Планы и отчеты

Отчет Комитета Совета Федерации по международным делам об итогах работы в 2015 году

Обеспечение полномочий палаты по законодательному сопровождению международного курса Российской Федерации и выполнению ею межгосударственных обязательств, а также исполнение Комитетом Совета Федерации по международным делам самодостаточных функций внешнеполитического механизма России, прежде всего, в сфере парламентской дипломатии, осуществлялось в 2015 году под знаком 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и по направлениям, приоритетным для внешнеполитических интересов страны и с учетом международной повестки дня, новых геополитических вызовов и угроз.

Сверку планов и действий позволили осуществить состоявшаяся в начале года встреча руководства Совета Федерации с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым и его заместителями, а затем 20 мая — общение сенаторов с главой внешнеполитического ведомства в рамках «правительственного часа». Постановление «Об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации», принятое палатой 3 июня 2015 года, сориентировало членов Совета Федерации на:

  • активное использование возможностей в рамках делегаций Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в делегациях Федерального Собрания Российской Федерации в Межпарламентском союзе, Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств, Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентской ассамблее Совета Европы, Парламентской ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества и других для информирования международного сообщества о российской точке зрения на актуальные международные события, для эффективного отражения российских подходов в итоговых резолюциях и рекомендациях этих форумов;
  • усиление информационной работы в составе миссий международных наблюдателей в мониторинге за проведением президентских и парламентских выборов в иностранных государствах;
  • всестороннее рассмотрение в рамках парламентских слушаний, «круглых столов», заседаний экспертных советов и иных мероприятий актуальных проблем международной политики для внесения конструктивных практических рекомендаций и предложений по актуальным вопросам внешней политики.

Таким образом, «международная повестка» Комитета в 2015 году была сверх насыщенной, что нашло отражение как в годовом плане межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, так и в вопросах, обсуждавшихся в формате тематических заседаний Комитета, организуемых им парламентских слушаний, «круглых столов» и других мероприятиях публичного характера.

В первую очередь, она отражала многостороннюю деятельность в интересах евразийской интеграции, которая не только является одним из средств решения стратегических задач национального развития для каждого из государств, но и в значительной мере способствует стабильности и устойчивому развитию на евразийском континенте. Стремление различных стран подключиться к ЕАЭС или заключить с ним соглашение о зоне свободной торговли свидетельствует об успешности проекта, подтверждает его эффективность.

1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), на следующий день к нему подключилась Армения, а в мае — Киргизия. В связи с этим Комитетом были представлены, а Советом Федерации одобрены принятые Государственной Думой федеральные законы «О ратификации Договора о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества», «О ратификации Протокола о прекращении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь, от 29 июня 2007 года», «О ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года», «О ратификации Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза», «О ратификации Соглашения о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции».

Новым измерением евразийской интеграции стало проведение Евразийского женского форума (24–25 сентября, г.Санкт-Петербург), в том числе первой дискуссионной площадки «Женщины и власть: повестка устойчивого развития мира». Итоговый документ Форума, представленный руководителем редакционной комиссии К.И.Косачевым, был утвержден на заключительном заседании и направлен главам иностранных государств и международных организаций. В основу документа положена идея гуманизации международных отношений в экономической, социальной, политической сферах, где женщины призваны сыграть важнейшую роль, формируя самостоятельное измерение свободного диалога наций и культур, способствуя оздоровлению современного общества, претерпевшего кризис духовности и нравственности.

На своем заседании Комитет обсудил вопрос «О современном состоянии, перспективах развития и долгосрочных приоритетах Евразийского экономического союза». 6 июля совместно с Временной комиссией Совета Федерации по мониторингу участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе проведен «круглый стол» на тему «О направлениях и перспективах повышения конкурентоспособности и экспортного потенциала Евразийского экономического союза». Обсуждение этой актуальной темы в ходе обмена мнениями между парламентариями, представителями федеральных органов исполнительной власти, международных организаций, научно-экспертного сообщества и деловых кругов, позволило, на наш взгляд, оказать имиджевую поддержку ЕАЭС.

Члены Комитета принимали активное участие в мероприятиях Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации, а также в проведении международного форума «Евразийская экономическая перспектива», организованного Советом Федерации и Мажилисом Парламента Республики Казахстан (приветствие Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в адрес участников форума огласил член Комитета А.К.Тулохонов), IV российско-армянского межрегионального форума «Россия, Армения, Евразийский экономический союз. Новые перспективы межрегионального сотрудничества».

В Комитете на евразийском направлении произошли и структурные изменения: подкомитет по вопросам евразийской интеграции возглавил первый заместитель председателя Комитета В.М.Джабаров.

Развитию международно-правовой базы в формате СНГ способствовала работа Комитета Совета Федерации по международным делам по осуществлению необходимых ратификационных процедур. В результате в истекшем году палата одобрила принятые Государственной Думой федеральные законы «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств — участников Содружества Независимых Государств», «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года», «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом», «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации», «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года».

Официально представляя МПА СНГ и по ее поручению первый заместитель председателя Комитета В.М.Джабаров 15 апреля и 26 ноября участвовал в работе Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ, доложил о ходе подготовки в МПА СНГ модельных соглашений в сфере миграции.

Комитет обеспечил рассмотрение 27 января и 20 октября 2015 года на заседании Совета палаты вопросов о финансировании работ по разработке модельных законодательных актов и рекомендаций МПА СНГ, инициированных Советом.

В сотрудничестве с другими комитетами Комитет Совета Федерации по международным делам готовил предложения по разрабатываемым Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ (далее — МПА СНГ) проектам модельных законодательных актов, рекомендаций и других документов, которые рассматривались в ходе заседаний Ассамблеи, ее Совета и постоянных комиссий, а также с учетом положений Программы разработки в 2014 – 2016 годах проектов модельных законодательных актов, рекомендаций, концепций и проведения международных конференций, инициированных Советом Федерации для сближения и гармонизации законодательства государств – участников СНГ, предложения палаты в Перспективный план модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2016 – 2020 годы, принятый на 43-м пленарном заседании МПА СНГ 27 ноября.

В отчетном периоде члены Совета Федерации приняли участие в 20 заседаниях постоянных комиссий, двух заседаниях Совета, трех пленарных заседаниях МПА СНГ и других международных мероприятиях. При их активном участии 16 апреля на 42-м пленарном заседании Ассамблеи были приняты модельные законы «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и «О патриотическом воспитании». 17 апреля состоялось Торжественное пленарное заседание МПА СНГ, посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, с участием ветеранов и представителей общественности из стран СНГ. 16 октября прошла международная конференция, посвящённая 70-летию окончания Второй мировой войны, которая стала завершающей в юбилейных мероприятиях, в ходе которых состоялись также акции «Зеленая волна» и «Эстафета Памяти», этапы которых прошли во всех столицах государств – участников МПА СНГ.

