ОТЧЕТ
Комитета Совета Федерации по международным делам
об итогах работы в 2014 году
1. Приоритетным направлением в работе Комитета Совета Федерации по международным делам в 2014 году стали вопросы законодательного обеспечения процесса формирования Евразийского экономического союза. Особую важность в этой связи имела ратификация 1 октября 2014 года Договора о Евразийском экономическом союзе», которая была осуществлена синхронно с парламентами Белоруссии и Казахстана. Этот всеобъемлющий документ заложил основу для будущего многолетнего сотрудничества дружественных стран, имеющих неразрывные культурные, исторические и экономические связи. Договор направлен, прежде всего, на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан стран-участниц и предусматривает свободу движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
Деятельность Евразийского экономического союза призвана обеспечить не только повышение конкурентоспособности и дальнейшее социально-экономическое развитие стран-участниц, но и укрепление региональной стабильности. В этой связи важным этапом развития интеграционных процессов стало присоединение 29 мая 2014 года Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе. Соответствующий Договор о присоединении был ратифицирован Советом Федерации 17 декабря 2014 года в согласованные с парламентами союзных государств сроки.
Деятельность Комитета по законодательному сопровождению евразийских интеграционных процессов включала в себя подготовку «правительственного часа» с участием первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова на тему «О роли Российской Федерации в евразийском интеграционном процессе, перспективах развития и углубления экономической интеграции».
На 350-м пленарном заседании 26 марта 2014 года Совет Федерации принял развернутое постановление по итогам «правительственного часа». Постановлением были предусмотрены рекомендации Правительству Российской Федерации о необходимости принятия мер по углублению производственной кооперации стран-участниц Союза, проведению согласованной политики в промышленности, на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве, сближению и гармонизации национальных законодательств в целях эффективного функционирования ЕАЭС.
На полях Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации членами Комитета также высказывались конкретные предложения по усилению информационной поддержки интеграционных процессов. В частности, было предложено обсудить на площадке Совета глав государств СНГ вопросы проведения согласованной информационной политики и заключения соответствующего соглашения, предусматривающего создание специальной структуры, которая могла бы осуществлять оценку существующего состояния интеграционных процессов, прогнозирование в информационной сфере, организацию пропагандистских мероприятий в поддержку евразийской интеграции.
Членами Интеграционного клуба было также поддержано предложение Комитета рекомендовать Исполкому СНГ проработать совместно с Евразийской экономической комиссией вопрос о создании специального Информационного центра СНГ. В функции такого Центра могли бы войти вопросы популяризации идей евразийской экономической интеграции, создания благоприятного имиджа стран-участниц, а также предоставления в распоряжение прессы, телевидения и радио стран СНГ соответствующей информации о развитии интеграционных процессов, о наиболее важных проектах в сфере экономики, производства, науки и образования, о производимых в Союзе товарах и инновационных разработках.
2. Важнейшим стратегическим приоритетом внешнеполитического курса России оставалось укрепление тесных дружественных связей с соседями на пространстве Содружества Независимых Государств на двусторонней основе.
В этой связи большое значение имела ратификация Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке в июне 2015 года, который был подготовлен Комитетом для рассмотрения Советом Федерации.
Среди одобренных Советом Федерации федеральных законов, подготовка к рассмотрению которых была осуществлена Комитетом, также следует особо выделить Федеральный закон «О ратификации Протокола о применении Договора о зоне свободной от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан». Принятие этого закона позволило завершить правовое оформление присоединения Узбекистана к зоне свободной торговли государств – участников СНГ.
Ратификация договоров с Казахстаном и Арменией о развитии военно-технического сотрудничества, соглашения с Арменией о сотрудничестве в области военной фельдъегерско-почтовой связи, соглашения об основных принципах управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности также позволяет повысить эффективность договорно-правовой базы сотрудничества со странами СНГ.
