Комитет Совета Федерации по международным делам (далее также — Комитет) рассматривал в качестве основной задачи обеспечение полноформатного участия Совета Федерации в реализации единой внешнеполитической линии Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации.
В этих целях была организована системная работа по вовлечению потенциала Совета Федерации, его руководителей и сенаторов в законодательное обеспечение внешнеполитического курса государства и выполнения им международных обязательств, многостороннее и двустороннее международное парламентское сотрудничество в интересах упрочения позиций Российской Федерации в современном мире.
Приоритеты в межпарламентском сотрудничестве определялись и осуществлялись исходя из положений Концепции внешней политики Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, других основополагающих документов по ключевым вопросам международной повестки дня и внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
Усилия Совета Федерации, его депутаций и делегаций в делегациях Федерального Собрания Российской Федерации в межпарламентских организациях, групп по сотрудничеству с парламентами иностранных государств, равно как и собственно Комитета были направлены на расширение географии сотрудничества и — через продвижение объединительной повестки дня — на развитие межпарламентского взаимодействия.
Заметными публичными событиями становились сформулированные и адресованные парламентариям государств мира и международной общественности позиции Совета Федерации по ключевым вопросам современности. В частности, Комитетом были подготовлены Заявление Совета Федерации в связи с первой годовщиной принятия постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 355-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», Заявление Совета Федерации в связи с убийством Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике Андрея Геннадьевича Карлова, Постановление Совета Федерации «Об итогах парламентских слушаний „Повестка дня ООН в области развития на период после 2015 года – практические аспекты реализации“, Заявление Совета Федерации о недопустимости политизации спорта, Заявление Совета Федерации о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной Соединенными Штатами Америки в отношении Республики Куба.
29 сентября 2016 года проведено совместное заседание Комитета
Совета Федерации по международным делам и Комитета Совета Федерации по обороне
и безопасности, на котором впервые в практике палаты был заслушан доклад
Правительства Российской Федерации о состоянии стратегических ядерных сил
Российской Федерации и ходе выполнения Договора между Российской Федерацией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических
наступательных вооружений (Договора о СНВ). Мероприятие проведено в соответствии с Федеральным законом
от 28.01.2011 г. № 1-ФЗ «О ратификации договора между Российской
Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений», согласно которому
Правительство ежегодно информирует палаты Федерального Собрания Российской
Федерации о ходе выполнения нового Договора о СНВ, а палаты, соответственно,
рассматривают ежегодный доклад Правительства о состоянии стратегических ядерных
сил Российской Федерации и ходе выполнения Договора.
В рамках законодательного сопровождения внешнеполитического
курса Российской Федерации и выполнения ею международных обязательств в течение
2016 года Комитетом рассмотрено 63 федеральных закона, 57 из которых – о ратификации международных договоров Российской Федерации.
В их числе – 13 федеральных законов, способствующих укреплению связей с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и 4 – в рамках
развития нормативной правовой базы Евразийского экономического союза. Во исполнение поручения Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко Комитет совместно
с Управлением международных связей Аппарата Совета Федерации наладил систему
информирования через дипломатические каналы Министерства иностранных дел
Российской Федерации парламентов иностранных государств об одобрении Советом
Федерации федеральных законов о ратификации двусторонних международных
договоров Российской Федерации с соответствующими государствами.
В центре внимания общественности оказалось обсуждение в палате Федерального закона «О ратификации соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики», Федерального закона «О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области и протоколов к этому Соглашению», Федерального закона «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации (в иностранном государстве) и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)» и другие.
Осуществлены консультации по назначению и отзыву 27 дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
В целом, Комитет Совета Федерации по международным делам придерживался
установки руководства палаты на инициативную и опережающую работу по всем
вопросам межпарламентского взаимодействия, развитие и укрепление связей с зарубежными парламентами как в многостороннем, так и двустороннем форматах, продвижение
идей о необходимости консолидации усилий в борьбе с международным терроризмом, интенсификацию
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.
Как и прежде, в центре внимания Комитета находились интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств и их ключевой и практический аспект – деятельность делегации Совета Федерации в делегации Федерального Собрания Российской Федерации в МПА СНГ, активность которой способствовала повышению роли и значения МПА СНГ на пространстве Содружества Независимых Государств и за его пределами, а также во взаимодействии с ведущими межпарламентскими организациями.
Стало продуктивной практикой предварительное обсуждение на заседаниях Комитета тем предстоящих дискуссий в МПА СНГ, а затем – информирование членов комиссий МПА СНГ об осуществленных и намечаемых инициативах российских делегаций на других межпарламентских площадках, в частности, МПС, например, о придании русскому языку статуса рабочего языка в МПС, а также о проведении в 2017 году в Санкт-Петербурге сессии МПС и ее содержании, о готовящемся проекте резолюции «Роль парламентов в предотвращении внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств», о необходимости активизировать работу геополитической группы «Евразия» в целях повышения её авторитета и продвижения совместных вопросов.
На ноябрьском заседании комиссии были обсуждены итоги 135-й Ассамблеи МПС, деятельности геополитической группы «Евразия», вопросы участия национальных парламентов в работе 136-й Ассамблеи МПС 1–5 апреля 2017 года в Дакке (Бангладеш), 137-й сессии Ассамблеи МПС 14–18 октября 2017 года в Санкт-Петербурге.