Миграционная тематика стала основной на 43-го пленарном заседании Ассамблеи. 26 ноября на Совете МПА СНГ рассмотрен вопрос «Глобальная миграция и специфика региональных миграционных потоков в СНГ». Были приняты: постановление МПА СНГ «Международная миграция: проблемы, сотрудничество и перспективы развития», модельный закон «О миграции», новая редакция модельного закона «О миграции трудовых ресурсов», Рекомендации по развитию миграции, осуществляемой с целью обучения и стажировки граждан государств – участников СНГ, модельное соглашение «Об организованном наборе граждан для осуществления временной трудовой деятельности на территории СНГ», модельное соглашение «Об информационном взаимодействии в сфере миграции».

В рамках осенней сессии Ассамблеи члены Комитета приняли участие в совместном заседании Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ и профильных комиссий МПА СНГ.

26 ноября по инициативе российской делегации Совет МПА СНГ принял решение об обращении в Межпарламентский союз (далее — МПС) с предложением повысить статус постоянного наблюдателя МПА СНГ в МПС до уровня ассоциированного члена в связи с намерением значительно усилить роль МПА СНГ в деятельности МПС как старейшей глобальной межпарламентской организации. Ранее Совет МПА СНГ поддержал «Общие принципы поддержки парламентов», принятые 16 октября 2014 года руководящими органами МПС в ходе 131 Ассамблеи МПС.

К.И.Косачев выступил с докладом по трем вопросам повестки дня заседания Постоянной комиссии МПА СНГ по политическим вопросам и международному сотрудничеству: «Об итогах 133-й Ассамблеи Межпарламентского союза в Женеве в октябре 2015 года», «О координации деятельности делегаций парламентов государств – участников СНГ в Межпарламентском союзе» и «Об итогах парламентских слушаний на тему «Универсальные стандарты при организации выборов и последующей оценке их итогов: международные тенденции и практика», состоявшихся в Совете Федерации в октябре 2015 года, которые были внесены по предложению российской парламентской делегации. Члены Постоянной комиссии – депутаты государств Содружества поддержали идею обсуждения на очередном заседании хода выполнения рекомендаций «О координации совместных действий парламентских делегаций государств – участников СНГ в работе международных организаций», принятых в декабре 2009 года МПА СНГ, и о выработке универсальных стандартов международного наблюдения за выборами и оценке их итогов, а также предложение российской делегации активизировать работу геополитической группы «Евразия» в Межпарламентском союзе в целях повышения ее авторитета и продвижения совместных инициатив входящих в нее стран. Этому должно способствовать формирование делегаций государств – участников СНГ в Межпарламентском союзе на постоянной основе и продвижение парламентариев стран Содружества в руководящие органы МПС. Острую дискуссию о проекте Заявления Постоянной комиссии «О необходимости прекращения использования политики санкций в международных отношениях», который находится на рассмотрении комиссии с 2013 года, в связи с наличием диаметрально противоположных мнений удалось преодолеть инициативой подготовить новую версию проекта и внести ее на следующее заседание комиссии.

В ходе заседания Постоянной комиссии был единогласно одобрен проект Заявления Совета МПА СНГ «О недопустимости применения в международной практике режима ограничительных мер по политическим мотивам в отношении парламентских делегаций и членов национальных парламентов» и принято решение создать рабочую группу по подготовке новой редакции модельного закона «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников», предложенной к разработке российской делегацией.

Член Комитета А.И.Лисицын выступил с докладом по вопросам «Об участии группы наблюдателей от МПА СНГ в наблюдении за выборами депутатов Жогорку Кенеша Киргизской Республики» и «О выполнении Плана мероприятий МПА СНГ, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годы».

В целом, Комитет обеспечил участие членов Совета Федерации в наблюдении за подготовкой и проведением выборов в составе миссии международных наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи: в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан (1 марта), внеочередных выборов Президента Республики Казахстан (26 апреля), Президента Республики Беларусь (11 октября), депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (4 октября), в Милли Меджлис Азербайджанской Республики (1 ноября), референдума по изменениям Конституции Республики Армения (6 декабря).

Совместно с профильными комитетами Комитет участвовал в подготовке 48-ой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (24 июня в г.Гродно (Республика Беларусь), в ходе которой обсуждались итоги деятельности Парламентского Собрания в 2014 году, приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу, ход реализации Плана мероприятий Союзного государства на 2014–2015 годы, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Важное значение для углубления российско-белорусского парламентского взаимодействия и межрегионального сотрудничества имел состоявшийся 17–18 сентября в г.Сочи Второй форум регионов России и Беларуси, в рамках которого рассмотрены вопросы интеграционного взаимодействия в области промышленного развития. Подготовленные Комитетом предложения по совершенствованию законодательства в промышленной и научно-технической сферах, структурным элементам согласованной промышленной политики и комплексу мер по созданию конкурентоспособной продукции Союзного государства легли в основу итогового документа Форума.

Развитию законодательной основы двусторонних отношений Российской Федерации и Республики Беларусь способствовали принятые федеральные законы «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области военной фельдъегерско-почтовой связи», «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов», «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и порядке исполнения решений об отказе во въезде на территорию государств — участников Соглашения», «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке обмена сведениями о гражданах Российской Федерации и Республики Беларусь, в отношении которых действуют ограничения на выезд», «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства от 24 января 2006 года».

Путем одобрения соответствующих федеральных законов восполняются пробелы в международно-правовом регулировании двусторонних отношений России и Казахстана (ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об условиях передачи и о порядке дальнейшего использования казахстанского Узла Балхаш в российской системе предупреждения о ракетном нападении), Армении (ратифицированы Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации; Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения от 2 декабря 2013 года), Киргизии (ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о Российско-Кыргызском Фонде развития), Азербайджана (ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций), Абхазии (ратифицированы Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия), Южной Осетии (ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции, а также Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о взаимной правовой помощи по уголовным делам).

Ситуация на Украине постоянно остается в центре внимания Комитета. Она стала неотъемлемой частью постоянных консультаций с МИД России, другими уполномоченными органами государственной власти, профильными комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, общественными организациями и экспертным сообществом, рассматривалась в ходе практически всех проведенных парламентских слушаний и «круглых столов», на ряде специальных заседаний Комитета, а также в ходе межпарламентских контактов с европейскими парламентариями.

По рекомендации Комитета Заявление Совета Федерации о ситуации на Украине, принятое затем палатой, было направлено в Межпарламентский союз, Межпарламентскую Ассамблею государств-участников Содружества Независимых Государств, Парламентскую ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский парламент, Парламентскую Ассамблею Организации Договора о коллективной безопасности и Верховную Раду Украины.

