Заявления опубликован на официальном сайте МИД России, во всех его официальных аккаунтах на различных цифровых платформах в Интернете, а также на интернет-ресурсах российских дипломатических миссий. Затронутая в Заявлении проблематика регулярно освещается в рамках тематических выступлений, интервью, комментариев для СМИ руководства, а также в ходе брифингов официального представителя МИД России. По данным Пресс-службы Совета Федерации, с 7 по 26 апреля 2024 года в СМИ и социальных сетях опубликовано порядка 120 материалов по тематике Заявления, в том числе на английском и французском языках;
— во исполнение протокольного поручения от 6 марта 2024 года № 685/4 Комитетом совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации проведен мониторинг международных договоров Российской Федерации, заключенных с иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации;
— во исполнение поручения от 20 марта 2024 года № 686/2 Комитетом во взаимодействии с Комиссией Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации (председатель – заместитель председателя Комитета А.А.Климов) подготовлено Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Организации Объединенных Наций, международным парламентским организациям и парламентам иностранных государств в связи с попытками внешнего вмешательства в подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации (постановление Совета Федерации от 3 апреля 2024 года № 81-СФ);
— во исполнение поручения от 19 июня 2024 года № 693/5 подготовлено Заявление палат Федерального Собрания Российской Федерации «О приостановке участия делегации Федерального Собрания Российской Федерации в работе Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ)» (постановление Совета Федерации от 3 июля 2024 года № 202-СФ, постановление Государственной Думы от 3 июля 2024 года № 6371–8 ГД);
— члены Комитета вели активную работу в парламентской комиссии по расследованию преступных действий в отношении несовершеннолетних со стороны киевского режима, созданной в соответствии с постановлением Государственной Думы от 20 июня 2023 года № 4122–8 ГД и постановлением Совета Федерации от 21 июня 2023 года № 300-СФ. В рамках деятельности рабочей группы по вопросам международно-правовой оценки фактов нарушений киевским режимом прав и свобод несовершеннолетних (сокоординатор – председатель Комитета Г.Б.Карасин) подготовлен проект главы 2 итогового доклада упомянутой комиссии. Итоговый доклад утвержден палатами Федерального Собрания Российской Федерации 19 июня 2024 года (постановление Совета Федерации от 19 июня 2024 года № 182-СФ, постановление Государственной Думы от 19 июня 2024 года № 6304–8 ГД), после чего деятельность комиссии была завершена. Материалы доклада направлены в международные организации и парламенты иностранных государств (выполнено поручение от 19 июня 2024 года № 693/10);
— в соответствии с поручением от 17 июля 2024 года № 696/4 Комитету совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре и Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам было поручено оказать поддержку в подготовке и проведении Международных спортивных игр «Дети Азии» в рамках двустороннего и многостороннего межпарламентского сотрудничества. Летние и зимние Международные спортивные игры «Дети Азии» пройдут в 2027 и 2028 годах, ответственные комитеты Совета Федерации совместно с Министерством спорта Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации готовы оказать всестороннее содействие в проведении будущих Игр «Дети Азии» в рамках своих компетенций;
— Комитету было поручено информировать Совет Федерации о реализации постановления Совета Федерации № 809-СФ от 22 декабря 2023 года «О реализации Концепции внешней политики Российской Федерации», для чего Комитетом в течении года проводилась работа с министерствами и ведомствами.
Постановление содержит рекомендации Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти. В частности, рекомендовано продолжить работу по подготовке проекта Стратегии развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года; обеспечить доработку проекта федерального закона «О содействии международному развитию»; усилить работу по защите и отстаиванию прав граждан Российской Федерации за рубежом; ускорить решение вопроса об увеличении финансирования Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом; усилить работу по укреплению позиций России в мировом информационном пространстве, донесению правдивой информации о ситуации на Украине. Важное внимание уделено необходимости принятия дополнительных мер по поддержке русского языка за рубежом в рамках реализации государственных программ Российской Федерации, а также наращиванию межрегионального и приграничного сотрудничества.
Проведенный по итогам года анализ показал, что содержащиеся в постановлении Совета Федерации рекомендации в целом учтены федеральными органами исполнительной власти в работе по реализации Концепции внешней политики Российской Федерации.
В течение 2024 года Комитетом были рассмотрены 67 федеральных конституционных законов и федеральных законов в следующих сферах:
Развитие евразийской интеграции:
1. «О ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию».
Соглашение регулирует правоотношения в области выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках ЕАЭС складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию (далее – складские свидетельства), которые являются бездокументарными неэмиссионными ценными бумагами, удостоверяющими право их держателей на получение у склада сельскохозяйственной продукции в количестве и качестве, определёнными при выпуске (выдаче) этой бумаги, и предоставляющими право требования исполнения обязательств, обеспеченных залогом. Складские свидетельства, выпущенные (выданные) в государствах – членах ЕАЭС, включенные в реестры складских свидетельств и соответствующие требованиям Соглашения, взаимно признаются государствами – членами ЕАЭС.
Соглашением установлено, что законодательством государств – членов ЕАЭС регулируются: выпуск (выдача), обращение и погашение складских свидетельств; виды сельскохозяйственной продукции, на которые выпускаются (выдаются) складские свидетельства; порядок формирования и ведения реестра складских свидетельств; порядок осуществления деятельности склада на территории государства – члена ЕАЭС.
2. «О ратификации Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок». Соглашение направлено на обеспечение взаимного признания банковских гарантий, выдаваемых гарантами, зарегистрированными на территории государства – члена принципала, для целей государственных (муниципальных) закупок, осуществляемых бенефициаром другого государства – члена ЕАЭС. Реализация Соглашения позволит укрепить и расширить экономическую интеграцию государств – членов ЕАЭС, а также увеличить конкуренцию при осуществлении закупок.
3. «О ратификации Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».
Соглашением установлено, что свободные (специальные, особые) экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств – членов ЕАЭС, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы.
Соглашением определены полномочия Евразийской экономической комиссии, которая, в частности, вправе устанавливать виды деятельности, запрещенные на территории свободной (специальной, особой) экономической зоны, определять единую форму свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента свободной (специальной, особой) экономической зоны, формировать общий реестр резидентов свободной (специальной, особой) экономической зоны.
В соответствии с Соглашением законодательством государства – члена ЕАЭС определяются: порядок создания и функционирования свободной (специальной, особой) экономической зоны, управления свободной (специальной, особой) экономической зоны, срок и порядок продления срока функционирования свободной (специальной, особой) экономической зоны, основания и порядок прекращения функционирования свободной (специальной, особой) экономической зоны, условия и порядок регистрации резидента свободной (специальной, особой) экономической зоны и ведения реестра резидентов свободной (специальной, особой) экономической зоны.
Формирование международно-правовой базы с партнерами по СНГ и в ближнем зарубежье:
4. «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Киргизской Республики об условиях деятельности в городе Бишкек Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина».
В соответствии с Соглашением обучение в Университете будет осуществляться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями Российской Федерации и государственными образовательными стандартами Киргизской Республики на русском языке с обязательным преподаванием киргизского языка.
Основными задачами Университета являются: формирование позитивного имиджа Российской Федерации в Киргизской Республике; создание и развитие центра повышения квалификации преподавателей русского языка; проведение просветительских мероприятий по продвижению русского языка и русской культуры.
5. «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о проспектах ценных бумаг».
Целью Соглашения является создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников Союзного государства, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечения свободы осуществления эмиссионных и торговых операций с ценными бумагами.