На майском заседании Совета МПА СНГ были сформулированы перспективы взаимодействия МПА СНГ и ведущих международных парламентских организаций по актуальным проблемам мировой повестки дня с участием руководителей крупнейших международных организаций: председателя Межпарламентского союза С.Чоудхури, председателя ПАСЕ П.Аграмунта, председателя ПА ОБСЕ И.Канервы, председателя ПАС Ш.Ш.Чодхури. Поддержана инициатива возобновления традиций проведения совместных заседаний профильных комитетов и комиссий, тематических конференций и семинаров по различным аспектам международного сотрудничества, следствием которой стало участие членов Постоянной комиссии МПА СНГ по политическим вопросам и международному сотрудничеству в заседании Подкомитета по внешним связям Комитета ПАСЕ по политическим вопросам в Париже 15 декабря 2016 года. После решения Советом МПА СНГ от 24 ноября началась совместно с ПА ОБСЕ подготовка к проведению в марте 2017 года в Санкт-Петербурге парламентской конференции по борьбе с терроризмом.
В ноябрьском пленарном заседании Ассамблеи приняли участие председатель ПА ЧЭС, председатель Народной скупщины Сербской Республики М.Гойкович, председатель Парламентской Ассамблеи Средиземноморья (ПАС) Ф.М.Аморузо.
Между МПА СНГ и ПАС подписан Меморандум о взаимопонимании. Новацией для Постоянной комиссии МПА СНГ по политическим вопросам и международному сотрудничеству стало обсуждение на ее заседании вопроса, инициированного «извне» — Ф.М.Аморузо и С.Пьяцци, генеральным секретарем ПАС, и с их участием — об участии национальных парламентов в исполнении резолюций Совета безопасности ООН по борьбе с терроризмом: всеобъемлющая стратегия и укрепление сотрудничества.
Учитывая непрекращающиеся попытки отдельных международных
структур использовать институт международного наблюдения за электоральными
процессами для дестабилизации внутриполитической ситуации в странах с «неэталонной
демократией», Комитет сохранил особое внимание к этой остроактуальной
теме, обеспечил содержательное участие членов Совета Федерации в мониторинговых
миссиях и формировании объективных оценок по итогам выборов и референдумов. Представители
Совета Федерации девять раз работали в мониторинговых миссиях СНГ, МПА СНГ, ПА
ОБСЕ, ШОС, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
В 2016 году члены Совета Федерации участвовали в качестве международных наблюдателей
за подготовкой и проведением внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента
Республики Казахстан (20 марта, член Комитета И.Н.Морозов); выборов народных
депутатов Республики Сербия (24 апреля); всенародного референдума по изменениям
и дополнениям в Конституцию Республики Таджикистан (22 мая, член Комитета
Р.Н.Зинуров); выборов в Палату представителей Национального собрания Республики
Белоруссия
(11 сентября); всенародного голосования (референдума) по внесению изменений в Конституцию Азербайджанской Республики (26 сентября); выборов Президента
Республики Молдова (30 октября, 12–14 ноября, члены Комитета Р.Н.Зинуров,
Л.В.Тягачев), выборов Президента Республики Узбекистан (4 декабря, первый
заместитель председателя Комитета В.М.Джабаров), выборов Президента
Приднестровской Молдавской Республики (12 декабря, член Комитета
О.Л.Тимофеева), референдума о внесении изменений в Конституцию Киргизской
Республики (12 декабря, член Комитета А.И.Лисицын).
Задачей Комитета, решающейся совместно с секретариатом МПА СНГ, остается разработка универсального документа по наблюдению за выборами, исключающего применение двойных стандартов при оценке результатов голосования, а затем его презентация на межпарламентских площадках.
Комитет принял активное участие в подготовке и проведении мероприятий и разработке итоговых документов третьего Форума регионов Беларуси и России, прошедших 7–8 июня 2016 года в Минске (секция «Белорусско-российское сотрудничество в сфере молодежной политики», третье заседание Межпарламентской комиссии Совета Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству). На основании принятых Межпарламентской комиссией решений началась работа по подготовке доклада о состоянии и гармонизации законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь в области промышленной политики.
В рамках российско-белорусского межпарламентского взаимодействия депутация Совета Федерации в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России сосредоточила усилия на отработке на уровне постоянных комиссий вопросов достаточности обеспечения бюджетными средствами Союзного государства союзных программ, предусматривающих реализацию крупных промышленных и научно-технологических проектов. Продолжена деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы по приоритетным направлениям союзного строительства.
Активность Комитета на евразийском интеграционном направлении осуществлялась благодаря деятельности его подкомитетов – по вопросам евразийской экономической интеграции (председатель В.М.Джабаров, первый заместитель председателя Комитета) и по межпарламентскому взаимодействию стран БРИКС и ШОС (председатель А.А.Климов, заместитель председателя Комитета).