Комитет в рамках своего заседания на тему «О практике международных судом по разрешению ситуаций, создающих угрозу миру и безопасности» обсудил возможность использования международных организаций для привлечения к ответственности за военные преступления на Украине. Накануне заседания появились последние данные ООН, согласно которым с начала конфликта на Украине погибло более шести тысяч человек, а ранения получили почти пятнадцать тысяч. Большое число жертв во многом связано с неизбирательным применением систем массового поражения, в том числе запрещенных международными конвенциями, против гражданского населения, против людей, которые живут в зоне конфликта на Юго-Востоке Украины и становятся невинными жертвами этих боевых действий. Учитывая, что Следственный комитет России ведет тщательную фиксацию всех совершаемых преступлений, возбужден ряд уголовных дел, их материалы могут быть использованы в качестве доказательной базы совершенных преступлений, принято решение о необходимости вести подготовку к инициированию соответствующих международно-правовых процедур.

Член Комитета, член Комитета общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины А.Б. Тотоонов постоянно заботится решением проблем вынужденных переселенцев с Юго-Востока Украины, неоднократно бывая в пунктах их временного размещения в различных регионах России, предпринимая инициативные меры для разрешения многочисленных проблем, образовавшихся в этой сфере.

В рамках осенней сессии Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходящей в Улан-Баторе (Монголия), делегация Совета Федерации во главе с первым заместителем председателя Комитета В.М.Джабаровым приняла участие в парламентской конференции «Решение проблем безопасности в регионе ОБСЕ и за его пределами: роль парламентариев в развитии регионального сотрудничества». Наметился некоторый позитив, поскольку при обсуждении ситуации на Украине и российские, и украинские парламентарии сошлись во мнении, что решение кризиса на Юго-Востоке Украины лежит в плоскости реализации Минских соглашений.

Вместе с тем, учитывая фактические действия украинских властей, 23 декабря Комитет был вынужден рекомендовать палате одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины».

С образованием в Комитете подкомитета по взаимодействию со странами БРИКС, который возглавил заместитель председателя Комитета А.А.Климов, это направление межпарламентского сотрудничества приобрело новое качество.

В Совете Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему «О перспективах создания парламентского измерения БРИКС».

8–9 июня 2015 года (года российского председательства в БРИКС) в Москве состоялась встреча спикеров парламентов стран БРИКС. По мнению В.И.Матвиенко, «это историческое событие. Появилась новая межпарламентская организация, которая будет играть важную роль в дальнейшем расширении и развитии БРИКС». Главным в итоговом документе стала четкая фиксация роли парламентов в решении наиболее актуальных вопросов, вызывающих озабоченность международного сообщества, закреплено единодушное стремление сохранить результаты Победы во Второй мировой войне и справедливого международного порядка, основанного на Уставе ООН.

Ключевым для перспектив развития нового формата межпарламентского сотрудничества в БРИКС должен стать 2016 год и переход от намерений к практическим действиям в этом направлении, в том числе, на пути развития законодательной базы межгосударственного сотрудничества в БРИКС.

Делается немало. Совет Федерации одобрил ратификацию Соглашения о Новом банке развития, пописанного 15 июля 2014 года в ходе VI саммита БРИКС. Цель создания банка заключается в финансировании инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах. Разрешенный к выпуску капитал НБР составит 100 млрд. долл. США, распределенный — 50 млрд. долл. США, в том числе: оплачиваемый — 10 млрд. долл. США, капитал, оплачиваемый по требованию, — 40 млрд. долл. США. Капитал Банка распределяется между странами БРИКС в равных долях — по 20%. Расходы федерального бюджета по формированию уставного капитала Банка составят 2 млрд. долларов США в течение 7 лет. Ратифицирован также Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС. Эта важнейшая практическая инициатива «пятерки» создает гарантию того, что в случае возникновения проблем с обеспечением национальных финансовых систем долларовой ликвидностью центральные банки стран-членов БРИКС активизируют механизм поддержки партнера по данному Договору путем передачи ему денежных средств в долларах США на условиях срочности, платности и возвратности. Общий объем Пула установлен в размере 100 млрд. долларов США. При этом крупнейшая экономика БРИКС — Китай — приняла обязательства представить наибольший объем средств в размере 41 млрд. долларов США, а самая маленькая экономика — ЮАР — наименьшую сумму: 5 млрд. долларов США. Бразилия, Индия и Россия предоставляют по 18 млрд. долларов США каждая.

Ратификацией Статей Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций Россия стала полноправным региональным членом банка, целью которого является содействие устойчивому развитию и укреплению инфраструктурной взаимосвязанности экономик региона. При этом в приоритете — финансирование проектов в сфере энергетики, транспорта, телекоммуникаций и пр. с использованием широкого спектра инструментов, включая кредитование, участие в капитале, предоставление финансовых гарантий и т. д. (для России — преимущественно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке). Китай, Российская Федерация и Индия выступят крупнейшими акционерами АБИИ, располагая, соответственно, первой, третьей и второй долями в его капитале (29,78%, 6,54%, 8,37%). Таким образом, вслед за Новым банком развития (Банк развития БРИКС) в международной валютно-финансовой системе появится институт, который не будет контролироваться развитыми экономиками, и в котором Российская Федерация может играть одну из ведущих ролей.

В Послании Федеральному Собранию Президент России В.В.Путин обозначил новое направление, имеющее большое значение для практической деятельности членов Комитета. Как сказано, «достигнута принципиальная договорённость о сопряжении евразийской интеграции с китайской инициативой «Экономического пояса Шёлкового пути». Создана зона свободной торговли с Вьетнамом. В следующем году в Сочи проведём саммит Россия–АСЕАН и, уверен, сможем выработать совместную взаимовыгодную повестку сотрудничества. Предлагаю вместе с коллегами по Евразийскому экономическому союзу начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнёрства».

Определенные шаги в этом же направлении осуществлены Комитетом и палатой, ратифицировавшей Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту, Соглашение между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Камбоджа о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

В ходе состоявшегося в 2015 году диалога между парламентариями стран АСЕАН и российской делегацией, возглавляемой заместителем председателя Комитета А.А.Климовым и выступающей в качестве наблюдателя в АИПА, на 36-ой Генеральной ассамблее Межпарламентской ассамблеи Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, проходившей 7–11 сентября в Куала-Лумпуре (Малайзия), был отмечен высокий уровень взаимодействия между нашими странами и необходимость укрепления и дальнейшего развития парламентских контактов, а также определены основные направления взаимовыгодного сотрудничества с каждой из стран АСЕАН и с регионом в целом.

Этот подход закреплен в Основных направлениях и принципах формирования Плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 2016 год, 24 ноября утвержденном Советом палаты, и в плане межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2016 год, который был рассмотрен Комитетом 23 декабря и утвержден Советом палаты 24 декабря.