Соглашением предусматривается взаимное признание проспектов ценных бумаг в государстве пребывания эмитента. Повторная регистрация таких проспектов для допуска к размещению и обращению ценных бумаг в принимающем государстве не требуется.
6. «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об условиях строительства, создания и функционирования международного образовательного центра для одаренных детей в Республике Таджикистан».
Соглашение закрепляет порядок строительства в городе Душанбе Центра для обучения одаренных детей с проектной мощностью 500 ученических мест (с возможностью проживания в нем на период обучения до 300 человек). Обучение начнется с 2027 года и будет вестись по образовательным программам дополнительного и общего образования всех уровней (начального, основного и среднего).
7. «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы».
Соглашение направлено на обеспечение условий, при которых физические и юридические лица каждого из Договаривающихся Государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода. Соглашением также затрагиваются вопросы недискриминации, взаимосогласительных процедур, обмена информацией между компетентными органами Договаривающихся Государств.
8. «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях».
Целью Соглашения является содействие созданию надлежащей организационно-правовой основы для взаимовыгодного сотрудничества в конкретных областях совместной деятельности, связанной с исследованием и использованием космического пространства, а также с использованием результатов космической деятельности в мирных целях. Основными областями сотрудничества являются: космическая наука и исследование космического пространства, включая астрофизические исследования и изучение планет; дистанционное зондирование Земли из космоса; спутниковые навигационные системы и связанные с ними технологии и услуги; пилотируемые космические полеты; подготовка кадров; предоставление и использование услуг по проведению запусков; использование результатов совместной деятельности по созданию новой космической техники и технологий; другие области. Соглашением определяются формы сотрудничества, регулируются вопросы финансирования совместной деятельности, экспортного контроля, охраны интеллектуальной собственности, порядка взаимного обмена информацией и обеспечения её конфиденциальности, таможенного регулирования в отношении ввозимых товаров в рамках Соглашения, устанавливаются меры по охране изделий и технологий.
Международное сотрудничество в различных сферах:
9. «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции».
Соглашение направлено на формирование организационно-правовой основы для взаимовыгодного сотрудничества между Сторонами в области создания, использования и эксплуатации Международной научной лунной станции (МНЛС).
МНЛС – комплекс исследовательских средств, создаваемый с возможным привлечением международных партнеров на поверхности или на орбите Луны, предназначенный для проведения многоцелевых научно-исследовательских работ, включая исследование и использование Луны, лунные наблюдения, фундаментальные исследовательские эксперименты и проверку технологий, с возможностью длительной беспилотной эксплуатации с перспективой обеспечения присутствия человека на Луне.
Соглашением предусматривается сотрудничество в следующих областях: научные исследования, технологическая верификация и космическая инженерия; лунная топография, геоморфология и геологическое строение; фундаментальные физические свойства Луны и ее внутренняя структура; состав и химические свойства лунного вещества; окололунное космическое пространство; астрономические наблюдения и наблюдение Земли с поверхности Луны; биологические и: медицинские эксперименты на поверхности Луны; использование лунных ресурсов на поверхности (под поверхностью) и (или) на орбите Луны; сотрудничество в рамках эксплуатации российско-китайского объединенного Центра данных по исследованию Луны и дальнего космоса; иные области сотрудничества.
10. «О денонсации Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о рыболовстве».
В соответствии с Соглашением Правительство Союза Советских Социалистических Республик в одностороннем порядке согласилось предоставить рыболовным судам, приписанным к портам Соединенного Королевства, право заниматься рыбным промыслом в водах Баренцева моря вдоль побережья Кольского полуострова и вдоль материка к востоку от мыса Канин Нос, а также вдоль побережья острова Колгуев, за пределами трех морских миль от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, также судам Соединенного Королевства предоставлялось право свободно плавать и становиться на якорь в этих водах. Поскольку ответных соразмерных шагов со стороны Великобритании Соглашением не предусматривается, Соглашение денонсировано.
11. «О денонсации Конвенции о Международном Совете по исследованию моря». В нарушение положений Конвенции 30 марта 2022 года Международным Советом было принято неправомерное решение о приостановлении участия Российской Федерации в его деятельности, которое, несмотря на неоднократные обращения российской стороны, отменено не было. В связи с этим Российская Федерация приняла решение о выходе из Совета. Проведение морских научных исследований в зоне действия Конвенции (Атлантический океан и прилегающие к нему моря), а также обмен научной информацией смогут быть организованны на основании Конвенции ООН по морскому праву.
12. «О ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой». В соответствии с Договором Стороны сотрудничают друг с другом в целях обеспечения прочного регионального мира и безопасности, поддерживают миролюбивую политику и меры друг друга, направленные на защиту их государственного суверенитета, обеспечение их безопасности и стабильности, отстаивание их права на развитие, а также активно сотрудничают друг с другом в проведении политики, нацеленной на установление справедливого многополярного нового миропорядка.
13. «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи о военном сотрудничестве». Стороны договорились сотрудничать по таким направлениям, как: обмен информацией в военной сфере; координация усилий по совместному противодействию вызовам и угрозам глобальной и региональной безопасности; сотрудничество по вопросам комплектования вооружённых сил, применения вооружения и военной техники, материально-технического обеспечения; обмен опытом и информацией в рамках противодействия идеологии экстремизма и международному терроризму; оказание помощи и ликвидация последствий стихийных бедствий.
Совершенствование процедуры легализации российских и иностранных официальных документов:
14. «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов».
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с легализацией российских официальных документов, подлежащих вывозу из Российской Федерации и предназначенных для представления за пределами территории Российской Федерации, иностранных официальных документов, предназначенных для ввоза в Российскую Федерацию и представления на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с истребованием личных документов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации и с территорий иностранных государств.
Согласно сложившейся международной практике легализация документов требуется в случаях, когда планируется использовать их на территории государства, с которым у государства происхождения документа отсутствует международный договор, отменяющий требование их легализации.
В соответствии с Федеральным законом легализация российских официальных документов осуществляется МИД России, и его территориальными органами – представительствами на территории Российской Федерации. Они также уполномочены легализовывать иностранные официальные документы, составленные иностранными консульскими учреждениями. Легализация иностранных официальных документов на территориях иностранных государств осуществляется консульскими должностными лицами.
В 2024 году сенаторами Российской Федерации – членами Комитета были внесены в Государственную Думу более 60 законопроектов в порядке реализации права законодательной инициативы. Были приняты и подписаны Президентом Российской Федерации следующие федеральные законы:
1. «О внесении изменений в статьи 42 и 27 Федерального закона „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ и статью 2 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ (об особенностях отнесения хозяйствующих субъектов, действующих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, к субъектам малого и среднего предпринимательства и их включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), среди инициаторов которого ‑ член Комитета Н.Ю.Никонорова. Федеральный закон принят Государственной Думой 21 мая 2024 года, 22 мая 2024 года одобрен Советом Федерации, подписан Президентом Российской Федерации 29 мая 2024 года (№ 115-ФЗ).
2. «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона „О рекламе“ и Федеральный закон „О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (в части уточнения полномочий органа государственной власти города федерального значения Севастополя по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также изменения границ игорной зоны), среди инициаторов которого – заместитель председателя Комитета Е.В.Афанасьева. Федеральный закон принят Государственной Думой 3 июля 2024 года, 17 июля 2024 года одобрен Советом Федерации, подписан Президентом Российской Федерации 22 июля 2024 года (№ 203-ФЗ).
3. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части участия Российской академии наук в экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий), среди инициаторов которого – заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев. Федеральный закон принят Государственной Думой 24 июля 2024 года, 2 августа 2024 года одобрен Советом Федерации, подписан Президентом Российской Федерации 8 августа 2024 года (№ 252-ФЗ).