Договор о Евразийском экономическом
союзе предопределил движение стран-участниц вперед с целью углубления
интеграции, что предполагает принятие дополнительных документов в развитие
Договора и в целом обеспечит сближение и гармонизацию национальных
законодательств для эффективного функционирования Союза. Договором о Евразийском
экономическом союзе не предусмотрена его парламентская составляющая. Тем не менее, Союз стал критериальным, системным измерением всей законотворческой и представительной деятельности Совета Федерации, Комитета Совета Федерации по международным делам, всех российских регионов, представители которых объединены
в верхней палате парламента.
С момента вступления в силу Договора о ЕАЭС Комитет рассматривал и принимал рекомендации
палате о ратификации федеральных законов исключительно через призму Договора, поверял
каждый государственный нормативный правовой акт высшего уровня, каждый
ратифицируемый международный договор на предмет его соответствия или отсутствия
противоречий с правом Союза.
Обсуждению итогов нормативно-правового обеспечения деятельности Евразийского экономического союза в связи с первой годовщиной его образования были посвящены парламентские слушания, проведенные Комитетом Совета Федерации по международным делам 29 января 2016 года. Основные доклады на слушаниях были представлены советником Президента Российской Федерации, академиком РАН С.Ю.Глазьевым, статс-секретарем – заместителем Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Л.Евтуховым. В ходе парламентских слушаний рассмотрены ход реализации положений Договора в части, касающейся сфер экономической деятельности, для которых предусматривается гармонизация или унификация законодательства, а также вопросы обеспечения совместимости международных договоров, заключаемых в рамках других интеграционных объединений (ШОС, БРИКС и др.), с договоренностями в рамках ЕАЭС. По итогам обсуждения участниками слушаний приняты рекомендации, направленные федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации в целях совершенствования их деятельности по приведению российского законодательства в соответствие с правом ЕАЭС.
15 ноября 2016 г. Комитет провел «круглый стол» по теме «Роль и место России в формировании и развитии международных транспортных коридоров», в котором приняли участие руководители Минтранса России, федеральных агентств воздушного, автомобильного транспорта, Федерального дорожного агентства, ОАО РЖД, представители Евразийской экономической комиссии, РСПП, научно-экспертного сообщества, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Состоявшееся обсуждение показало, что потенциал России, ее географическое положение и вытекающие из этого очевидные конкурентные преимущества, прежде всего, экономические, позволяют претендовать на значительно более заметную роль и, соответственно, участие в транспортном секторе мировой экономики и распределении прибыли. Существует большое количество проблем, связанных с отраслевой конкуренцией различных видов транспорта, слаборазвитой логистикой, недостаточной скоординированностью работы транспортных ведомств. Для комплексного решения имеющихся проблем недостаточно усилий только транспортных ведомств, требуется подключение МИД России и Минэкономразвития России. В условиях наблюдающегося дефицита нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в транспортной сфере, необходимо содействие Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе по вопросам гармонизации законодательства и сопряжения транспортных стратегий с государствами – членами ЕАЭС. Полученные в ходе «круглого стола» наработки были использованы при подготовке декабрьского заседания Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации на тему «Стратегические инфраструктурные проекты как локомотивы экономического роста ЕАЭС».
Системной и продуктивной стала работа Комитета совместно с Комиссией Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества по теме приграничного и межрегионального сотрудничества, являющегося важным резервом формирования стабильной и устойчивой системы международных отношений. Установление и поддержание международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, разработка и реализация совместных проектов, создание условий для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры, информационная поддержка, расширение культурных связей, научного и гуманитарного сотрудничества – это те механизмы, реализация которых регионами страны обеспечивает не только выстраивание взаимовыгодных отношений с иностранными партнерами, но фактическую нейтрализацию действий финансово-экономических санкций против Российской Федерации.
Предметом целенаправленной работы Комитета стало
сопровождение проекта федерального закона «Об основах приграничного
сотрудничества в Российской Федерации», который был принят в первом чтении
еще 30 июня 2010 года. Однако затянувшийся процесс межведомственных согласований
практически остановил его дальнейшую доработку. Комитет взаимодействовал с межведомственной рабочей группой по доработке законопроекта, неоднократно рассматривал
различные аспекты законопроекта на своих заседаниях, в том числе выездных. 11 апреля во Владикавказе был рассмотрен вопрос «О проблемах и практике
реализации Федерального закона
„О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации“ (координатор проведения — заместитель председателя
Комитета А.Б.Тотоонов). 21 июня в городе Белокурихе (Алтайский край) состоялось
заседание на тему „Роль приграничного и межрегионального сотрудничества
субъектов Российской Федерации в развитии Евразийского экономического союза“
(на примере межрегиональной интеграции „Наш общий дом – Алтай“). 1
октября в городе Улан-Удэ предметом обсуждения членов Комитета стала тема „Роль
приграничного и межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации
в сопряжении строительства Евразийского экономического союза и Экономического
пояса Шелкового пути“ (координатор проведения – член Комитета
А.К.Тулохонов).