Принципиальными особенностями работы, осуществлявшейся в 2015 году, ставшими опорными принципами при формировании плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2016 год, стал постоянный анализ складывающейся в международных делах повестки дня, российские инициативы в ее формулировании и их реализация, учет существующих, длящихся или разрастающихся геополитических и региональных вызовов и угроз.

Учитывая, что в осложненных отношениях России и Запада, как и в других географических координатах, особую роль играет геополитический фактор США, продолжающих реализовывать стратегию единоличного лидерства в мире, члены Комитета продолжали искать и находить возможные точки соприкосновения с американскими коллегами.

В результате, в апреле ведущая американская газета The Washington Times опубликовала статью председателя Комитета, посвященную теме 70-летия окончания Второй мировой войны. Статьи российского сенатора и американского конгрессмена Даны Рорабахера дали своеобразный старт публичному российско-американскому диалогу по актуальным вопросам. С российской стороны инициативу поддержала газета «Коммерсант», также опубликовавшая статьи Константина Косачева «Когда‑то мы были в одном окопе» и Даны Роробахера «Мы не обречены на взаимную враждебность». В рамках 10-го международного Брюссельского форума состоялась пленарная дискуссия, посвященная теме: «Россия, проведение политики с позиции силы и наступившая эпоха вслед за холодной войной» с участием Верховного представителя ЕС по иностранным делам и вопросам безопасности Ф.Могерини, официального представителя Государственного департамента США В. Нуланд, Генерального секретаря НАТО Й. Столтенберга и К.И.Косачева.

Несмотря на доминирование примитивной интерпретации происходящего в рамках Мюнхенской конференции позиция российской стороны была высказана и услышана. Прошлогодняя логика о несогласии с Россией и отказе с ней разговаривать сменилась хотя бы на формулировку: «мы должны разговаривать».

Убежденность в том, что парламентский канал обсуждения в российско-американском взаимодействии как украинского кризиса, так и других острых проблем (Иран и Сирия в первую очередь), может быть очень эффективным ресурсом, подкрепляющим усилия государственных лидеров и дипломатов, позволила в Санкт-Петербурге состояться встрече с делегацией американских конгрессменов во главе с членом Палаты представителей от Республиканской партии Д.Рорабахером, возглавляющим в Комитете по иностранным делам Подкомитет по делам Европы, Евразии и новым угрозам. Им напомнили об успешно зарекомендовавшем себя в свое время формате совместных заседаний комитетов по международным делам палат российского и американского парламентов. В свою очередь, американские конгрессмены проинформировали о намерении инициировать воссоздание в Палате представителей Конгресса США так называемого «российского кокуса», объединяющего конгрессменов, которые выступают за продолжение активного диалога с Россией. 27–28 октября состоялся ряд встреч в Конгрессе США в рамках участия в ежегодной конференции Американо-Российского Делового Совета (АРДС). В частности, состоялась откровенная и содержательная беседа с председателем Комитета по иностранным делам Сената США Б.Коркером, а также — с сенатором-демократом Б.Нельсоном – членом комиссий Сената США по делам вооруженных сил, бюджету, торговле, науке и транспорту (председатель подкомитета по науке и космосу) и финансовой комиссии, сенатором-демократом Дж.Манчином – членом комиссий Сената по энергетике и природным ресурсам, по делам вооруженных сил (старший демократ в подкомитете по делам сухопутных войск и ВВС), по торговле, науке и транспорту и по делам ветеранов, конгрессменом-республиканцем Д. Рорабахером. 14 декабря в Совете Федерации состоялась встреча председателя Комитета СФ по международным делам с Президентом Американской торговой палаты в Российской Федерации Алексисом Родзянко.

Сложными продолжают оставаться межпарламентские связи с Европарламентом, ПА НАТО, ПАСЕ.

Российская делегация в ПАСЕ была лишена права голосования до конца 2015 года. Приостановлена работа в Парламентской ассамблее НАТО. Существенно осложнилась работа в других межпарламентских европейских организациях.

С целью анализа ситуации и определения выхода из нее члены Комитета в феврале обсудили итоги январской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы и перспективы дальнейшего участия парламентской делегации Федерального Собрания в деятельности институтов Совета Европы, учитывая, что в 2015 году ОБСЕ отмечает 40-летие создания и в последнее время роль ОБСЕ на континенте начинает возрастать. Было поддержано решение членов российской делегации Ассамблеи о сохранении в ее составе сенатора Ольги Ковитиди, несмотря на неодобрение ПА ОБСЕ. Главными направлениями взаимодействия Российской Федерации с ОБСЕ определены — подготовка к 70-летию окончания Второй мировой войны, борьба с проявлениями неонацизма в регионе, недопустимость государственных переворотов в странах-участницах организации, наполнение конкретным парламентским содержанием минских договоренностей в целях контроля за их исполнением. Итоги зимней сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (18–21 февраля 2015 года) и перспективы дальнейшего участия делегации Федерального Собрания Российской Федерации в ПА ОБСЕ и ее мониторинговых миссиях стали предметом обсуждения тематического заседания Комитета в конце февраля, где было принято соответствующее решение.

25 июня состоялись парламентские слушания «Механизмы обеспечения общеевропейского сотрудничества: возможности парламентской дипломатии» (в связи с 40-й годовщиной подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе). Обсуждены формы и варианты общеевропейского сотрудничества на основе базовых принципов Парижской хартии для новой Европы, а также перспективы формирования принципиально новой системы безопасности в Европе. Рекомендации парламентских слушаний в соответствии с решением Совета палаты от 7 июля направлены в Государственную Думу и МИД России.

В рамках заседания Комитета рассмотрен аналитический доклад «Запретить экономические санкции» по поручению В.И.Матвиенко, на имя которой и был представлен соответствующий документ. На обсуждение сенаторов доклад представил директор Института Европы РАН Алексей Громыко. По его словам, страны-инициаторы экономических репрессий нередко получают результаты, противоположные их ожиданиям. «Население рассматривает санкции как угрозу суверенитету страны, как вмешательство во внутренние дела, как враждебную политику, и в ухудшении условий жизни винит внешние силы». На этом фоне степень сплоченности в обществе не уменьшается, а возрастает, подчеркивается в документе. Члены Комитета разделили мнение докладчиков о том, что санкции должны приниматься по решению Совбеза ООН, но ЕС не раз вводил санкции без такого решения. Одобрено предложение экспертов о разработке международной конвенции «о защите населения в мирное время» с разделом о запрете экономических санкций.