Важное значение имеют вопросы развития сотрудничества со странами СНГ в сфере поставок углеводородного сырья, о чем свидетельствует ратификация в 2014 году соглашений с Киргизией о поставках ей российского природного газа, с Арменией о поставках природного газа, нефтепродуктов и необработанных алмазов, с Казахстаном о поставках нефти и нефтепродуктов, с Узбекистаном по ввозу в Россию облученного ядерного топлива, которые были рассмотрены на заседании Комитета и внесены на рассмотрение Совета Федерации.
3. Комитет играл активную роль в законодательном и информационно-аналитическом обеспечении внешнеполитического курса Российской Федерации в отношении Украины, направленного на минимизацию последствий возникавших в ходе кризиса угроз, обеспечение безопасности соотечественников и содействие разрешению противоречий, приведших к вооруженному конфликту в этой стране.
По поручению Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко Комитетом была сформирована делегация Совета Федерации, которая с 26 февраля по 1 марта 2014 года посетила Автономную Республику Крым и город Севастополь. В ходе визита были проведены встречи с представителями различных общественно-политических объединений, по итогам которых выработаны рекомендации по дальнейшим шагам, направленным на урегулирование кризиса, в том числе в контексте развития ситуации в Крыму.
Негативное развитие событий на Украине, в том числе угроза силового вмешательства со стороны самопровозглашенных киевских властей в процесс самоопределения народа Крыма, предопределили принятие на внеочередном заседании Совета Федерации 1 марта 2014 года в ответ на соответствующее обращение Президента Российской Федерации Постановления об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины. Данный вопрос был предварительно рассмотрен на совместном заседании с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности.
По поручению руководства Совета Федерации Комитетом была сформирована делегация наблюдателей от Совета Федерации на общекрымском референдуме о статусе полуострова, который состоялся 16 марта 2014 года.
В соответствии с протокольным поручением Совета Федерации 3 марта 2014 года при Комитете была создана Комиссия по мониторингу ситуации на Украине. В ее состав вошли 24 члена Совета Федерации, представляющие в том числе субъекты Российской Федерации, граничащие и имеющие устойчивые связи с Украиной. В 2014 году состоялось двенадцать заседаний Комиссии, на которых с участием представителей органов государственной власти рассматривались вопросы, касающиеся состояния и развития общественно-политической ситуации на Украине, а также нарушений прав и свобод граждан в этой стране. 17 июня 2014 года на расширенном заседании Комиссии по мониторингу ситуации на Украине при Комитете по международным делам Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко предложила создать Комитет общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины, на который были возложены функции координации оказания гуманитарной помощи, поставок медикаментов, продовольствия и строительных материалов, а также приема беженцев с Украины на территории России. Работу Комитета общественной поддержки в июне-августе 2014 года возглавлял член Совета Федерации Н.И. Рыжков, с августа 2014 года председателем Комитета общественной поддержки является заместитель Председателя Совета Федерации Ю.Л.Воробьев.
21 марта 2014 года проведено расширенное заседание Комитета с участием членов Совета Федерации и представителей МИД России, на котором были рассмотрены Федеральные законы «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» и «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь», одобренные Советом Федерации.
1 апреля 2014 года на совместном заседании с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности был рассмотрен Федеральный закон «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». Совет Федерации единогласно одобрил указанный Федеральный закон.
В связи с начавшимися трехсторонними переговорами по нормализации обстановки и урегулированию ситуации в восточных регионах Украины 25 июня 2014 года на совместном заседании с Комитетом по обороне и безопасности и Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству было рассмотрено обращение Президента Российской Федерации об отмене постановления Совета Федерации от 1 марта 2014 года № 48-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины». Предложение Президента Российской Федерации было поддержано Советом Федерации.
В течение 2014 года по поручению руководства Совета Федерации Комитет подготовил и принял участие в подготовке заявлений и обращений Совета Федерации, в которых была отражена позиция палаты в отношении событий на Украине:
— «Заявление о ситуации на Украине» (принято 29 января),
— «Заявление в связи с необходимостью консолидации усилий по нормализации общественно-политической обстановки на Украине» (принято 5 марта),
— «Обращение к органам государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с ситуацией, сложившейся на Украине» (принято 5 марта),
— «Заявление по вопросу о санкциях Соединенных Штатов Америки и Европейского союза» (принято 21 марта),
— «Обращение к Верховной Раде Украины в связи с задержанием на Украине журналистов телеканала LifeNews» (принято 21 мая)
— «Обращение к Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в связи с репрессиями в отношении российских журналистов на Украине» (принято 25 июня).
