Планы и отчеты

Отчет Комитета Совета Федерации по международным делам в 2017 году

На протяжении 2017 года Комитет Совета Федерации по международным делам (далее также – Комитет) руководствовался стремлением поддерживать и далее наращивать темпы развития межпарламентского сотрудничества, рассматривая его как одну из значимых составляющих российской дипломатии в условиях попыток Запада добиться международной «изоляции» Российской Федерации.

Основополагающую нормативно-правовую базу в этом процессе традиционно составляли Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации
от 30 ноября 2016 года № 640, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и другие документы, определяющие ключевые направления внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

В рамках единой внешнеполитической линии, заданной Президентом Российской Федерации, была продолжена системная работа по максимально продуктивной реализации возможностей парламентской дипломатии, в том числе через законодательное обеспечение внешнеполитического курса государства и выполнение им международных обязательств, многосторонние и двусторонние межпарламентские контакты, поиск и апробацию новых форм и форматов работы в целях отстаивания интересов Российской Федерации в условиях сохраняющейся напряженности в международных отношениях и нарастающих внешних угроз в сфере безопасности.

В целях укрепления и развития доброжелательного и равноправного межпарламентского диалога на принципах справедливости, взаимного уважения в международных делах и продвижения объединительной повестки дня делегации и депутации в делегациях Федерального Собрания Российской Федерации в межпарламентских организациях в 2017 году неоднократно выступали инициаторами, авторами или соавторами проектов резолюций таких авторитетных парламентских объединений и форумов, как Межпарламентская ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – МПА СНГ), Межпарламентский союз (МПС), Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (АТПФ), Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ).

Важнейшим событием во внешнеполитической деятельности палат российского парламента и для мирового парламентаризма в целом стала 137-я Ассамблея Межпарламентского союза (14–18 октября 2017 года, Санкт-Петербург). Ассамблея вошла в историю МПС как самая представительная сессия за 128 лет его существования и стала убедительным подтверждением безуспешности попыток организовать политическую изоляцию России.

Инициативная работа членов Совета Федерации, входящих в состав делегации палаты в Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств, была направлена на качественное возрастание авторитета организации среди мировой парламентской аудитории. Итогами этих усилий стала состоявшаяся 28 марта в Таврическом дворце Парламентская конференция по борьбе с международным терроризмом, организованная совместно МПА СНГ и ПА ОБСЕ, а также поддержанное на 137-й Ассамблее МПС предложение МПА СНГ об обращении в Организацию Объединённых Наций в целях учреждения 30 июня в качестве Международного дня парламентаризма в честь первой конференции Межпарламентского союза.

Реагируя на резонансные мировые события, Совет Федерации продолжал доводить свою позицию до широкого круга зарубежных адресатов, в том числе через подготовленные по инициативе или при участии Комитета заявления и обращения:

— Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с противоправным применением Соединенными Штатами Америки вооруженной силы против Сирийской Арабской Республики;

— Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о российском участии в деятельности Межпарламентского союза;

— Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации в связи с принятием закона Республики Польша, касающегося памятников и мемориалов советским воинам, погибшим за ее освобождение от гитлеровской оккупации;

— Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с принятием Закона Украины «Об образовании»;

— Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к парламентам Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и к Европейскому парламенту в связи с возникшей угрозой прекращения участия Соединенных Штатов Америки в соглашении по иранской ядерной программе;

— Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, осуществляемой Соединенными Штатами Америки в отношении Республики Куба;

— Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с принятием Сеймом Латвийской Республики Закона «О статусе участника Второй мировой войны».

В целях задействования парламентской составляющей для выработки мер и содействия развитию процесса мирного урегулирования кризиса в Сирийской Арабской Республике Комитетом Совета Федерации по международным делам совместно с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности во взаимодействии с международной медиагруппой МИА «Россия сегодня» впервые в практике Совета Федерации был организован телепроект по проведению серии прямых видеомостов. В период февраля-апреля проведено семь мероприятий с участием парламентариев Российской Федерации, Сирийской Арабской Республики, Исламской Республики Иран, Французской Республики, Арабской Республики Египет, Европейского парламента, а также представителей национальных делегаций, задействованных в переговорном процессе по нормализации ситуации в Сирии, проходящем в Астане.