4. «О внесении изменения в статью 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об уточнении порядка исчисления срока), среди инициаторов которого – заместитель председателя Комитета Е.В.Афанасьева. Федеральный закон принят Государственной Думой 16 октября 2024 года, 23 октября 2024 года одобрен Советом Федерации, подписан Президентом Российской Федерации 29 октября 2024 года (№ 364-ФЗ).
5. «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона „О статусе военнослужащих“ и Федеральный закон „О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих“ (в части уточнения условий жилищного обеспечения военнослужащих – граждан Российской Федерации, ранее проходивших военную службу по контракту в качестве граждан иностранного государства), среди инициаторов которого – заместитель председателя Комитета Е.В.Афанасьева. Федеральный закон принят Государственной Думой 19 ноября 2024 года, 20 ноября 2024 года одобрен Советом Федерации, подписан Президентом Российской Федерации 23 ноября 2024 года (№ 409-ФЗ).
6. «О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях и о внесении изменений в статью 29 Федерального закона „О животном мире“, среди инициаторов которого – заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев. Федеральный закон принят Государственной Думой 26 ноября 2024 года, 27 ноября 2024 года одобрен Советом Федерации, подписан Президентом Российской Федерации 30 ноября 2024 года (№ 428-ФЗ).
Комитетом подготовлено 6 заявлений и обращений, в том числе 2 совместно с Государственной Думой. Помимо упомянутых ранее (стр. 2–4):
— Обращение палат Федерального Собрания Российской Федерации «К Организации Объединенных Наций, международным парламентским организациям и парламентам иностранных государств в связи с 25-й годовщиной агрессии государств – членов Организации Североатлантического договора против Союзной Республики Югославии» (постановление Совета Федерации от 20 марта 2024 года № 60-СФ, постановление Государственной Думы от 20 марта 2024 года № 5880–8 ГД);
— Заявление Совета Федерации в связи с Международным днем парламентаризма (постановление Совета Федерации от 19 июня 2024 года № 171-СФ);
— Заявление Совета Федерации о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной Соединенными Штатами Америки против Республики Куба (постановление Совета Федерации от 23 октября 2024 года № 412-СФ).
Комитетом в 2024 году было проведено 33 заседания, на которых было рассмотрено 162 вопроса.
В соответствии с пунктом «к» статьи 102 Конституции Российской Федерации на заседании Комитета 13 мая были проведены консультации по предложенной Президентом Российской Федерации кандидатуре С.В.Лаврова на должность Министра иностранных дел Российской Федерации.
Заседание состоялось с участием Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А.Муравьева, и. о. Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и сенаторов Российской Федерации.
В рамках консультаций обсуждено взаимодействие верхней палаты парламента с МИД России по широкому кругу вопросов.
По результатам проведенного обсуждения Комитетом было принято решение: рекомендовать Совету Федерации признать консультации состоявшимися.
Работа Комитета в отчетный период осуществлялась на основе Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года (далее – Послание Президента Российской Федерации), планов мероприятий Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии 2024 года (далее – план мероприятий Совета Федерации), Плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2024 год.
За отчетный период Комитетом было проведено более 20 «круглых столов» и совещаний в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации (утвержден решением Совета палаты от 5 марта 2024 года) и планами мероприятий Совета Федерации на 2024 год по основным направлениям деятельности, среди них:
1. 23 января состоялся «круглый стол» на тему «Роль России в мировом гуманитарном пространстве. Сохранение и продвижение культурного и духовного наследия» в рамках проведения в Совете Федерации XII Рождественских парламентских встреч. В ходе «круглого стола» выступили религиозные и общественные деятели, эксперты. Обсуждены актуальные вызовы и задачи по сохранению и продвижению культурного и духовного наследия, усиление значимости нашей страны в мировом гуманитарном пространстве, содействие сохранению за рубежом исторической правды и памяти о роли России в мировой истории, противодействие кампании русофобии, проводимой недружественными странами. Поддержка и продвижение духовной культуры и традиционных ценностей, русского языка являются ключевыми элементами гуманитарной политики России за рубежом и способствуют формированию положительного отношения к нашей стране в мире. Важное значение имеет содействие в развитии международных связей религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для России религиям, защита от дискриминации за рубежом Русской православной церкви, в том числе в интересах обеспечения единства православия.
2. 13 февраля Комитетом проведен «круглый стол» на тему «Противодействие властей США развитию диалога на уровне гражданского общества России и США: можно ли это изменить?».
В ходе дискуссии участники «круглого стола» высказались по проблемам преследования властями США российских неправительственных организаций и граждан, обсудили возможные механизмы противодействия агрессивной политике США в отношении российского гражданского общества и оказания ему защиты и поддержки.
3. 28 февраля состоялся «круглый стол» на тему «Идеология „украинства“ как основа проекта формирования „анти-России“.
Были обсуждены истоки политической идеологии «украинства» и механизмы развития украинского национализма в конце 20 – начале 21 веков, а также практические меры в законодательной, внешнеполитической, научной и медийной сферах по противодействию этой идеологии.
4. 4 апреля прошел «круглый стол» на тему «Русофобия и идеология национального превосходства и исключительности как фундаментальная причина гибридной войны Запада против России».
Участники «круглого стола» обсудили генезис русофобии как исторического явления, а также формирование, состояние и возможную эволюцию идеологии национального превосходства и исключительности как фундаментальной причины гибридной войны коллективного Запада против России. Отметили, что современная русофобия, в своих радикальных проявлениях граничащая с нескрываемой ненавистью ко всему русскому и стремлением к его тотальной «отмене», стала технологией борьбы за «стратегическое поражение» России.
Подчеркнуто, что структурная перестройка мировой экономики и ее перевод на новую технологическую основу, рост национального самосознания в странах мирового большинства и другие объективные факторы ускоряют перераспределение сил в пользу новых центров экономического роста и геополитического влияния, способствуя демократизации международных отношений, размыванию претензий коллективного Запада на национальную исключительность.
5. 22 апреля совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проведен «круглый стол» на тему «Вопросы противодействия правовой агрессии со стороны США и стран Запада».
Сенаторы Российской Федерации и эксперты обсудили вопросы противодействия в правовой сфере агрессивным действиям коллективного Запада в отношении России, уделив внимание практическим решениям. Также затронута тема кадрового обеспечения защиты национальных интересов и тому, каким образом можно смягчить влияние антироссийских санкций на российскую правовую систему и экономику, как защитить отечественных экспортеров.
6. 28 мая Комитет совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре провел «круглый стол» на тему «Понятие „агрессия“ в международном праве и российских доктринальных документах». Это мероприятие продолжило серию дискуссий по тематике противостояния агрессивной политике Запада.
Были обсуждены вопросы целесообразности совершенствования понятия «агрессия» в международном праве, законодательстве Российской Федерации и российских доктринальных документах, концептуальные основания для квалификации правовой агрессии, системные меры Российской Федерации по противодействию агрессии стран коллективного Запада и другие связанные вопросы.
7. 4 июня состоялся «круглый стол» «Формирование нового контура равной и неделимой безопасности в Евразии. Роль Российской Федерации как гаранта миропорядка». Участники мероприятия констатировали, что потребность в новой модели безопасности в Евразии связана с усугубляющимся кризисом вокруг евроатлантических структур. Политизация существующих международных институтов в пользу интересов западных государств привела к деградации стратегической стабильности и режима контроля над вооружениями, стала причиной роста случаев систематического вмешательства стран Запада во внутренние дела суверенных государств. Основой евразийской архитектуры должен быть принцип общей, равной и неделимой безопасности, которому необходимо придать единообразное толкование и закрепление в учредительных юридически обязательных документах, а также развить принцип суверенного равенства государств.