4. В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Комитет в 2014 году продолжил рассмотрение вопросов сохранения исторической памяти о погибших защитниках Отечества, что стало особо актуальным в контексте линии на героизацию нацистских приспешников на Украине.
На расширенном заседании Комитета 16 июня 2014 года был всесторонне рассмотрен вопрос «О состоянии и статусе находящихся за рубежом воинских захоронений и мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение». В заседании Комитета приняли активное участие представители МИД России, Россотрудничества, Минкультуры России и Российского военно-исторического общества.
Также на заседаниях Комитета обсуждены федеральные законы о ратификации межправительственных соглашений с Сербией о статусе воинских мемориалов и со Словенией о воинских захоронениях.
5. Также в контексте развития ситуации на Украине на особый контроль были взяты вопросы в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества, которые по инициативе Комитета выносились на рассмотрение Комиссии Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества. 20 ноября 2014 года в Совете Федерации прошло совместное заседание указанной Комиссии и Комитета, на котором обсуждалась тема реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. В совместном заседании приняли участие главы законодательных собраний ряда субъектов Российской Федерации и представители федеральных органов исполнительной власти.
6. В целом традиционно большое внимание уделялось вопросам поддержки и защиты соотечественников, проживающих за рубежом. Члены Комитета приняли активное участие в работе региональных конференций соотечественников стран постсоветского пространства, Ближнего Востока и Северной Африки, Азии, Северной и Южной Америки.
Вопросы взаимодействия с соотечественниками также были в центре внимания участников делегации Совета Федерации, принявшей участие в торжественных мероприятиях в городе Тирасполе, посвященных 70-летию освобождения Приднестровья от немецко-фашистских захватчиков.
7. Члены Комитета участвовали в организации и проведении 16-го Конгресса Всемирной ассоциации русской прессы, который состоялся в Китае в мае 2014 года с участием представителей средств массовой информации, федеральных органов государственной власти и научно-экспертного сообщества из 43 государств (в адрес участников было направлено приветствие Президента России В.В.Путина). Состоялся содержательный и глубокий разговор о возрастающей роли и ответственности СМИ в мировой политике, необходимости непредвзято отражать происходящие события, твёрдо противостоять попыткам искажать факты в угоду геополитическим интересам отдельных стран.
8. В течение 2014 года Комитет активно занимался проблематикой облегчения визового режима для иностранных граждан – выпускников российских и советских вузов и соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии с поручением Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко для решения указанных вопросов 7 июля 2014 года была создана соответствующая рабочая группа при Комитете с участием представителей профильных органов государственной власти Российской Федерации. На заседаниях рабочей группы обсуждались пути совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере упрощения визового режима для указанных категорий иностранных граждан.
9. В числе других важных тем, рассмотренных Комитетом в 2014 году, — укрепление международно-правовой базы с зарубежными странами в области прав и свобод граждан. В этом аспекте следует выделить одобренные Советом Федерации федеральные законы о ратификации соглашения с Китаем об облегчении поездок граждан, протокола к соглашению о трудовой деятельности и взаимной защите прав граждан России и Таджикистана, договоры с Египтом и Вьетнамом о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, а также конвенции об оплачиваемых учебных отпусках, защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе и о консультациях для содействия применению международных трудовых норм. На заседании Комитета рассмотрен также Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей».
10. 25 декабря 2014 года на заседании Совета Федерации был одобрен принятый Государственной Думой Федеральный закон «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», которым предусматривается установление ограничения въезда в Россию иностранным гражданам и лицам без гражданства, нарушившим правила временного пребывания в стране. Указанный закон внесен в Государственную Думу по инициативе членов Комитета по международным делам и Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству.