Встречи с делегацией депутатов Европейского парламента, представляющих группу «За новый диалог с Россией», которую возглавляет депутат от Франции Надин Морано, с заместителем председателя фракции Европейского парламента «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» Кнутом Флекенштайном, экспертами из стран Европейского Союза, Восточной Европы и Российской Федерации, многие другие мероприятия Комитета на треке общеевропейского сотрудничества, включая визиты членов Комитета в европейские страны, имели целью преодоление шаг за шагом кризиса непонимания и разницы в оценках и формирование круга партнеров по диалогу, способных понять друг друга. Основой является разработанная 25 лет назад — 21 ноября 1990 года — в Париже на Совещании глав государств и правительств государств–участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе Хартия для новой Европы.

В ситуации самоизоляции «коллективного Брюсселя» от России Комитет приступил к налаживанию мостов на двустороннем треке.

Примерно восьмидесяти председателям комитетов по международным делам иностранных государств было направленно именное обращение с предложениями о необходимости интенсификации форм двустороннего сотрудничества. Эти обращения подкреплялись личными переговорами в ходе консультаций и встреч как на международных парламентских площадках, так и в ходе согласованных визитов. В результате, сложилась возможность предусмотреть в плане межпарламентского сотрудничества на 2016 год прием ___ делегаций партнерских комитетов на основе достигнутых договоренностей, что даст импульс продвижению взаимодействия на многосторонней основе.

В первую очередь, сотрудничество интенсифицировалось с теми странами, которые стали сторонами при разрешении украинского кризиса. Наиболее существенными с точки зрения достижения взаимопонимания складываются отношения на французском направлении, в том числе благодаря выстраивающимся взаимоотношениям и содержательной переписке председателя Совета Федерации с председателем Сената Жераром Ларше. После визита в Москву Ж.Ларше значительно расширился состав группы по сотрудничеству Совета Федерации с французским сенатом, которую возглавил К.И.Косачев.

Показателен прием в Комитете делегации Сената Французской Республики во главе с заместителем председателя комиссии по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Сената Эймери де Монтескью, в ходе которого окрепло понимание, что текущий кризис на Украине — наглядный пример того, как поверхностное восприятие ситуации многими нашими партнерами на Западе мешает реальному продвижению вперед в вопросе урегулирования конфликта. А нам бы очень хотелось двигаться вперед вместе. 23–24 июля Республику Крым посетила группа из более 10 членов Национального Собрания и Сената Французской Республики во главе с депутатом Тьерри Мариани, с которой затем состоялась содержательный обмен мнениями в Комитете. Встреча с Паскалем Бонифасом, директором Института международных и стратегических отношений – одного из самых независимых и творчески мыслящих аналитических центров Франции, стала некоторым прологом для предстоящей дискуссии с французскими парламентариями в рамках визита в 2016 г. делегации Комитета и группы по сотрудничеству по обсуждению доклада «Россия и Франция», уже обсужденного во французской сенатской комиссии и переданного российской стороне. Сенаторы – члены группы по сотрудничеству Совета Федерации с Сенатом Французской Республики провели встречу с парламентской делегацией Франции, насчитывавшей семнадцать человек, трое из которых занимают кресла сенаторов, семь человек представляют Францию в ОБСЕ, двое – в Совете Европы. Остальные являются депутатами Национального собрания.

В меньшей степени интенсивности развивались контакты с парламентариями ФРГ, поскольку внешние сношения Германии не входят в вопросы ведения ее верхней палаты. Тем не менее, состоялись продуктивные встречи с председателем Комитета по иностранным делам Бундестага Германии Норбертом Реттгеном, с координатором Правительства ФРГ по вопросам сотрудничества по линии гражданского общества с Российской Федерацией, странами Центральной Азии и Восточного партнерства ФРГ, членом Комитета по иностранным делам Бундестага Гернотом Эрлером.

Комитет направлял свои делегации и был активно представлен в составе делегаций Совета Федерации на европейском направлении, обеспечил прием парламентариев ряда европейских государств, участвовал в значимых международных мероприятиях, таких как: ежегодное совещание Послов доброй воли ЮНЕСКО в г.Париже; в составе делегации группы по сотрудничеству Совета Федерации с Советом кантонов Федерального собрания Швейцарии; в составе делегации группы по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами стран Бенилюкса в Бельгии; в рамках Российско-германского Форума «Петербургский диалог»; втором Панъевропейском фестивальном марафоне «От Урала до Атлантики» в рамках проведения Года русской литературы, который был призван содействовать активному продвижению российской науки и культуры на европейском пространстве. Мероприятие стартовало в мае в Российской Федерации и в июне прошло в нескольких европейских городах (Гамбург, Милан, Порту, Париж, Брюссель, Монс).

С 30 ноября по 1 декабря делегация Комитета находилась с рабочим визитом в Венгрии. В ходе многочисленных встреч были обсуждены не только вопросы двустороннего сотрудничества, но также проблематика дальнейшего развития отношений России с Евросоюзом и НАТО. Позиция венгерских парламентариев по многим вопросам позволяет рассчитывать на продолжение сотрудничества на площадках ПАСЕ, ПА ОБСЕ, ПАЧЭС, МПС и других межпарламентских объединений.

Состоялись встречи с чрезвычайными и полномочными послами Федеративной Республики Германия, Королевства Швеция, Венгрии, Республики Польша, Королевства Испания, Румынии, Словацкой Республики,

с вице-премьером правительства Болгарии Ивайло Калфиным, с общественно-политическими деятелями Сербии во главе с председателем Демократической партии Сербии Сандой Рашкович — Ивич, с Комиссией по внешней и торговой политике, таможенным вопросам, транспорту и связи Палаты Народов Парламентской Ассамблеи Боснии и Герцеговины во главе с Н.Радмановичем, с председателем группы дружбы «Португалия – Россия» Собрания Португальской Республики А.Ф.Коуту душ Сантушем, с председателем общества «Финляндия – Россия» Паулой Илоной Лехтомяки. На регулярной основе велась работа по активизации межпарламентского сотрудничества с Республикой Молдова и взаимодействию с Приднестровьем. В 2015 году состоялось три визита в Республику Молдова, приняли участие в торжественных мероприятиях в Тирасполе, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (8–10 мая), 25-летию образования Приднестровской Молдавской Республики (31 августа – 3 сентября), а также в наблюдении за выборами в Верховный Совет и местные органы власти Приднестровской Молдавской Республики (27 ноября – 1 декабря).