8. 21 июня состоялся «круглый стол» на тему «Роль Российской Федерации в развитии международных транспортных коридоров в современных международных условиях».
Эксперты обсудили широкий круг вопросов, включая международные аспекты транспортного сообщения. Особое внимание было уделено развитию международного транспортного коридора «Север-Юг».
9. 1 июля Комитет провел «круглый стол» на тему «Роль России в процессе деколонизации и противодействии западному неоколониализму».
Отмечено, что коллективный Запад предпринимает попытки навязать мировому сообществу «порядок, основанный на правилах», то есть неоколониальную модель международных отношений, в рамках которой все решения должны приниматься в Вашингтоне.
Обсуждены возможные меры, которые Россия может предпринять в деле завершения процесса деколонизации, в том числе предоставления суверенитета несамоуправляющимся территориям, общие подходы по противодействию такому многоплановому явлению, как западный неоколониализм, возможные инструменты по закреплению лидирующих позиций России в деле борьбы с неоколониализмом.
10. 29 июля был проведен «круглый стол» на тему «Расширение многопланового сотрудничества между Российской Федерацией и государствами мирового большинства в сложившихся международных условиях. Партнерство ЕАЭС, БРИКС и ШОС».
Ярким примером многополярной дипломатии служит деятельность таких многосторонних объединений как ШОС и БРИКС, в рамках которых реализуются принципы равноправного сотрудничества, продвигается конструктивная повестка и действует принцип консенсуса, а не блоковой дисциплины. Эти объединения выступают против вмешательств во внутренние дела суверенных государств, применения двойных стандартов и незаконных односторонних ограничений. Наладить связи с этими объединениями стремятся все больше государство мира. В свете присоединения к БРИКС и ШОС новых членов ключевым приоритетом на данном этапе является обеспечение гармоничной, осмысленной интеграции новых участников в архитектуру нового партнерства.
Участники мероприятия особо подчеркнули, что евразийская система безопасности должна быть открытой к присоединению всех государств, расположенных на континенте, включая как Азию, так и Европу, и настроенных на отказ от конфронтационной политики, следование принципу неделимости безопасности и на прагматичное взаимоуважительное сотрудничество, предполагающее согласование баланса интересов по всем вопросам. При этом Россия, будучи евразийской державой с многовековой историей, традиционно выполняет роль гаранта стабильности и безопасности в регионе, отстаивая принципы многополярного миропорядка.
11. 24 сентября Комитет провел совещание «Укрепление позиций Российской Федерации в мировом информационном пространстве. Формирование объективного восприятия России за рубежом».
Были обсуждены вопросы эффективного доведения российской точки зрения на важнейшие события в стране и за рубежом до мировой общественности и противодействия русофобии через средства массовой информации, социальные сети, механизмы публичной дипломатии; роль неправительственных организаций в продвижении объективного восприятия России и ее политики; проблемы формирования образа России и ее истории в современных образовательных программах школ государств – участников СНГ.
12. 24–25 октября состоялось выездное заседание Комитета «Практические вопросы соблюдения Конвенции ООН по морскому праву» в Мурманской области. В заседании, помимо членов Комитета, приняли участие сенаторы Российской Федерации Д.В.Гусев, Е.В.Дягилева, С.Г.Митин, Т.А.Сахарова, А.А.Хапочкин, А.И.Широков; представители министерств и ведомств, руководство ГК «Росатом», профильные эксперты.
В рамках выездного заседания Комитета (24 октября) были обсуждены следующие вопросы:
— обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в Арктике в условиях вступления Швеции и Финляндии в НАТО и активизации военного освоения Арктики странами НАТО;
— правовая оценка одностороннего расширения США своего континентального шельфа в отдельных акваториях Арктической зоны и меры по защите интересов Российской Федерации в связи с действиями США;
— проблемные вопросы регулирования морского рыболовства в Арктической зоне;
— законодательные аспекты обеспечения безопасности судоходства в Арктическом регионе и дальнейшего развития Северного морского пути.
25 октября участники заседания провели совещание с государственными контрольными органами на международном пограничном пункте пропуска «Борисоглебск» по вопросам функционирования пункта пропуска, а также посетили ряд промышленных и инфраструктурных объектов в Мурманской области.
В рамках выездного заседания 25 октября председатель Комитета Г.Б.Карасин провел встречу с руководством и студентами Мурманского арктического университета.
13. 5 ноября состоялся «круглый стол» на тему «О корректировке внешнеполитического курса в отношении Европейского союза исходя из национальных интересов Российской Федерации».
Были обсуждены отношения Российской Федерации и Европейского союза, вызовы и угрозы безопасности Российской Федерации в связи с тенденцией преобразования ЕС в военно-политический блок, повышение эффективности защиты интересов России, возможности противодействия попыткам США и НАТО разжечь новые конфликты в Европе. Также речь шла о стратегии взаимодействия с государствами постсоветского пространства, которые Запад пытается втянуть сферу своего политического и военного влияния.
14. 18 ноября проведено совещание «Возможные пути преодоления последствий западных санкций в финансово-экономической сфере», в ходе которого были обсуждены вопросы введения властями США и других стран Запада антироссийских финансово-экономических рестрикций и попытки их распространения в отношении дружественных России государств, с которыми российские компании осуществляют свою внешнеэкономическую деятельность. Проведен анализ работы различных ведомств и организаций по преодолению экономических и финансовых ограничений, состояние и перспективы диалога по данной проблематике с дружественными странами.
15. 21 ноября Комитет провел в Санкт-Петербурге выездное совещание на тему «О дальнейшем развитии института международного наблюдения за выборами и референдумами: роль Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ». Мероприятие состоялось в рамках Международной конференции МПА СНГ «Наблюдение за выборами и референдумами: прошлое, настоящее и будущее». Были обсуждены следующие вопросы:
— дальнейшие практические меры по реализации постановлений Совета Федерации от 15 декабря 2021 года № 549-СФ и от 22 декабря 2023 года № 809-СФ в части продвижения в ближнем и дальнем зарубежье возможностей Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ) по обеспечению непредвзятого электорального мониторинга и в качестве альтернативы «западоцентричным» мониторинговым механизмам;
— распространение утвердившихся на пространстве Содружества стандартов демократических выборов и меры по присоединению иностранных государств к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года;
— расширение практики электорального мониторинга с участием МИМРД МПА СНГ, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации в заинтересованных государствах глобального большинства как важный элемент предотвращения вмешательства в их внутренние дела.
16. 25 ноября состоялось совещание «О ситуации в регионе Сахель, Западной и Центральной Африке», в рамках которого рассмотрена ситуация в Сахеле, а также Западной и Центральной Африке, противодействие неоколониальной политике коллективного Запада и возможности поддержки антиколониального движения в упомянутых регионах, новые подходы к укреплению сотрудничества и торгово-экономического взаимодействия Российской Федерации с африканскими государствами и их объединениями, в частности, с Конфедерацией государств Сахеля.
17. 16 декабря проведен «круглый стол» на тему «Возрастающая стратегическая роль государств Центральной Азии на пространстве Большой Евразии». Обсуждались вопросы важности партнерства России и Центральной Азии в сфере военно-политических, торгово-экономических и гуманитарных отношений.