Материалы выездных заседаний были изданы отдельной брошюрой, а предложения и рекомендации в части совершенствования законодательства о приграничном сотрудничестве, сформулированные по итогам выездных заседаний, были направлены в Правительство Российской Федерации, которое после доработки и согласования внесло в Государственную Думу поправки к проекту федерального закона № 351625–5 «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». С учетом правительственных поправок законопроект приобрел более совершенный вид. Он устанавливает основные понятия, цели и принципы приграничного сотрудничества, формы и порядок его осуществления, определяет права и обязанности органов местного самоуправления по реализации приграничного сотрудничества. Законопроектом определяется федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный вырабатывать единую государственную политику и осуществлять нормативно-правовое регулирование в этой сфере, оценивать эффективность программ и проектов приграничного сотрудничества, а также оказывать правовую, организационную и методическую поддержку приграничным субъектам и муниципальным образованиям и координировать их работу. В итоге законопроект вступил в процедуру подготовки ко второму чтению, включен в проект плана законопроектной работы Государственной Думы на февраль 2017 года. Его принятие также обеспечит реализацию ратифицированного Российской Федерацией Протокола №3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС). Протокол ориентирован на участие в приграничном сотрудничестве органов местного самоуправления, компетенция которых должна быть установлена национальным законодательством, а формат компетенции определяется законопроектом «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации».
Впервые в своей практике Комитет Совета Федерации по международным делам непосредственно участвовал в проведении Дней Вологодской области в Совете Федерации и в рамках этого мероприятия при участии делегации региона обсудил на своем заседании вопрос о ходе осуществления международных и внешнеэкономических связей Вологодской области, приняв развернутое решение.
8 декабря 2016 года Советом законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по итогам рассмотрения вопроса «Опыт и перспективы развития международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», подготовленного Комитетом и Комиссией Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества, принято решение продолжить мониторинг практики применения Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», учесть необходимость совершенствования отдельных норм законодательства исходя из складывающейся внешнеполитической обстановки, расширить положительную практику оказания органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимой юридико-технической и методической поддержки в надлежащем оформлении проектов соглашений об установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.
Комитет выдерживал линию на повышение эффективности парламентской дипломатии, развитие межпарламентского сотрудничества Совета Федерации с парламентами иностранных государств, международными объединениями и парламентскими организациями.
16–21 января 2016 года делегация Совета Федерации во главе с председателем Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачевым приняла участие в 24-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (г.Ванкувер, Канада), в ходе которого консенсусом были приняты три ключевых резолюции, инициированных российской делегацией, в том числе «Политика и безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе» и «Борьба с терроризмом». В преддверии 25-й ежегодной сессии Азиатско-тихоокеанского парламентского форума (15–19 января 2017, Фиджи) в Комитете разработано пять проектов резолюций по темам: «Содействие устойчивому экономическому росту в АТР», «Обеспечение продовольственной безопасности в АТР», «Борьба с бедностью – продвижение повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», «Сохранение и устойчивое использование наземных экосистем, океанов, морей и морских ресурсов», «Методы сотрудничества и практические подходы, которые могут применять парламенты и научно-исследовательские институты в интересах устойчивого развития».
Накануне 134-й Ассамблеи Межпарламентского союза, центральной темой дискуссии которой было заявлено «омоложение» демократии, предоставление права голоса молодежи, Комитет совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике провел «круглый стол» на тему «Молодежная дипломатия как неотъемлемая часть международного сотрудничества», в работе которого приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, Палаты молодых законодателей при Совете Федерации, члены Общественной палаты Российской Федерации, экспертного сообщества и молодежных организаций.
В ходе 134-й Ассамблеи МПС (г.Лусака, Замбия) председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачев избран членом Исполнительного комитета МПС от группы «Евразия», заместителем председателя МПС. Тогда же Ассамблеей принято решение о подготовке резолюции «Роль парламента в предотвращении внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств», инициированной российской делегацией в Постоянном комитете МПС по миру и международной безопасности.
27 октября с. г. делегация Федерального Собрания Российской Федерации приняла участие в работе 135-й Ассамблеи МПС (г.Женева, Швейцария) и в связанных с ней мероприятиях. Российскую парламентскую делегацию на Ассамблее возглавила Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко.
В рамках работы Постоянного комитета по миру и международной безопасности МПС состоялись экспертные слушания по проекту резолюции, предложенной российской делегацией, а содокладчиками определены К.И.Косачев и председатель Постоянного комитета Палаты Представителей Республики Кипр по беженцам С.К.Кукума. В начале декабря представлен окончательный текст резолюции и пояснительной записки, с предполагаемым последующим принятием на 136-й Ассамблее МПС в Дакке (Бангладеш) в апреле 2017 года.
На заседании Бюро Постоянного комитета по демократии и правам
человека состоялись презентации проектов тем резолюций. В результате
голосования 14 голосов были отданы в поддержку российского предложения, что
обеспечило ему роль основного события 137-й Ассамблее МПС в Санкт-Петербурге. Будущий
докладчик по резолюции «К 20-летию принятия Всеобщей декларации о демократии: общность разнообразия»
И.М.-С.Умаханов в своем выступлении призвал членов МПС принять предложенную
российской делегацией концепцию резолюции, обратив внимание на то, что
демократия не может существовать без равенства и взаимного уважения. В проекте
резолюции планируется отразить, что демократия не является идеей исключительно
западного происхождения. Демократия, как это закреплено во Всеобщей декларации,
является общемировой идеей, которая должна реализовываться с учетом
разнообразия опыта и культурных особенностей, не умаляя, при этом,
общепризнанные принципы, нормы и стандарты.