Уместно считать 2015 год – годом начала системной и продуктивной работы Комитета на площадке Межпарламентского союза, этой старейшей глобальной межпарламентской организации, объединяющей представителей 167 стран. Начало было положено активным и продуктивным участием делегации Федерального Собрания Российской Федерации на 132-й сессии Ассамблеи Межпарламентского союза (МПС) на тему: «Цели устойчивого развития: переход от слов к делу», предшествующей саммиту ООН по Глобальной повестке дня в области развития (ГПДР) на период после 2015 года, который состоялся в Нью-Йорке 25–27 сентября, а также рядом инициатив — темами для общих дебатов на следующих ассамблеях: 70-летие окончания Второй мировой войны и 70-летие создания Организации объединённых наций; недопустимость вмешательства во внутренние дела суверенных государств и силовой смены режимов с вмешательством извне; общие стандарты по вопросам организации, проведения и последующей оценки выборов; проблема соответствия так называемых либеральных ценностей, которые сейчас активно продвигаются рядом стран Запада, традициям, устоям и духовным началам тех стран, в которых их предлагается реализовать; придания русскому языку статуса официального языка; усиление кадрового присутствия российских представителей в органах МПС.

По мнению В.И.Матвиенко можем быть удовлетворены результатами работы на заседаниях проходившей в Женеве 133-й Ассамблеи Межпарламентского союза, российская делегация конструктивно взаимодействовала с руководством МПС, многими национальными делегациями. Мы высоко ценим тот факт, что национальные делегации поддержали инициированное Россией заявление Председателя МПС, в котором четко и внятно изложена позиция о недопустимости каких‑либо санкций и ограничений для парламентариев в рамках организации межпарламентского взаимодействия. Крайне актуальной была главная тема, вынесенная на Ассамблею – тема миграции. Российская делегация изложила свою точку зрения относительно причин миграции, наши предложения, что нужно делать в этой связи. Мы поделились собственным опытом законодательного регулирования миграции в России и приведением всех процессов, связанных с миграцией, к самым цивилизованным стандартам.

Спикер Совета Федерации передала руководству Межпарламентского союза официальное обращение с предложением провести в России заседание Ассамблеи МПС в 2017 году, сообщила Председателю МПС и Генеральному секретарю МПС, что российская делегация уже внесла на рассмотрение Союза одну из инициатив – проект резолюции о подготовке доклада о недопустимости вмешательства извне в суверенные дела государств и силового свержения власти. На встрече с руководством МПС Председатель СФ выступила с предложениями, касающимися деятельности Евразийской геополитической группы МПС. «Мы заинтересованы в кадровом представительстве Евразийской группы в руководящих органах Союза». На заседании Ассамблеи Межпарламентского союза председатель Комитета Совета Федерации по международным делам избран в состав Исполкома — высшего руководящего органа этой организации.

Деятельность в формате МПС оказывается исключительно востребованной, поскольку позволяет действовать в русле Обращения к парламентам иностранных государств и международным парламентским организациям в связи с необходимостью объединения усилий в борьбе с международным терроризмом, принятого Советом Федерации по инициативе Комитетов Совета Федерации по международным делам и обороне и безопасности. Тот факт, что атакам террористов подверглись самые разные страны – и христианские, и мусульманские является доказательством, что речь идет о глобальном конфликте общемировой цивилизации с антицивилизацией.

В рамках МПС при участии делегации российского парламента был принят к рассмотрению вопрос в порядке чрезвычайной процедуры «Роль парламентов в борьбе с террористическими актами, совершенными такими организациями как ИГИЛ и «Боко Харам» против невинного гражданского населения, в частности женщин и девушек». Комитет осуществил серию встреч с представителями Международного Красного Креста для обсуждения гуманитарную ситуацию в Сирии и деятельность МКК в этой и других «горячих точках», в том числе, на Юго-Востоке Украины, донеся глубокую озабоченность ухудшением ситуации, что связано, прежде всего, с наращиванием активности боевиков ИГИЛ (организации, запрещенной на территории РФ).

Важнейшими событиями 2015 года для нашей страны, оказались те со знаком «плюс», которые произошли в итоге в Вене, когда Иран и шестерка международных посредников достигли всеобъемлющих договоренностей по ядерной программе. Этот факт важен достижением трудного успеха в отношении собственно ядерной программы Тегерана, имея в виду, с каким мощным внутриполитическим сопротивлением столкнулась администрация Обамы, упорно отстаивавшая свою твердую позицию в этом вопросе.

Комитет постоянно анализировал складывающуюся ситуацию. В апреле на своем заседании он обсудил вопрос «О ядерной программе Ирана в контексте международной безопасности. Итоги переговоров в Швейцарии и открывающиеся перспективы». 1 июня прошло заседание «круглого стола» на тему «Об итогах обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия в контексте национальных интересов Российской Федерации», а 13 октября — «круглый стол» на тему «О перспективах окончательного урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы на основе Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД)».

Реализуя концепцию «мягкой силы», изложенную в государственной программе Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность», ориентируясь на Комплексную стратегию расширения российского гуманитарного влияния за рубежом на период до 2020 года, Комитет обсуждал на своих заседаниях, парламентских слушаниях и «круглых столах» различные аспекты современного состояния дел в сфере культурно-гуманитарного сотрудничества и в области осуществления государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.

На заседаниях Комитета обсуждались вопросы «О проблеме объективного определения места России в международных экономических рейтингах», «О дополнительных мерах, активизирующих ход выполнения решения Комитета о состоянии и статусе находящихся за рубежом воинских захоронений и мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение»; на парламентских слушаниях — «Повестка дня Организации Объединенных Наций в области развития на период после 2015 года: практические аспекты реализации», «Универсальные стандарты при организации выборов и последующей оценке их итогов: международные тенденции и практика», «Политико-правовые аспекты противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников: сравнительный анализ и уроки на будущее» (по итогам принято постановление Совета Федерации от 20 мая 2015 года №186-СФ, отв. член Комитета О.Н.Тимофеева; на «круглом столе» — «Создание объективного международного образа России через реализацию государственных программ Российской Федерации».

Особым для Комитета предметом ведения и важнейшим направлением деятельности является тема Русского мира. На своем заседании Комитет обсудил доклад члена Комитета И.Н.Морозова «Об итогах завершившихся региональных конференций соотечественников, прошедших в 2015 году, в контексте подготовки к пятому Всемирному конгрессу соотечественников».

По итогам «круглого стола» «Совершенствование механизмов взаимодействия Российской Федерации с зарубежным Русским миром» было принято развернутое постановление Совета Федерации, исполнение которого было обеспечено активной работой с регионами абсолютного большинства сенаторов. Проанализирована информация о результатах мониторинга реализации Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, от членов Совета Федерации, представляющих 57 субъектов Российской Федерации.

За всё время реализации Государственной программы в Российскую Федерацию переселилось более 381 тысячи соотечественников, при этом по состоянию на 1 октября 2015 года участниками Государственной программы вместе с членами семей, переехавшими в Россию в 2015 году, стали 129 тысяч человек. Число участвующих реализации Государственной программы субъектов Российской Федерации к настоящему времени достигло 59.