В период с 21 июня по 4 июля 2024 года под руководством заместителя Председателя Совета Федерации К.И.Косачева был реализован третий культурно-образовательный проект «Поезд памяти». В год председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в нем приняли участие 200 старшеклассников в возрасте 15–17 лет из всех без исключения стран объединения (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан).
Школьники из Азербайджана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана впервые были делегированы своими странами для участия в проекте. В маршрут «Поезда памяти» были включены Санкт-Петербург (в год 80-летия снятия блокады Ленинграда), Петрозаводск (юбилей освобождения Карелии). Наиболее важным событием для школьников стало посещение Парада в честь 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков (3 июля 2024 года, город Минск).
От Комитета в проекте принимали участие Е.В.Афанасьева и А.А.Карелин.
В рамках «времени эксперта» на 575-м заседании Совета Федерации выступил директор Института Китая и современной Азии Российской академии наук К.В.Бабаев (25 сентября). В своем выступлении эксперт осветил вопросы успешного развития экономического сотрудничества России с Китаем, Индией, государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, арабскими странами; необходимости построения новой финансовой инфраструктуры и выстраивания новых логистических коридоров по линии «восток-запад», «север-юг». Отмечена важная роль межпарламентских связей – как двусторонних, так и многосторонних – с партнерами России в СНГ, ШОС, БРИКС.
На постоянной основе проводилась работа Комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации (далее – Комиссия).
5 марта заместитель председателя Комитета, председатель Комиссии А.А.Климов провел совещание, в ходе которого обсуждены методы противодействия попыткам вмешательства извне в ход избирательной кампании Президента Российской Федерации, а также вопросы, касающиеся международного наблюдения за выборами как механизма защиты от вмешательства во внутренние дела государства.
18 апреля А.А.Климов провел заседание Комиссии. Обсуждалось продвижение за рубежом принятого 3 апреля 2024 г. Обращения Совета Федерации к ООН, международным парламентским организациям и парламентам иностранных государств в связи с попытками внешнего вмешательства в подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, состоявшихся 15–17 марта т. г. В рамках заседания Комиссии также обсуждались подходы к рассмотрению духовно-нравственных аспектов обеспечения российского государственного суверенитета.
28 ноября состоялся «круглый стол» Комиссии на тему «Вопросы международного наблюдения за выборами с точки зрения обеспечения государственного суверенитета».
В течение года А.А.Климовым был проведены несколько пресс-конференций и брифингов для СМИ, в ходе которых существенное внимание уделялось мониторингу попыток вмешательства извне в избирательную кампанию Президента Российской Федерации.
Большая работа была проведена Комитетом и аппаратом Комитета с индивидуальными международными наблюдателями, участвующими в мониторинге выборов Президента Российской Федерации. Организовано и проведено 11 встреч наблюдателей с членами Комитета, индивидуальные наблюдатели в сопровождении членов Комитета и сотрудников аппарата Комитета посетили 44 избирательных участка.
В соответствии с Планом мероприятий председательства Российской Федерации в БРИКС в 2024 году аппарат Комитета организовал 11–12 апреля проведение в Москве встречи председателей комитетов по международным делам парламентов (палат парламентов) стран БРИКС. Во встрече приняли участие представители профильных комитетов парламентов Бразилии, Индии, Китая, Южно-Африканской Республики, Египта, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Эфиопии.
В ходе заседания были обсуждены предложения по повестке X Парламентского форума БРИКС, его программе и формату проведения. Состоялся обмен мнениями о роли БРИКС в мировых делах, об укреплении межпарламентского сотрудничества в рамках БРИКС.
Участников встречи приняли Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко и Председатель Государственной Думы В.В.Володин.
Комитет принял участие в организации 11–12 июля в Санкт-Петербурге Х Парламентского форума БРИКС на тему «Роль парламентов в укреплении многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
В состав официальной делегации Совета Федерации во главе с Председателем Совета Федерации В.И.Матвиенко вошли заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев, председатель Комитета Г.Б.Карасин и первый заместитель председателя Комитета С.И. Кисляк. В работе Форума от Комитета также участвовали А.И.Денисов, Ф.М.Мухаметшин, Е.В.Афанасьева.
В Форуме приняли участие руководители и представители парламентов (палат парламентов) БРИКС: Бразилии, Египта, Индии, Ирана, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Эфиопии, ЮАР, а также государств – участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана.
В первый день Форума состоялось пленарное заседание в узком формате на тему «Парламентское измерение БРИКС: перспективы укрепления межпарламентского взаимодействия» и пленарное заседание в расширенном формате «Роль парламентов в повышении эффективности системы международных отношений и обеспечении ее демократизации».
Во второй день состоялись пленарные заседания в расширенном формате по темам: «Роль парламентов в противодействии фрагментации многосторонней торговой системы и преодолении угроз, связанных с последствиями глобальных кризисов» и «Межпарламентское сотрудничество в гуманитарной и культурной сферах».
В ходе Форума подписан Протокол к Меморандуму о взаимопонимании о Парламентском форуме БРИКС, а также принята Совместная декларация X Парламентского форума БРИКС.
Комитетом проводилась работа по исполнению Плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2024 год.
Сенаторы Российской Федерации продолжают активно развивать межпарламентский диалог в двустороннем формате и на площадках международных парламентских организаций, в том числе в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (МПА СНГ), Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ), Межпарламентского союза (МПС) и других.
1. Мероприятия по линии МПА СНГ.
18–19 апреля сенаторы Российской Федерации приняли участие в заседаниях постоянных комиссий Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ). Заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев на заседании Постоянной комиссии по политическим вопросам и международному сотрудничеству проинформировал о приоритетах российского председательства в БРИКС и выступил по вопросу о координации позиций парламентов государств – участников МПА СНГ в связи с недружественными резолюциями Европейского парламента.
8 мая председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, член Постоянной комиссии МПА СНГ по политическим вопросам и международному сотрудничеству Г.Б.Карасин принял участие в работе Пятого Координационного совещания парламентских ассамблей по борьбе с терроризмом в формате видеоконференцсвязи.
12 июля состоялось заседание Совета МПА СНГ. Совет обсудил итоги участия международных наблюдателей от МПА СНГ в мониторинге выборов в странах Содружества. Заместитель Председателя Совета Федерации, координатор группы наблюдателей от МПА СНГ К.И.Косачев проинформировал о наблюдении за выборами в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Участники заседания поддержали Заявление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств о ситуации в секторе Газа Государства Палестина. Документ представил председатель Комитета, член Постоянной комиссии МПА СНГ по политическим вопросам и международному сотрудничеству Г.Б.Карасин.
На заседании принято Положение о статусе наблюдателя при Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств. Совет также обсудил деятельность Постоянных комиссий МПА СНГ и подготовку к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
21 ноября заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев, председатель Комитета Г.Б.Карасин и первый заместитель председателя Комитета В.М.Джабаров приняли участие в работе Постоянной комиссии МПА СНГ по политическим вопросам и международному сотрудничеству. В ходе заседания К.И.Косачев представил российскую позицию при обсуждении вопроса предоставления статуса наблюдателя при МПА СНГ и проект Обращения Совета МПА СНГ в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, а также проинформировал об итогах 149-й Ассамблеи Межпарламентского союза.
2. Деятельность в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России.
25 октября заместитель председателя Комитета Е.В.Афанасьева провела в Калининграде заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению. На заседании были рассмотрены вопросы улучшения демографической ситуации в регионах России и областях Республики Беларусь на примере Калининградской области, исполнение бюджета Союзного государства за 2024 год и формирование бюджета на 2025 год и другие вопросы.