На заседании Руководящего совета было вновь подтверждено принятое решение о проведении 137-й Ассамблее МПС в Санкт-Петербурге. Украинская делегация, по сути, навязала Совету голосование по этому вопросу, которое только продемонстрировало единодушие среди делегатов, проголосовавших за проведение Ассамблее в Санкт-Петербурге в октябре 2017 года (138 голосов – «За», 19 – «Против» (Австралия, Новая Зеландия, Канада, Эстония, Швеция, Украина), 5 голосов – «Воздержались»), причем в пользу российского предложения проголосовали в том числе страны, которые в инициативном порядке ввели санкции в отношении России.
Важное значение имело участие делегаций Совета Федерации в работе Парламентской ассамблеи ОБСЕ (руководитель делегации В.М.Джабаров, первый заместитель председателя Комитета). Основной задачей на этом направлении оставалось продвижение российских внешнеполитических подходов, прежде всего по вопросам создания в Евроатлантике и Евразии общей системы безопасности, а также разработка мер совместного противодействия новым трансграничным (транснациональным) вызовам и угрозам.
Повышенное внимание уделялось формированию и работе делегаций Совета Федерации в Парламентской Ассамблее ОДКБ, Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества, Северном Совете, Парламентской конференции Балтийского моря, Конференции парламентариев Арктического региона, Азиатской парламентской ассамблее (член Комитета Р.Н.Зинуров). В целях смягчения антироссийской риторики и нормализации политического климата основной акцент в 2016 году делался на вопросах, требующих объединенных действий – борьбе с международным терроризмом, противодействию расизму и ксенофобии, нацизму и неонацизму.
Борьба с международным терроризмом в последние годы стала ключевой проблемой международных отношений. В целях содержательного наполнения деятельности делегаций Совета Федерации в межпарламентских организациях Комитет провел «круглый стол» по теме «Идеология международного терроризма: миф или реальность», «Международно-правовые инструменты борьбы с террористическим интернационалом» и парламентские слушания «Проблемы и перспективы соблюдения и развития международных соглашений в сфере разоружения».
Учитывая, что географическим центром противодействия международному терроризму продолжает оставаться Сирия, а западная информационная картина противостояния мировому злу значительно отличается от действительности, Комитет инициировал и осуществил совместный визит делегации Совета Федерации и евродепутатов, представляющих Италию, Эстонию и Латвию (Стефано Маулло, Яна Тоом и Андрей Мамыкин), в Дамаск в конце года, где состоялись встречи с президентом Сирийской Арабской Республики, парламентариями, общественностью страны, посещение Центра примирения сторон. Поездка и переговоры с Башаром Асадом совпали по времени с достижением договоренности и объявлением о перемирии в Сирии.
Новое звучание приобрели и двухсторонние контакты на уровне профильных парламентских комитетов Совета Федерации и парламентов иностранных государств, при этом впервые — в формате совместных заседаний. В течение 2016 года такие тематические заседания состоялись с Комиссией Кнессета Государства Израиль по иностранным делам и обороне (7–8 ноября, г.Москва), Постоянной Комиссии по внешним сношениям национального собрания Республики Армения (18–20 ноября, г.Ереван).
Важную роль сыграли рабочие визиты делегации группы по сотрудничеству Совета Федерации с Сенатом Французской Республики (г.Париж, 8–11 марта), делегаций Комитета Совета Федерации по международным делам в Люксембург (2–4 июня), в Норвегию (15–17 июня), в Италию (4–6 июля), в Австрию (18–20 декабря), а также визиты в Москву делегации Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики (17–18 февраля), группы по сотрудничеству Парламента Италии (17 февраля), Комиссии по иностранным делам Консультативного совета Королевства Саудовская Аравия (24–26 февраля), Комитета по национальной обороне и международным делам Парламента Греции (24–25 марта), Комитета по иностранным и европейским делам Палаты представителей Республики Мальта (28–30 марта), подкомитета по вопросам Европы, Евразии и возникающим угрозам Палаты представителей США (1 апреля), Комитета по международным делам Национального Совета Словацкой Республики (11–13 мая), Комиссии по внешним связям Сената Генерального Конгресса Мексиканских Соединенных Штатов (27–28 июня).
В рамках визита в г.Париж в Сенате Франции состоялся «круглый стол», на котором обсуждался информационный доклад «Отношения с Россией: в поисках выхода из политического тупика», подготовленный Комиссией Сената Французской Республики по международным делам, обороне и вооруженным силам в 2015 году.
Впервые в практике межпарламентских отношений в ответ был подготовлен российский доклад на тему «Россия – Франция: парламентский взгляд в будущее», презентация которого состоялась 6 сентября 2016 года в Совете Федерации. В докладе содержатся предложения по развитию российско-французского сотрудничества. Доклад направлен французским коллегам. Достигнуты договорённости о проведении в Москве 27 февраля 2017 года второго совместного заседания комитетов по международным делам верхних палат российского и французского парламентов с целью его обсуждения и выработки объединенной версии.
Начата подготовка к докладу об отношениях между ЕС и Россией в преддверии визита в Москву двух спецдокладчиков Комиссии по европейским делам Сената Франции, готовящих доклад на аналогичную тему.