В законодательной работе Совета Федерации безусловно знаковым событием стало принятие 19 июля 2017 года Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества», центрального для системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере приграничного сотрудничества и призванного создать эффективный инструментарий для развития международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

В течение 2017 года Комитетом рассмотрено 50 федеральных законов, 42 из которых – о ратификации международных договоров Российской Федерации. В их числе – 15 федеральных законов, способствующих укреплению связей с государствами – участниками Содружества Независимых Государств. Осуществлено 11 раундов консультаций по назначению и отзыву дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях в соответствии с предусмотренной Конституцией Российской Федерации процедуры. Организованы и проведены 7 «круглых столов», а также парламентские слушания по вопросам сохранения и поддержания находящихся за рубежом воинских захоронений и мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение, и по вопросам предотвращения вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.

В целом, в условиях сохраняющейся напряженности в отношениях России с Западом, когда полноформатный диалог между государствами сведен зачастую критическому минимуму, парламентская дипломатия продолжает играть особую роль и наращивать собственную востребованность благодаря широкой базе для контактов на различных уровнях и площадках. В связи с этим Комитет Совета Федерации по международным делам проводил целенаправленную работу на реализацию существующих и поиск новых возможностей для наиболее продуктивного межпарламентского взаимодействия.

 

***

 

Как и в предыдущие годы, приоритетное внимание Комитета уделялось интеграционным процессам в рамках Содружества Независимых Государств и в первую очередь работе в составе делегации Совета Федерации в делегации Федерального Собрания Российской Федерации в МПА СНГ в целях дальнейшего повышения авторитета МПА СНГ на пространстве Содружества Независимых Государств и за его пределами, а также во взаимодействии с ведущими межпарламентскими организациями.

27 марта 2017 года в Таврическом дворце состоялось Сорок шестое заседание МПА СНГ, заседание её Совета, торжественное заседание Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. Накануне заседали постоянные комиссии МПА СНГ.

Председатель Совета МПА СНГ, Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко, выступая на торжественном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ отметила, что, «появившись практически одновременно с СНГ, Межпарламентская Ассамблея с самого начала своей работы стала ключевой площадкой для взаимодействия парламентариев в новых политических и экономических условиях… Прошедшие 25 лет без преувеличения стали эпохой становления демократических институтов и развития парламентаризма на пространстве Содружества. Сегодня очевидно, что Ассамблея сыграла важнейшую роль в установлении по‑настоящему партнерских отношений на пространстве Содружества. Она стала своего рода уникальной творческой лабораторией законодательной работы. Совместными усилиями парламентариев наших государств создаются образцы выверенных и актуальных нормативных правовых актов».

По случаю юбилейной даты Совет МПА СНГ принял заявление
«О 25-летии Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ», в котором главы национальных парламентов подтвердили, что приоритетами в деятельности Ассамблеи остаются содействие совершенствованию национального законодательства государств – участников МПА СНГ, правовое обеспечение борьбы с угрозами безопасности, содействие развитию демократии и парламентаризма, поддержка гуманитарного взаимодействия, укрепление сотрудничества международными партнерскими организациями на основе повышения парламентского диалога.

28 марта в Таврическом дворце состоялась Парламентская конференция по борьбе с международным терроризмом, организованная совместно МПА СНГ и ПА ОБСЕ. Состоявшийся обмен мнениями еще раз доказал, что противодействие терроризму – это общая угроза для всех народов планеты и ликвидировать её можно лишь совместными действиями.

По итогам конференции председатели двух парламентских организаций подписали совместные выводы сопредседателей конференции, в которых подтвердили готовность и в дальнейшем стремиться к наиболее эффективному противодействию террористической опасности путем партнерского и честного международного сотрудничества, без «двойных стандартов» в отношении террористов, при строгом соблюдении международного права и Устава ООН, принципов уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела государств.

Комитет обеспечил содержательное участие членов Совета Федерации в мониторинговых миссиях и в формировании объективных оценок по итогам выборов и референдумов: в мониторинге за проведением выборов Президента Туркменистана (12 февраля), в Национальное Собрание Республики Армения (2 апреля), депутатов Сената Парламента Республики Казахстан (28 июня).

Как и в предшествующие годы, Комитет принял участие в подготовке и проведении IV форума регионов России и Беларуси (29–30 июня, г.Москва), заседания Межпарламентской комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству, а также разработке их итоговых документов.

29 июня с. г. в Москве состоялось четвертое заседание Межпарламентской комиссии Совета Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству. В рамках заседания рассмотрены вопросы о ходе выполнения решений Третьего Форума регионов Беларуси и России, о ходе реализации Программы согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства, доклад экспертной группы по изучению и гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в области промышленной политики.