20 ноября член Комитета Н.Ю.Никонорова приняла участие в заседании Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, информационным технологиям и связи. Была обсуждена реализация Постановления Высшего Государственного Совета Союзного государства о создании Медиакомпании Союзного государства, рассмотрен проект Плана мероприятий Союзного государства по празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
5–7 декабря заместитель Председателя Комитета Е.В.Афанасьева принимала участие в работе Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду, социальной политике и здравоохранению в Минске.
16 декабря заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев и член Комитета А.А.Карелин в составе делегации Совета Федерации приняли участие в конференции «Союзное государство: интеграция, развитие, доверие», приуроченной к 25-летию подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства».
3. Мероприятия по линии ПА ОДКБ.
7 февраля заместитель председателя Комитета Б.Б.Жамсуев принял участие в третьем совещании председателей комитетов (комиссий) парламентов государств – членов Организации договора о коллективной безопасности по вопросам международных отношений, обороны и безопасности. Обсуждены основные тенденции развития военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь в контексте ее влияния на состояние национальной безопасности, а также парламентское измерение реализации приоритета председательства Республики Казахстан в ОДКБ по сотрудничеству с заинтересованными странами и международными организациями, действующими в сфере безопасности.
4. Мероприятия по линии МПС.
23–27 марта состоялась 148-й Ассамблея Межпарламентского союза на тему «Парламентская дипломатия: наведение мостов во имя мира и взаимопонимания» (г. Женева, Швейцария). Российскую парламентскую делегацию возглавил заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев.
25 марта К.И.Косачев принял участие в совещании руководителей парламентских делегаций стран БРИКС в расширенном составе на полях 148-й Ассамблеи Межпарламентского союза.
Также «на полях» Ассамблеи К.И.Косачев провел ряд двусторонних встреч. Состоялись беседы с заместителем Председателя Национального совета провинций Парламента Южно-Африканской Республики Сильвией Лукас и руководителем группы дружбы между Советом Федерации, и Сенатом Конгресса Республики Филиппины Акилино Пиментелем III. Стороны высказались за укрепление межпарламентского сотрудничества и активизацию контактов по линии профильных комитетов и групп дружбы.
14 октября заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев провел «на полях» 149-й Ассамблеи Межпарламентского союза встречу руководителей парламентских делегаций стран БРИКС.
В ходе встречи участники обсудили возможность создания новой геополитической группы «БРИКС плюс» в МПС. Российская сторона представила проект Правил процедуры группы для изучения и внесения предложений.
Заместитель председателя Комитета А.А.Климов участвовал в работе Постоянного комитета МПС по вопросам демократии и прав человека, в рамках которого велась работа по согласованию текста проекта резолюции 149-й Ассамблеи МПС по теме «Влияние искусственного интеллекта на демократию, права человека и принцип верховенства права». В рамках заседания редакционного комитета по подготовке проекта резолюции по чрезвычайному пункту повестки дня А.А.Климов отстоял российские позиции в документе по теме «Ответ парламентариев на настоятельный призыв Генерального секретаря ООН вернуться к принципу многосторонних отношений во имя глобального мира, справедливости и устойчивости».
5. Мероприятия по линии ПА ОБСЕ.
16 февраля и 20 июня первый заместитель председателя Комитета В.М.Джабаров принял участие в координационной встрече руководителей парламентских делегаций государств-членов ОДКБ в Парламентской Ассамблее ОБСЕ. В ходе встречи 20 июня В.М.Джабаров проинформировал парламентариев о намерении российской делегации приостановить участие в ПА ОБСЕ, в июле было опубликовано Заявление палат Федерального Собрания Российской Федерации «О приостановке участия делегации Федерального Собрания Российской Федерации в работе Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ)».
6. Другие межпарламентские мероприятия.
21 марта председатель Комитета Г.Б.Карасин выступил с докладом на заседании постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по межпарламентскому сотрудничеству (ПАСЗР). В ходе мероприятия, которое состоялось на базе Законодательного собрания Ленинградской области, Г.Б.Карасин выступил с докладом в рамках рассмотрения вопроса «О текущем взаимодействии и приоритетных направлениях международного сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками БРИКС (в связи с российским председательством в БРИКС в 2024 году)», в котором рассказал о значении всесторонней подготовки мероприятий БРИКС и проинформировал участников заседания об основных мероприятиях, которые состоятся в России в рамках ее председательства в этой организации.
24–27 апреля состоялось заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Федеральным Собранием Российской Федерации и Жогорку Кенешем Киргизской Республики (г. Бишкек, Киргизия). От Комитета приняли участие Б.Б.Жамсуев, Ф.М.Мухаметшин и Г.А.Рапота.
Обсуждались вопросы развития сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, взаимодействия в области культуры, образования, энергетики, сельского хозяйства, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Отдельно затронуты вопросы подготовки к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также взаимодействия в рамках патриотического проекта «Поезд памяти».
Членов Межпарламентской комиссии принял заместитель Торага Жогорку Кенеша Киргизской Республики Н.А.Азыгалиев. Также Ф.М.Мухаметшин провел отдельную рабочую встречу с председателем Комитета Жогорку Кенеша по международным делам, обороне, безопасности и миграции У.Б.Примовым.
С 26 по 29 мая Комитет принимал в Москве делегацию Милли Меджлиса Азербайджанской Республики во главе с председателем Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по международным отношениям и межпарламентским связям С.И.Сеидовым. Состоялись двусторонние встречи, на которых обсуждались отношения между странами в культурно-гуманитарной области, в сфере консульских отношений.
10 июля состоялось 9-ое заседании Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики, в состав сенаторской части от Комитета вошли К.И.Косачев и А.И.Денисов.
21 октября делегация Федерального Собрания Российской Федерации приняла участие в работе 45-й Генеральной ассамблеи Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА), которая прошла во Вьентьяне (Лаосская Народно-Демократическая Республика). В составе сенаторской части делегации от Комитета вошел первый заместитель председателя Комитета А.И.Денисов.
11 ноября делегация Федерального Собрания Российской Федерации во главе с заместителем Председателя Совета Федерации К.И.Косачевым приняла участие в X Саммите председателей парламентов государств «Группы двадцати» в Бразилиа. В состав делегации также вошел первый заместитель председателя Комитета А.И.Денисов.
Российская парламентская делегация имела возможности изложить российские подходы по важнейшим международным проблемам, включая достижение Целей устойчивого развития, реформу ООН и других многосторонних институтов. По итогам саммита было объявлено о принятии совместного заявления.
К.И.Косачев выступил с развернутой позицией по следующим темам повестки: «Парламенты в формировании глобального управления, адаптированного к вызовам XXI века» и «Роль парламентов в содействии устойчивому развитию».
«На полях» саммита «Р20» были проведены двусторонние встречи с Председателем Федерального Сената Национального конгресса Бразилии Р.Пашеко, его первым заместителем В.В. ду Регу, координатором группы по взаимодействию со странами БРИКС, членом бразильской группы в МПС Н.Традом.
13 ноября в Минске состоялось совместное заседание Комитета и Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, в котором с российской стороны приняли участие председатель Комитета Г.Б.Карасин, заместитель председателя Комитета Б.Б.Жамсуев и члены Комитета А.А.Карелин и В.М.Кресс.
В рамках совместного заседания были обсуждены итоги второй Минской конференций по евразийской безопасности и вопросы сохранения исторической памяти, борьбы с фальсификацией истории и патриотического воспитания молодежи, а также подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
По итогам совместного заседания достигнута договоренность о дальнейшем углублении координации действий в рамках межпарламентских структур. Подчеркнута необходимость наращивания динамики межпарламентского сотрудничества со странами Глобального Юга (Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Карибского бассейна) и региональными интеграционными объединениями. Отмечена востребованность развития с ними связей по линии Союзного государства, СНГ, ЕАЭС и ОДКБ.