Анализ представленной членами Совета Федерации информации показал, что в 2015 году Государственная программа стала более востребованной соотечественниками. Это связано, в том числе, с военными действиями на Юго-Востоке Украины. Так, выходцы из Украины занимают, как правило, первое место среди переселенцев по Государственной программе и составляют от 25 до 95% её участников в зависимости от региона. Например, в 2015 году 94,7% прибывших в Курскую область переселенцев стали граждане Украины.

Некоторые субъекты Российской Федерации (Республика Бурятия, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Красноярский край, Пермский край, Калужская, Вологодская, Магаданская, Омская, Оренбургская Свердловская области) проинформировали о превышении плановых показателей по приёму участников программы.

Заместитель председателя Комитета по международным делам А.А.Климов активно работал в Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям также представили свою информацию об учёте рекомендаций постановления в практической работе.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2015 года №ИШ-П2-3197 МИДу России, Минфину России, Минобрнауки России, Минкультуры России и Минэкономразвития России поручено учесть рекомендации постановления в практической работе по поддержке соотечественников за рубежом и в целях развития международного гуманитарного сотрудничества. Ряд министерств (Минобрнауки России, Минкультуры России) полагают возможным продолжение деятельности по поддержке соотечественников за рубежом в рамках существующих механизмов и программ.

Так, мероприятия по поддержке Русского мира реализуются Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011–2015 годы (далее – ФЦПРЯ), а также путём предоставления субсидий на финансовое обеспечение деятельности Фонда «Русский мир».

Федеральным законом от 1 декабря 2014 года №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году на финансовое обеспечение ФЦПРЯ предусмотрены бюджетные ассигнования в объёме 392 млн. рублей, а на финансовое обеспечение Фонда «Русский мир» — в объёме 427 млн. рублей, на 2016 и 2017 годы — по 475 млн. рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. №481 утверждена федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016–2020 годы с объёмом финансового обеспечения в части мероприятий Минобрнауки России на 2016 год – 845 млн. рублей, на 2017 год – 867 млн. рублей, на 2017 год – 937 млн. рублей.

Минкультуры России в рамках программы поддержки соотечественников за рубежом проводит концерты и культурные акции российских деятелей культуры и искусства на площадках российских центров науки и культуры в зарубежных странах. При этом с 2013 год наблюдается динамика роста количества проводимых мероприятий. Так, если в 2013 году подобные мероприятия на площадках РЦНК были проведены в 8 странах, в 2014 году – в 16 странах, то в 2015 году планируется провести уже в 32 странах мира.

Ключевым элементом реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом в рамках деятельности профильных органов государственной власти Российской Федерации является Программа поддержки соотечественников за рубежом на 2015–2017 гг., предусматривающая, в частности, проведение скоординированных мероприятий в различных странах, защиту прав и свобод, развитие информационного обеспечения соотечественников, культурных, образовательных и научных связей, сохранение русской языковой и культурной среды, работу с молодёжью и помощь ветеранам.

В части работы с молодым поколением соотечественников необходимо отметить, что при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом создан межведомственный Совет по делам молодёжи, который будет координировать работу по реализации государственной политики в отношении молодых соотечественников, проживающих за рубежом.

МИД России совместно со Всемирным координационным советом российских соотечественников (далее – ВКС) проводит определённую работу по формированию более эффективных механизмов представительства интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации. Так, накануне пятого Всемирного конгресса соотечественников в рамках прошедших в течение 2015 года шести региональных конференций соотечественников состоялись выборы страновых общин, которым делегируется право направлять своих наиболее авторитетных представителей в новый состав ВКС.

Заметное место в реализации программ и проектов в области развития связей с соотечественниками за рубежом и международного гуманитарного сотрудничества занимают российские некоммерческие организации.

По информации Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, в 2016–2018 гг. планируется продолжить положительную практику реализации таких постоянных научно-образовательных программ, как «Дипломатический семинар молодых экспертов России, Украины и Белоруссии», «Кавказский диалог», «Каспийский диалог», «Балканский диалог», «Балтийский диалог», «Школа по Центральной Азии», «Академия ОДКБ», «Диалог в имя будущего». Также планируется запустить ряд новых проектов – «Дом Горчакова», «Открытая Россия», «Российский взгляд», «Поддержка экспертной мобильности».

Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, продолжает оказывать квалифицированную юридическую помощь российским соотечественникам за рубежом в случае нарушения их законных прав. В настоящее время действует 18 центров правовой защиты в странах ближнего и дальнего зарубежья. Практикуется выпуск рубрик правовой информации в русскоязычных СМИ в 20 странах мира.

В целях оптимизации работы по вопросам расширения гуманитарного влияния Российской Федерации за рубежом, а также обеспечения наиболее эффективной координации деятельности органов государственной власти, общественных объединений и бизнес-структур с государственным участием в сфере продвижения гуманитарных интересов в зарубежных странах через инструменты гуманитарного влияния под эгидой МИД России формируется Координационный совет фондов международной специализации, созданных с участием Российской Федерации.

По информации АНО «ТВ-Новости», телеканал RT постоянно ведёт работу по повышению интереса аудитории, не говорящей по‑русски, к России и русскому языку. На англоязычном сайте «Russia Today» имеется портал «Learn Russian», разработанный для изучения русского языка иностранными гражданами. Создан специальный справочный портал на английском языке, который полностью посвящён России.

На базе канала организуются трёхдневные программы стажировок с целью ознакомления журналистов телекомпаний России и СНГ с технологиями мультимедийного производства на круглосуточном информационном канале. Участники стажировок могут познакомиться с технологией продвижения контента в «новых медиа» и перенять опыт в этой области, накопленный телеканалом «Russia Today». На сегодняшний день были проведены 33 стажировки, в которых приняли участие 359 журналистов из России, Украины, Молдавии, Приднестровья, Белоруссии, Казахстана, Абхазии, Южной Осетии и других.

АНО «ТВ-Новости» полагает, что указанные проекты могут быть использованы при дальнейшей реализации предложенных в постановлении рекомендаций.

МИА «Россия сегодня» ведёт активное взаимодействие с русскоязычными СМИ за рубежом. Налажено сотрудничество с рядом крупнейших новостных агентств в странах СНГ и Грузии, которые распространяют информацию не только на национальных языках, но и на русском.

Во всех странах, где действуют представительства МИА «Россия сегодня», агентство поддерживает мероприятия, организуемые для российских соотечественников. В частности, такая практика налажена в Армении, Азербайджане, Молдавии, Грузии. В Абхазии, Белоруссии и Киргизии представительства МИА «Россия сегодня» успешно работают в формате хабов Sputnik. В Южной Осетии представительство в виде хаба работает в тестовом режиме, в Таджикистане – находится в режиме ожидания государственной регистрации. В Латвии, Узбекистане, Литве и Эстонии предполагается открытие представительств.