Члены Комитета принимали активное участие в работе двусторонних межпарламентских комиссий, состоявшихся в 2016 году, а именно Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации и Парламента Республики Южная Осетия (апрель, город Цхинвал, заместитель председателя Комитета А.Б.Тотоонов), Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики (май, Китай, член Комитета И.Н.Морозов), Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации и Сената Парламента Республики Казахстан (май, Казахстан, член Комитета А.К.Тулохонов), Межпарламентской комиссии Совета Федерации и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству (июнь, Белоруссия, председатель Комитета К.И.Косачев), Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации и Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан (октябрь, Таджикистан, член Комитета Р.Н.Зинуров), Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения (ноябрь, Армения, член Комитета Р.Н.Зинуров).
В развитие договоренностей, достигнутых в ходе визита Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко в Японию, создан Консультативный совет по содействию российско-японскому межпарламентскому и межрегиональному сотрудничеству, председателем которого утвержден К.И.Косачев. В него вошли 29 членов Совета Федерации, представляющих в палате 18 российских регионов. Первое заседание Консультативного совета состоялось 22 декабря 2016 года, а 11 января 2017 года уже состоялась встреча в Москве членов Консультативного совета с делегацией японо-российского «Дискуссионного клуба» Палаты советников Парламента Японии.
5 февраля 2016 года Комитет провел «круглый стол» на тему «20 лет членства России в Совете Европы: итоги и перспективы», участники которого оценили его как старт работы по тематике, связанной с 20-летием участия России в Совете Европы. В ходе мероприятия были проанализированы итоги работы в Совете Европы с момента вступления в него России, серьезный кризис в отношениях с Парламентской ассамблеей Совета Европы. Констатировалось, что членство в Совете Европы отвечает национальным интересам Российской Федерации и необходимо продолжать взаимодействовать во всех измерениях деятельности Совета Европы, включая парламентское. Совет Европы и Парламентская ассамблея Совета Европы продолжают оставаться потенциально очень важной площадкой для выработки конструктивных решений в интересах тех людей, которые живут на пространстве Совета Европы (прежде всего, на Юго-Востоке Украины) и ожидают этих решений.
Заметно оживилась работа групп по сотрудничеству с зарубежными парламентами. В отношениях с отдельными странами этот формат является, порой, чуть ли не единственным каналом связи и донесения российской точки зрения до зарубежных коллег. В 2016 году Комитет рассмотрел вопросы о формировании и обновлении составов групп по сотрудничеству Совета Федерации с Меджлисом Туркменистана, Национальной ассамблеей Республики Ангола, Кнессетом Государства Израиль, Сенатом Национального конгресса Аргентинской Республики, Сенатом Королевства Камбоджа, Федеральным национальным советом Объединенных Арабских Эмиратов, Национальной ассамблеей Республики Эквадор.
На постоянной основе осуществлялась работа по расширению составов групп по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами иностранных государств с рассмотрением ее итогов на заседаниях Комитета Совета Федерации по международным делам.
В течение года проводилась системная работа по формированию делегаций Совета
Федерации в международных парламентских организациях и двусторонних
межпарламентских комиссиях, рассмотрению вопросов о направлении за рубеж
делегаций Совета Федерации и приема в Совете Федерации делегаций парламентов
иностранных государств и международных парламентских организаций. 21 декабря
2016 года Комитет обновил составы делегаций Совета Федерации в международных
парламентских организациях и проект плана межпарламентского сотрудничества
Совета Федерации
на 2017 год, которые затем были представлены и утверждены Советом палаты. При
формировании делегаций учитывались принципы преемственности и ротации,
максимального задействования членов Совета Федерации к работе в межпарламентских организациях. При планировании учитывалась новая Концепция
внешней политики Российской Федерации, предложения Министерства иностранных дел
Российской Федерации, договоренности, достигнутые в ходе переговоров
Председателя Совета Федерации с руководством парламентов (верхних палат
парламентов) иностранных государств и международных парламентских организаций.
В течение 2016 года на заседаниях Комитета Совета Федерации по международным делам были рассмотрены проекты соглашения о развитии межпарламентского сотрудничества между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Ассамблеей Республики Мозамбик, соглашения о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом Генеральной Ассамблеи Восточной Республики Уругвай, соглашения о развитии межпарламентского сотрудничества между Советом Федерации и Федеральным национальным советом Объединенных Арабских Эмиратов.
В центре внимания Комитета по‑прежнему остаётся сохранение и развитие связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Представители Комитета участвовали в региональных конференциях соотечественников, проживающих в странах Северной Европы (г. Стокгольм, 20–21 апреля), в странах ближнего зарубежья (г. Душанбе, 24–25 сентября), а также во Всемирной тематической конференции соотечественников «Вместе с Россией» (г. Москва, 1–2 ноября). Продолжилась практика обязательных встреч с представителями объединений соотечественников во время зарубежных визитов членов Комитета, в ходе которых обсуждались проблемы, с которыми сталкиваются проживающие за рубежом, в том числе в правозащитной и гуманитарной сфере, а также пути совершенствования законодательных основ работы по укреплению позиций русского языка и культуры в мире, участие соотечественников в формировании объективного образа России в странах проживания, а также по совершенствованию условий для получения иностранными гражданами образования в Российской Федерации.