Участники заседания отметили важность комплексного взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам региональной безопасности с прицелом на формирование на пространстве Евразии устойчивой системы равной и неделимой безопасности, а также подтвердили готовность к укреплению парламентского измерения российско-белорусского межгосударственного сотрудничества в этой сфере.
В период с 28 ноября по 1 декабря состоялся рабочий визит делегации Комитета в Республику Сербию во главе с председателем Комитета Г.Б.Карасиным по приглашению заместителя Председателя Народной скупщины Сербии, председателя Комитета по внешней политике Марины Рагуш. В состав делегации вошли заместитель председателя Комитета Е.В.Афанасьева, заместитель председателя Комитета Б.Б.Жамсуев и член Комитета А.В.Кондратьев.
В ходе рабочего визита 29 ноября с. г. состоялось совместное заседание с членами Комитета по внешней политике Народной скупщины Сербии и встреча с активом группы дружбы с Россией в Народной скупщине Сербии.
Повышенное внимание в ходе бесед было уделено кризису на Украине. Сенаторы Российской Федерации подробно рассказали о ходе проведения специальной военной операции, об оптимальных путях урегулирования кризиса. Отдельно остановились на инициативе Президента России, касающейся формирования евразийской безопасности, а также информировали о нашей государственной политике в области ядерного сдерживания.
В центре внимания встреч была тема противодействия фальсификации истории. Выразили благодарность сербской стороне за подключение в текущем году к числу соавторов нашего традиционного проекта резолюции ГА ООН по борьбе с героизацией нацизма. В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне призвали сербских коллег проводить системную работу по противодействию фальсификации истории, попыткам «героизации» фашизма, участвовать в совместных мероприятиях.
С 1 по 4 декабря Комитет принимал в Москве делегацию Комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша Киргизской Республики во главе с председателем Комитета Жогорку Кенеша Киргизской Республики по международным делам, обороне, безопасности и миграции У.Б.Примовым.
Проведено совместное заседание Комитета Совета Федерации по международным делам, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Жогорку Кенеша Киргизской Республики по международным делам, обороне, безопасности и миграции. В ходе мероприятий обсуждались вопросы обеспечения безопасности в Центральной Азии и сотрудничество в сфере миграции.
Также в рамках визита была проведена встреча заместителя Председателя Совета Федерации К.И.Косачева с председателем Комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша Киргизской Республики У.Б.Примовым.
Международные мероприятия 2024 года, в которых члены Комитета принимали активное участие:
1. 7–11 апреля состоялась III Евразийская встреча российских соотечественниц (Нью-Дели, Индия), в которой приняла участие член Комитета Совета Федерации по международным делам Е.В.Афанасьева. Е.В.Афанасьева выступила в ходе пленарной дискуссии на тему «Исконные ценности российского народа и современный мир», где отметила важность сохранения традиционных семейных ценностей в контексте объявленного в России в 2024 году Года Семьи, рассказала о принятых в России законодательных мерах по защите, сбережению и укреплению традиционных ценностей, в частности, о внесенных в Конституцию Российской Федерации поправках, направленных на защиту традиционной семьи, материнства и детства, поддержку русского языка и сохранению этнокультурного и языкового многообразия, сохранению исторической памяти, наследия многонационального народа России.
2. 14–19 мая состоялся XV Международный экономический форум «Россия – Исламский мир: KAZANFORUM» (далее – Форум).
Заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев принял участие в заседании Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» на тему «Справедливое многополярное мироустройство и безопасное развитие». Модератором мероприятия выступил заместитель председателя Комитета Ф.М.Мухаметшин. В работе также участвовал председатель Комитета Г.Б.Карасин, руководители и представители федеральных и региональных органов государственной власти.
К.И.Косачев отметил, что идея общности и мирного проживания в России почти 200 этносов и национальностей реализована в модели государства-цивилизации, закрепленной в утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции внешней политики России.
Председатель Комитета Г.Б.Карасин выступил на пленарной сессии Форума молодых дипломатов стран Организации исламского сотрудничества (ОИС) на тему «Гуманитарная дипломатия и дипломатия новых сфер».
3. 26–28 июня в Витебске, Полоцке и Новополоцке состоялся XI Форум регионов Беларуси и России. Председатель Комитета Г.Б.Карасин выступил модератором секционного заседания «Сотрудничество Беларуси и России в инновационной сфере в международном контексте», от белорусской стороны модератором секции был председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности С.М.Сивец.
С докладом об инновационном сотрудничестве Самарской области с Белоруссией выступил заместитель председателя Комитета, представитель от исполнительного органа государственной власти региона Ф.М.Мухаметшин.
Участники секционного заседания обсудили вопросы взаимодействия в инновационной сфере в контексте формирования Большого Евразийского партнерства, текущее состояние международного инновационного сотрудничества России и Беларуси, проблемы, возникающие в сфере международного сотрудничества в области инноваций. Речь также шла о возможностях развития сотрудничества со странами ШОС, БРИКС и АСЕАН и с конструктивно настроенными государствами и региональными объединениями, прежде всего Азии, Африки и Латинской Америки.
4. 19 сентября член Комитета Н.Ю.Никонорова приняла участие в IX Юридическом форуме стран БРИКС. В ходе мероприятия было зачитано приветственное слово Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко.
Н.Ю.Никонорова в своем выступлении отметила важность обсуждения на межгосударственном уровне вопросов, связанных с дальнейшим развитием «юридической дипломатии», которая является важной составляющей построения нового справедливого миропорядка.
5. С 18 по 20 сентября в Санкт-Петербурге состоялся IV Евразийский женский форум, который был организован Советом Федерации и МПА СНГ. Форум стал поистине глобальным масштабным мероприятием, собрал представителей из 126 государств и 21 международной организации (на первом Форуме, который состоялся в 2015 году, участвовали представители из 80 стран).
Ключевыми событиями Форума стали пленарное заседание с участием Президента Российской Федерации В.В.Путина, заседание «Женской двадцатки» и первый в истории Женский форум БРИКС.
Подготовленный Итоговый документ Форума направлен в ООН, главам государств и правительств, руководителям крупнейших международных организаций, участникам XVI Саммита БРИКС в Казани. Редакционный комитет по подготовке итогового документа возглавлял заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев.
6. 20 сентября в рамках IV Евразийского женского форума Комитетом Совета Федерации по международным делам проведена секция «Дипломатия и геополитика 21-го века: взгляд женщин на решение глобальных задач (диалог женщин-дипломатов и политологов)», модератором которой выступила член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи М.Е.Ким. Участниками секции стали: заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев, председатель Комитета Г.Б.Карасин и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Л.Н.Глебова; Министр иностранных дел Корейской Народно-Демократической Республики Цой Сон Хи; Чрезвычайный и Полномочный Посол Многонационального Государства Боливия в Российской Федерации М.Л.Рамос Урсагасте; Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Российской Федерации С.Гальперин; депутат Народной палаты Федерального Парламента Федеративной Республики Сомали, руководитель межпарламентской группы дружбы «Россия – Сомали», бывший Министр иностранных дел и международного сотрудничества Федеративной Республики Сомали Ф.Ю.Хаджи Адам; директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации М.В.Захарова; заместитель директора Департамента по многостороннему сотрудничеству и культурным связям МИД России, ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Т.Е.Довгаленко.