11. Большое внимание в работе Комитета уделялось правовому регурованию сотрудничества с зарубежными странами в области высоких технологий, особое место среди которых занимает космическая сфера. В 2014 году Комитет на своих заседаниях рассмотрел вопросы о ратификации межправительственных соглашений о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, подписанные Россией на двусторонней основе с Казахстаном, Никарагуа, Вьетнамом и Кубой.
12. Продолжилась работа по совершенствованию международно-правовой базы сотрудничества в налоговой, финансовой и валютно-кредитной сфере. Комитет на своих заседаниях предложил Совету Федерации одобрить федеральные законы о ратификации протокола о создании общего страхового рынка стран ЕврАзЭС, конвенции о взаимной помощи по налоговым делам, протокола к соглашению о размере государственной пошлины и ее взыскании при рассмотрении хозяйственных споров, конвенции с Мальтой об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения, соглашения с Корейской Народно-Демократической Республикой об урегулировании ее долгов перед Россией по предоставленным ранее кредитам.
В связи с одобрением Федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об урегулировании задолженности Республики Куба перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным в период бывшего СССР» решен вопрос о списании долгов этого государства перед Россией.
13. В контексте предстоящего в 2015 году председательства Российской Федерации в объединении БРИКС важное значение имело проведение 25 февраля 2014 года «круглого стола» на тему «Объединение БРИКС: стратегия и перспективы развития» с участием заместителя Председателя Совета Федерации И.М.-С.Умаханова и представителей профильных федеральных министерств и ведомств.
По итогам работы «круглого стола» членами Комитета были продолжены консультации по вопросу институционализации межпарламентской формы сотрудничества со странами БРИКС, в том числе в связи с подготовкой парламентского форума в формате встречи глав высших законодательных органов стран-участниц БРИКС в Москве в июне 2015 года.
14. В плане обеспечения межпарламентской деятельности Совета Федеоации приоритетным направлением в деятельности Комитета оставалось сотрудничество со странами Содружества Независимых Государств в многосторонних и двусторонних форматах.
Члены Комитета активно участвовали в составе делегаций Совета Федерации в работе Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Парламентской ассамблеи ОДКБ и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Особое внимание в межпарламентской деятельности Комитета уделялось вопросам развития межрегионального сотрудничества. Члены Комитета принимали активное участие в подготовке и проведении Первого форума регионов Белоруссии и России, который прошел 5–6 июня 2014 года в городе Минске под руководством Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь А.Н.Рубинова. Форум был посвящен теме «Эффективное развитие агропромышленных комплексов Беларуси и России — важнейшее условие продовольственной безопасности Союзного государства».
В ходе пленарного заседания Форума были выработаны рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы для углубленного развития агропромышленных комплексов Беларуси и России в условиях создания Евразийского экономического союза, применения единых правил государственной поддержки сельского хозяйства, повышения конкурентоспособности и обеспечения импортозамещения сельскохозяйственной продукции. Достигнута договоренность о проведении Второго Форума регионов России и Беларуси в сентябре 2015 года в городе Великий Новгород.
Важное значение имело также проведение при участии Комитета совместного заседания четвертого Межпарламентского форума «Россия – Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» и третьей конференции по межрегиональному сотрудничеству России и Таджикистана.
15. В связи с ситуацией на Украине и в результате введенных санкций в отношении Российской Федерации было существенно ограничено межпарламентское взаимодействие с рядом европейских государств, заморожены парламентские контакты с Соединенными Штатами Америки, Канадой, Японией и Австралией, приостановлена работа в Парламентской ассамблее НАТО, российская делегация в ПАСЕ была лишена права голосования до конца 2014 года.
При этом также существенно осложнилась работа российских парламентских делегаций в других межпарламентских европейских организациях, в том числе в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. По поручению руководства Совета Федерации Комитетом было принято заявление, в котором решительно осуждается принятие КМРВСЕ 25 марта 2014 года заявления «О ситуации на Украине», которое кардинально изменяет и искажает смысл событий, произошедших на Украине, и противоречит Правилам процедуры Конгресса.