Одной из важных тем взаимодействия с соотечественниками за рубежом остаётся совершенствование механизмов получения гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке. Эта работа ведётся, в том числе, в рамках Правительственной комиссии по миграционной политике, членом которой является первый заместитель председателя Комитета В.М.Джабаров.
По поручению Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко и в рамках участия в реализации миграционной политики Комитетом Совета Федерации по международным делам совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству во взаимодействии с МВД России и МИД России обеспечена проработка ряда проблем, связанных с таджикской трудовой миграцией в Россию. Как оказалось, планомерное сокращение принимаемых решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию граждан Республики Таджикистан и проведение с учётом достигнутых политических договорённостей активной работы по пересмотру вышеупомянутых решений вызвало на практике обратный эффект: сложилась тенденция к увеличению числа граждан этого государства, находящихся в России в нарушение миграционного законодательства. Эти темы станут особым предметом межпарламентского взаимодействия с таджикской стороной.
В течение 2016 года была продолжена работа над реализацией инициативы Совета Федерации о Патриотическом «стоп-листе» иностранных или международных неправительственных организаций, деятельность которых представляет угрозу конституционному строю, безопасности, обороноспособности и национальным интересам Российской Федерации, а также безопасности и правам ее граждан и российских соотечественников за рубежом. Осуществлялся мониторинг эффективности правового механизма, предусмотренного Федеральным законом от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Комитеты Совета Федерации по международным делам, по конституционному законодательству и государственному строительству и по обороне и безопасности дважды 18 апреля и 28 ноября обсуждали на своих совместных заседаниях итоги рассмотрения уполномоченными государственными органами Российской Федерации Обращения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я.Чайке, Министру иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврову, Министру юстиции Российской Федерации А.В.Коновалову в связи с необходимостью определения дополнительных мер по противодействию антироссийской активности иностранных или международных неправительственных организаций от 8 июля 2015 года.
В настоящее время из 12 организаций, перечисленных в Патриотическом «стоп-листе», приняты решения о признании нежелательной деятельности в отношении четырех. По пяти организациям потенциальные угрозы основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации не нашли своего подтверждения. Применительно к четырем организациям соответствующими органами Российской Федерации принимаются меры к сбору и легализации материалов, подтверждающих угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Необходимо выделить результативное участие членов Комитета в следующих важных международных мероприятиях:
— К.И.Косачева – в Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности в составе официальной делегации во главе с Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым в феврале 2016 года в Мюнхене, «круглом столе» по вопросам европейской безопасности в Народной скупщине Республики Сербии в апреле 2016 года, в 19-й германо-российской встрече на тему «Германия и Россия: к новой перезагрузке» в апреле 2016 года в Германии, в трехсторонней межпарламентской встрече «Совместный поиск решений в ответ на возникающие международные вызовы» (с участием депутатов Государственной Думы, членов Конгресса США и депутатов Бундестага Германии) в мае 2016 года в Берлине, в ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2016 года в Нью-Йорке, во встрече руководства палат парламентов стран БРИКС на тему «Парламентское сотрудничество стран БРИКС во имя достижения Целей устойчивого развития», которая состоялась на «полях» 135-й Ассамблеи Межпарламентского союза 23 октября 2016 года в г.Женеве, в Российско-Японском Форуме, посвященном 60-й годовщине подписания Совместной декларации СССР и Японии в октябре 1956 года, который состоялся в октябре 2016 года в Токио;
— В.М.Джабарова – в рабочем визите в составе группы по сотрудничеству Совета Федерации с Советом кантонов Федерального Собрания Швейцарской Конфедерации в октябре 2016 года в Швейцарию;
— Р.Н.Зинурова – в первой встрече городов-побратимов и партнерских регионов России и Словакии в июне 2016 года в Братиславе;
— А.И.Лисицына – в международном форуме «Евразийская экономическая перспектива» в апреле 2016 года в Киргизской Республике, в региональной конференции соотечественников в Таджикистане в 2016 году;
— И.Н.Морозова – в 13-м заседании Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в декабре 2016 года в Иране;
— А.К.Тулохонова – в Форуме руководителей академий наук государств, находящихся в зоне влияния Великого Шелкового пути, который состоялся в ноябре 2016 года в Пекине;
— С.П.Цекова – в Российско-Абхазском межрегиональном форуме в ноябре 2016 года в Абхазии.