Участники секции отметили, что на фоне роста значения дипломатии и геополитики в современном мире женщины играют все более заметную и уверенную роль, занимая различные должности во внешнеполитических ведомствах своих стран.
7. 20 сентября «на полях» IV Евразийского женского форума член Комитета Е.В.Афанасьева провела третье заседание Ассамблеи Всемирной федерации русскоговорящих женщин.
Особое внимание в ходе мероприятия было уделено противодействию случаям нарушения прав и законных интересов русскоговорящих женщин в странах мира, привлечению внимания международных и национальных правозащитных структур.
В рамках ЕЖФ Е.В.Афанасьева также провела диалог по теме «Права человека в глобальном мире».
8. 19 сентября член Комитета А.И.Отке приняла участие в секции IV Евразийского женского форума, посвященной женщинам в развитии традиций и культуры коренных народов и рассказала о поддержке представительниц коренных народов в России.
9. 24–30 сентября председатель Комитета Г.Б.Карасин в составе российской делегации принял участие в работе 79-й Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Делегацию Российской Федерации возглавил Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.
Проведено большое количество двусторонних встреч, в том числе беседа с генеральным секретарем ООН А.Гутерришем.
10. 10 октября состоялся «круглый стол» на тему «Региональная безопасность в Центральной Азии в контексте глобальной геополитической обстановки». Мероприятие прошло в Душанбе «на полях» VIII Межпарламентского форума «Россия — Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества».
Мероприятие провели председатель Комитета Г.Б.Карасин и заместитель Министра иностранных дел Республики Таджикистан И.Содик.
Участники обсудили совместные подходы к обеспечению безопасности в Центральной Азии, перспективы взаимодействия в деле борьбы с новыми вызовами и угрозами в регионе. Внимание было уделено межрегиональному сотрудничеству Таджикистана и России в контексте новых способов реагирования на современные угрозы, в том числе терроризма, экстремизма, наркотрафика и киберпреступности.
11. 30 октября председатель Комитета Г.Б.Карасин и члены Комитета приняли участие в работе VIII Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом, «Вместе с Россией». Г.Б.Карасин выступил в ходе пленарной дискуссии на тему «Вопросы сбережения традиционных и семейных ценностей», подчеркнув, что соотечественники за рубежом являются проводниками русского языка и русской культуры, обладают возможностью, опираясь на тысячелетнюю историю, знакомить мир с нашим культурным наследием, с тем вкладом, который внесла Россия в развитие человечества.
На заключительном пленарном заседании Конгресса 31 октября выступила заместитель председателя Комитета Е.В. Афанасьева.
12. 5 декабря первый заместитель председателя Комитета С.И.Кисляк провел встречу с латиноамериканской делегацией Молодежного форума Россия – Латинская Америка Hablemos con Rusia (»Поговорим с Россией»). В ходе беседы обсуждалось взаимодействие России со странами Латинской Америки в сфере политики и экономики, отношения в рамках БРИКС.
В период 2024 года Комитетом было проведено более 60 встреч с членами зарубежных парламентов и международных парламентских организаций, влиятельными политиками, послами иностранных государств.
В работе Комитета традиционно важное место занимает наблюдение за электоральными процессами.
5–8 февраля делегация Совета Федерации во главе с Председателем Комитета Г.Б.Карасиным приняла участие в работе миссии по наблюдению за внеочередными выборами Президента Азербайджанской Республики в составе миссий международных наблюдателей (Баку).
23–26 февраля делегация Совета Федерации во главе с заместителем Председателя Совета Федерации К.И.Косачевым приняла участие в наблюдении за выборами в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь в составе миссий международных наблюдателей (Минск).
На постоянной основе осуществлялась работа по формированию и актуализации составов групп по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами иностранных государств.
В течение года проводилась системная работа по формированию делегаций Совета Федерации в международных парламентских организациях и двусторонних межпарламентских комиссиях, рассмотрению вопросов о направлении за рубеж делегаций Совета Федерации и приема в Совете Федерации делегаций парламентов иностранных государств и международных парламентских организаций.
9 декабря Комитет на своем заседании рассмотрел проект плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2025 год, который 10 декабря был утвержден Советом палаты.
Комитетом совместно с Управлением международных связей Аппарата Совета Федерации были разработаны и утверждены следующие документы:
— Меморандум о взаимопонимании между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственным Советом Султаната Оман по вопросам укрепления межпарламентского сотрудничества,
— Меморандум о взаимопонимании между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом Исламской Республики Пакистан.
Комитетом в 2024 году было организовано проведение двух выставок:
С 1 по 18 апреля в Совете Федерации прошла выставка современной живописи латиноамериканских и российских художников «Россия – Латинская Америка. Свобода в творчестве». На выставке были представлены 60 работ десяти мастеров из Кубы, Боливии, Венесуэлы и России.
С 5 по 19 августа в Посольстве России в Республике Куба при поддержке Комитета прошла выставка работ участников всероссийского художественного конкурса «Жизнь, деленная на граммы».
В адрес Комитета в 2024 году поступило более 150 обращений граждан, которые были рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан в Совете Федерации Федерального Собрания, утвержденной распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2022 года № 23рп-СФ. Основные темы обращений – разъяснение положений законов, мнения о позиции Совета Федерации по вопросам международной повестки дня, содействие в приеме в гражданство России, организация мероприятий и выставок в Совете Федерации и т. д. На большую часть из них Комитетом был направлен официальный ответ заявителю, по остальным обращениям направлены запросы в соответствующие органы государственной власти, проведена совместная работа с другими комитетами Совета Федерации, оказана адресная помощь и т. п.
25 октября членом Комитета А.В.Никитиным был проведен очный прием граждан.
В 2024 году члены Комитета активно выступали в средствах массовой информации и на медийных ресурсах Совета Федерации. В российских и зарубежных СМИ вышло более 53 тысяч публикаций с упоминанием сенаторов Российской Федерации, членами Комитета было проведено 699 интервью и брифингов в СМИ. На официальном Интернет-сайте палаты опубликовано 630 новостей, посвященных деятельности членов Комитета. На телеканале «Вместе РФ» вышло 513 сюжетов и комментариев с участием членов Комитета, на портале «СенатИнформ» опубликовано 1010 материалов, в «Парламентской газете» – 1627 статей. В телеграм-каналах сенаторов-членов Комитета, имеющих более 22831 подписчика, было размещено более 4600 публикаций.
28 августа заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев провел встречу с иностранными журналистами-участниками проекта Россотрудничества «ИнтерНовости». 29 октября с участниками медиашколы «ИнтерНовости» встретился Председатель Комитета Г.Б.Карасин. Во встрече участвовало более тридцати молодых журналистов и блогеров из Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Монголии, Узбекистана и Таджикистана.
4 декабря Председатель Комитета Г.Б.Карасин провел встречу с иностранными журналистами, участниками программы Международного конкурса информационных проектов для зарубежных СМИ «Честный взгляд». Участие во встрече приняли журналисты из Азербайджана, Армении, Беларуси, Бенина, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Узбекистана, Таджикистана и Южной Осетии. В ходе встречи обсуждались вопросы региональной и международной безопасности, российской политики и позиции страны на международной арене.
Итоги работы за 2024 год показывают, что, несмотря на сложную международную обстановку и попытки западных стран изолировать Российскую Федерацию от участия в мировых процессах путем санкционных ограничений, Комитету удалось продолжить работу по продвижению и отстаиванию интересов Российской Федерации за рубежом, способствовать усилиям российской дипломатии по расширению и упрочению поддержки России со стороны дружественных иностранных государств.