16. Среди других международных мероприятий необходимо выделить участие членов Комитета в работе Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, Межпарламентского союза, Азиатской парламентской Ассамблеи, Постоянного комитета парламентариев Арктического региона, Панафриканского парламента, Парламентской ассамблеи Средиземноморья и 8-й конференции Форума «Азия – Европа» по парламентскому партнерству. На всех межпарламентских площадках члены Совета Федерации обсуждали наиболее острые вопросы межпарламентского взаимодействия, в том числе доводили до наших зарубежных партнеров позицию России по Украине.
17. Не менее важным направлением деятельности в 2014 году оставалось участие членов Комитета в составе миссий международных наблюдателей в мониторинге выборов и референдумах в зарубежных странах. Члены Комитета в составе делегаций Совета Федерации принимали участие в наблюдении за проведением парламентских выборов в Республике Сербии, участвовали в мониторинге общенациональных местных выборов в Республике Корея, президентских выборах в Сирийской Арабской Республике, выборах в Сенат Парламента Республики Казахстан и выборах в Парламент Республики Молдова.
18. В 2014 году была продолжена работа по интенсификации контактов с с профильными комитетами зарубежных парламентов в двустороннем формате. Состоялся обмен визитами делегациями с Комиссией Кнессета Государства Израиль по международным делам и обороне, осуществлен визит Комитета в Эстонию, а также совместный визит с Комитетом по Регламенту и организации парламентской деятельности в Катар и Оман.
По приглашению Комитета состоялся рабочий визит в Москву делегации Постоянной комиссии по иностранным делам и миграции Сената Итальянской Республики, состоялась встреча с французскими парламентариями, членами Ассоциации «Франко-российский диалог».
19. В целях нормализации общеевропейского межпарламентского диалога Комитетом было организовано проведение Первого Панъевропейского фестивального марафона «От Урала до Атлантики» в рамках объявленного в России Года культуры.
20. В целях повышения эффективности межпарламентского сотрудничества в 2014 году Комитет рассмотрел вопросы о создании групп по сотрудничеству с парламентами государств Персидского залива, с парламентами арабских государств Африки, с парламентами государств Арабского Востока, с Советом представителей регионов Народного консультативного конгресса Индонезии, с Национальным собранием Лаосской Народно-Демократической Республики и с Великим Государственным Хуралом Монголии.
21. В течение года проводилась системная работа по формированию делегаций Совета Федерации в международных парламентских организациях и двусторонних межпарламентских комиссиях, рассмотрению вопросов о направлении за рубеж делегаций Совета Федерации и приема в Совете Федерации делегаций парламентов иностранных государств и международных парламентских организаций. Комитетом были подготовлены и внесены на рассмотрение Совета палаты Основные принципы формирования плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2015 год.
22. В соответствии с пунктом «м» статьи 83 Конституции Российской Федерации Комитет проводил консультации по назначению и отзыву дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
23. В течение года члены Комитета участвовали в работе Правительственной комиссии по миграционной политике, Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Межведомственной комиссии по подготовке и проведению международных межрегиональных экономических форумов, Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Межведомственной комиссии по делам Совета Европы.
24. Отдельные проблемы развития международных отношений выносились на рассмотрение Экспертного совета при Комитете. В 2104 году проведено три его заседания, на которых рассматривалась вопросы, касающиеся проблем сепаратизма и этнополитических конфликтов в Восточной Европе, о ситуации на Ближнем Востоке и перспективах дальнейшего развития российско-грузинских отношений.
* * *
За отчетный период Комитет провел 24 заседания, на которых было рассмотрено свыше 120 вопросов.
На заседаниях Комитета, Координационного совещания, Совета палаты и Совета Федерации было рассмотрено более 50 федеральных законов, принятых Государственной Думой. На стадии предварительного рассмотрения подготовлено и направлено в адрес профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации 54 отзыва на проекты федеральных законов.