В рамках реализации решений IV Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом (г. Санкт-Петербург, 26–27 октября 2012 г.), касающихся разработки механизмов оказания содействия деятельности электронных и печатных русскоязычных СМИ за рубежом, был учреждён и 22 октября 2014 года зарегистрирован Фонд сотрудничества с русскоязычной зарубежной прессой – Фонд ВАРП, учредителями которого выступили ИТАР-ТАСС, «Российская газета», Союз журналистов Москвы, Российский институт прессы, Национальная ассоциация телерадиовещателей, Международная академия телевидения и радио, МедиаСоюз.

К настоящему моменту в Фонде завершено формирование руководящих и контролирующих органов. Основные усилия Фонда сегодня направлены на формирование финансовой базы.

Дополнительным ресурсом в формате «мягкой силы» может стать завершающаяся с участием члена Комитета С.П.Цекова работа межведомственной рабочей группы по доработке проекта федерального закона № 351625–5 «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации», которая сформирована при Минэкономразвития России.

В последние годы резко увеличивалась активность иностранных государств на российском направлении, все чаще действующих через посредничество различных НПО, финансируемых и поддерживаемых при этом из государственных источников. Выросло иностранное финансирование российских некоммерческих организаций — с 37 млрд. рублей в 2013 году до более 70 млрд. в 2014 году. С учетом этих обстоятельств Комитет Совета Федерации по международным делам совместно с Комитетами Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, и по обороне и безопасности провел совещание на тему «О правовой и политико-дипломатической институализации перечня зарубежных неправительственных организаций (патриотического стоп-листа)», по итогам которого было подготовлено Обращение к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, Министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, Министру юстиции РФ Александру Коновалову в связи с необходимостью определения дополнительных мер по противодействию антироссийской активности иностранных или международных неправительственных организаций, принятое затем 8 июля 2015 на 377-м заседании Совета Федерации. Некоторые результаты рассмотрения уполномоченными государственными органами Российской Федерации данного Обращения были обсуждены в ходе совместного совещания трех комитетов Совета Федерации 24 декабря 2015 года с участием представителей министерств юстиции и иностранных дел, а также Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Было решено продолжить работу над этой проблемой в 2016 году.

Реализация плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации в 2015 году в аспекте вопросов ведения Комитета соответствовала сложившейся географии взаимоотношений палаты с парламентами иностранных государств всех континентов с учетом заключенных соглашений о сотрудничестве и развития контактов с новыми парламентскими партнерами.

Члены Комитета принимали участие во всех значимых международных мероприятиях, имевших парламентскую составляющую — в мероприятиях, посвященных 25-летию установления дипломатических отношений России и Республики Корея в мае в г.Сеуле; в составе делегации группы по сотрудничеству Совета Федерации с Национальным Собранием Вьетнама для участия в работе «круглого стола» на тему «Сотрудничество регионов России и Вьетнама», который состоялся в декабре в г.Ханой. 15–19 марта делегация Комитета посетила с рабочим визитом Республику Куба, что позволило активизировать российско-кубинское межпарламентское сотрудничество, согласовать позиции на площадке Межпарламентского союза, придать новый импульс двустороннему взаимодействию в торгово-экономической и образовательной сферах. В Комитете осуществлены встречи с чрезвычайными и полномочными послами Китайской Народной Республики, Республики Куба, Республики Корея, Государства Израиль, Японии; с делегацией группы дружбы Национального собрания Лаосской Народно-Демократической Республики с Советом Федерации во главе с заместителем председателя комитета Национального собрания ЛНДР по экономической политике Б.Сисулатом; с Государственным министром иностранных дел Федеративной Демократической Республики Эфиопии Берхене Гербе-Кристосом, с Генеральным комиссаром Ближневосточного агентства ООН П.Крэхенбюлем; с рядом мусульманских духовных лидеров.

На высоком уровне состоялся прием иностранных делегаций: Комиссии по внешним связям Сената Демократической Республики Конго во главе с председателем Комиссии Ж.К.Мокени-Атанингаму; Комитета Сената Республики Кении по национальной безопасности и международным связям во главе с председателем Комитета М.Ю.Хаджи; Национального Собрания Республики Корея во главе с председателем Комитета по международным делам и объединению Национального собрания На Кён Вон.

На укрепление международно-правовой базы отношений России с иностранными государствами была направлена деятельность Комитета, обеспечивающая своими рекомендациями решения Совета Федерации в отношении федеральных «ратификационных» и других законов, принятых Государственной Думой. Всего было одобрено 45 законов, в том числе «О ратификации Протокола к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии», «О присоединении Российской Федерации к Международному соглашению по кофе 2007 года», «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы», «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей», «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о предоставлении Правительству Республики Кипр государственного финансового кредита от 23 декабря 2011 г.», «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений», «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о предоставлении Правительству Боливарианской Республики Венесуэла государственного кредита от 8 декабря 2011 года», «О ратификации Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря», «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бахрейн о поощрении и взаимной защите капиталовложений», «О ратификации Международного соглашения по какао 2010 года», «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о выдаче», «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Ливанской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы», «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве и взаимодействии в оказании услуг по ледокольной проводке судов в Балтийском море», «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам».

До 2015 года в Совете Федерации было создано 37 групп по сотрудничеству с парламентами (палатами парламентов) иностранных государств. В течение 2015 года это число увеличилось до 41 и пополнилось группами по сотрудничеству с Сеймом Латвийской Республики, Народной скупщиной Республики Сербии, Национальным советом Словацкой Республики, Национальным советом провинций Парламента Южно-Африканской Республики. Продолжается работа по формированию групп по сотрудничеству Совета Федерации с Сенатом Национального Конгресса Аргентинской Республики, Сенатом Конгресса Филиппин, Меджлисом Туркменистана.

В настоящее время в Совете Федерации существует 41 группа по сотрудничеству с парламентами (палатами парламентов) иностранных государств.

Информация о состоявшихся мероприятиях оперативно и регулярно размещалась в тематических рубриках официального сайта Совета Федерации: «Новости», «Новости комитетов», «Сенаторы в регионах», а также в соответствующих разделах страницы Комитета Совета Федерации по международным делам. Речь «от первого лица» членов Комитета с комментариями и оценками актуальных внешнеполитических событий, а также анонсы и итоги мероприятий Комитета отражались в рубриках «Блоги сенаторов», «Прямая речь», «Собственное мнение» и многочисленных видеоинтервью телеканалу Совета Федерации «Вместе-РФ» с их последующей публикацией на сайте палаты.

Всего за истекший период на сайте Совета Федерации было опубликовано около 1000 материалов о деятельности Комитета и его членов, порядка 800 новостей, более 100 видеосюжетов и 150 блогов.