В течение года председатель Комитета и члены Комитета осуществили встречи и беседы с большим числом зарубежных государственных и общественных деятелей, руководителями международных парламентских и неправительственных организаций, а именно (по хронологии) – с заместителем Председателя Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ), депутатом Риксдага Швеции Кентом Хэрстедтом; с Чрезвычайным и Полномочным Послом Японии Т.Кодзуки; с государственным секретарем по иностранным делам Министерства иностранных дел и сотрудничества Испании Игнасио Ибаньесем Рубио; с членом Сената Парламента Малайзии Нур Джазланом; с Чрезвычайным и Полномочным Послом Французской Республики в Российской Федерации Жаном Морисом Риппером; с делегацией группы дружбы «Италия-Россия» Парламента Итальянской Республики; с делегацией Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики во главе с председателем Верховного Совета ПМР В.Н.Красносельским; с исполнительным директором Центра национального интереса П.Сондерсом; с делегацией Комитета Консультативного Совета по иностранным делам королевства Саудовская Аравия во главе с председателем Комитета доктором Насером бин Абдельазизом Ал-Даудом; с делегацией депутатов ФРГ и Баварского ландтага при участии Фонда Ханнса Зайделя; с региональным директором по Ближнему и Среднему Востоку Международного Комитета Красного Креста Робертом Мардини; с делегацией во главе с руководителем итальянского региона Лигурия Дж.Тоти; с участниками семинара «Отношения России и Евросоюза: новый этап», организованного Международным дискуссионным клубом «Валдай»; с президентом Ассоциации иностранных студентов в России Яо Никэзем Аду; с Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Российской Федерации Б.Т.Джунусовым; с членом Комиссии по иностранным делам Палаты депутатов Парламента Итальянской Республики Алесандро Ди Баттисто; с Чрезвычайным и Полномочным Послом Габонской Республики в Российской Федерации Жоанной Роз Мамиака; с членом комиссии Конгресса США по иностранным делам, возглавляющим подкомитет по делам Европы, Евразии и новым вызовам, Даной Рорабахером и другими американскими конгрессменами; с членом палаты представителей Парламента Японии Томоми Инада; с Министром иностранных дел Федеративной Демократической Республики Эфиопия Тедросом Адханом; с Генеральным директором Международного Комитета Красного Креста Ивом Даккором; с Чрезвычайным и Полномочным Послом Демократической Республики Конго в Российской Федерации Валентином Нкуманом Тавуном Матунгулом; с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Швеция в Российской Федерации Петером Эриксоном; с группой представителей популярных средств массовой информации Республики Армения; с членами Союза главных редакторов средств массовой информации Финляндской Республики; с Главой Программного Офиса Совета Европы в Российской Федерации П.Зихом; с директором Института политики Азиатского общества в Нью-Йорке Кевином Радом; с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Таджикистан Имомуддином Сатторовым; с делегацией Федерального национального совета Объединенных Арабских Эмиратов во главе с председателем Федерального национального совета Амаль А.Аль-Кубейсом; с Послом Эстонской Республики в Российской Федерации Арти Хилпусом; с Министром финансов Ливанской Республики А.Халилем; с делегацией Сената Парламента Королевства Бельгия во главе с Председателем Сената Парламента Королевства Бельгия К.Дефрень; с делегацией Комиссии по внешним связям Палаты сенаторов Генерального конгресса Мексиканских Соединенных Штатов во главе с председателем Комиссии Габриелой Куэвас Барон; с Председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Педро Аграмунтом; с Директором Центра по международной политике и безопасности Мэрилэндского Университета (США) Нэнси Гэллахер; с Председателем Комитета по международным делам Парламента Республики Судан Мухаммедом Мустафой Алдау; с вице-спикером Кнессета Государства Израиль, лидером партии «Арабское движение за обновление» Ахмадом Тиби; с экс-министром обороны Французской Республики, Президентом Региона Нормандия Эрве Мореном; с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Южная Осетия в Российской Федерации Знауром Гассиевым; с делегацией молодых политических лидеров Финляндской Республики; с делегацией Комиссии по международным делам и безопасности Кнессета Государства Израиль во главе с председателем Комитета Ави Дихтером; с координатором межобщественного сотрудничества с Россией, Центральной Азией и странами Восточного партнерства Федеративной Республики Германия Гернотом Эрлером; с председателем группы дружбы Бундесрата Федеративной Республики Германия с Советом Федерации Станиславом Тиллихом; с первым заместителем Министра иностранных дел Швеции Анникой Сёдер; с членом фракции Европейского парламента «Европейская народная партия» Стефано Мауллу; с делегацией Парламента Республики Южная Осетия во главе с Председателем Парламента А.И.Бибиловым и делегации Аппарата Парламента Республики Южная Осетия; с Почетным консулом Российской Федерации в Болонье И.Пелличари.
Комитет Совета Федерации по международным делам продолжает работу, направленную на усиление информационного присутствия членов Комитета в российской и зарубежной медиасферах.
Деятельность Комитета обретает все более широкое освещение как в связи с плановыми мероприятиями и разноформатными встречами членов Комитета с зарубежными коллегами и партнерами, так и в связи с информационными поводами, диктуемыми актуальной внешнеполитической повесткой.
Наиболее яркие публикации заняли заметное место на полосах «Российской газеты», «Парламентской газеты», «Известий», «Московского комсомольца», «Независимой газеты», а также на лентах информагентств «ИТАР-ТАСС», МИА «Россия сегодня» и «Интерфакс», в эфире центральных телеканалов и радиостанций.
Таким образом, планомерная информационная работа по публичному позиционированию для членов Комитета становится все более органичной составляющей их работы, что отражается и в показателях ежемесячных медиарейтингов, где они удерживают стабильно высокие позиции.
В результате проведенной в 2016 году работы парламентская дипломатия продолжала оставаться заметным фактором противодействия кризисным явлениям в международных отношениях России, обусловленным контрпродуктивной политикой Запада, попытками развертывания им санкционной блокады и информационной войны. В ряде случаев именно межпарламентское общение обеспечивало взаимодействие с различными политическими силами зарубежных стран в целях повышения роли международных институтов и продвижения национальных интересов Российской Федерации на международной арене.