 

Предметом внимания Комитета оставались интеграционные процессы на евразийском направлении.

17 апреля 2017 г. в Москве состоялось заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Федеральным Собранием Российской Федерации и Жогорку Кенешем Киргизской Республики. По итогам заседания было принято решение обратиться к представителям бизнес-сообществ государств-членов ЕАЭС более активно использовать новые возможности в рамках Евразийского экономического союза для развития предпринимательства, продвижения новых инвестиционных проектов, включая создание совместных производств в сферах и отраслях, имеющих наибольший интеграционный потенциал. Также принято решение оказывать на парламентском уровне необходимое содействие реализации интеграционного потенциала ЕАЭС с целью увеличения экономического роста, в том числе за счет поддержки развития сельского хозяйства, логистической инфраструктуры и перерабатывающего сектора, а также способствовать созданию необходимых правовых, экономических и организационных условий для осуществления перевозок грузов и пассажиров, принимая меры по сближению национальных законодательств в указанных областях.

19 апреля 2017 г. в Москве состоялось Третье заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и ВСНП Китайской Народной Республики. В рамках заседания обсуждались пути реализации поставленной главами двух государств задачи по сопряжению Экономического пояса Шелкового пути и экономических пространств Евразийского экономического союза и углублению сотрудничества в производстве оборудований, а также вопросы развития межрегионального, культурного и гуманитарного сотрудничества Китая и России, в том числе в свете проведения годов китайских и российских СМИ 2016–2017 гг. Состоялся обмен мнениями по вопросам отношений с США, сирийского кризиса, размещения США противоракетного комплекса в Южной Корее, ядерных проблем КНДР, о координации работы в межпарламентских организациях.

Следуя установкам, озвученным в Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации на 2017 год, при участии представительного круга гостей и экспертов (руководства Евразийской экономической комиссии, Евразийского банка развития, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и ОАО РЖД, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и других профильных ведомств) в ходе совместного с членами Правления Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации «круглого стола» на тему «Возможности сопряжения строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути и формирование большого евразийского партнерства» 18 декабря 2017 года всесторонне обсуждались перспективы формирования многоуровневой интеграционной модели в Евразии – большого евразийского партнерства.

 

 

Комитет выдерживал линию на усиление межпарламентского сотрудничества Совета Федерации в многосторонних форматах.

На 25-й ежегодной сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (15–19 января 2017 года, Фиджи) российской делегацией подготовлены и внесены пять проектов резолюций, подтверждающие и расширяющие потенциал политического, экономического и межпарламентского сотрудничества России со странами АТР по следующим темам: «Мир и безопасность в АТР»; «Борьба с терроризмом», «Экономическое и торговое сотрудничество в АТР», «Роль парламентов в имплементации Целей устойчивого развития», «Парламентское сотрудничество в АТР».

Все предложенные российской делегацией резолюции, в том числе подготовленные в соавторстве с Японией, Канадой, Чили, были поддержаны участниками Форума.

В резолюции «Парламентское сотрудничество в АТР» впервые на уровне межпарламентского форума закреплен четкий призыв о недопустимости персональных санкций против парламентариев, который был поддержан всеми делегациями.

С 29 марта — 5 апреля 2017 года делегация Федерального Собрания Российской Федерации приняла участие в работе 136-й Ассамблеи Межпарламентского союза (МПС) и в связанных с ней мероприятиях, итогами которой стали:

— Принятие консенсусом резолюции по инициативе Российской Федерацией «Роль парламента в соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела государств» (резолюция направлена на предотвращение внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств и усиление роли парламента в обеспечении недопущения неправомерных интервенций);

— Принятие по инициативе России Заявления о политическом урегулировании в Сирии, содержащего предложение о формировании Рабочей группы по Сирии, цель которой — выявить возможности мирового парламентского сообщества для продвижения открытого и всеобъемлющего политического урегулирования в Сирии.

— Переизбрание Председателя Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачева на пост вице-председателя МПС сроком на один год.

По итогам зимней сессии ПА ОБСЕ в Вене, мини-сессии ПАСЕ в Мадриде с участием представителей Федерального Собрания Российской Федерации, в рамках подготовки к юбилейному заседанию МПА СНГ и в преддверии 137-й Ассамблеи МПС под председательством заместителя Председателя Совета Федерации И.М.-С.Умаханова и при участии заместителя Председателя Государственной Думы П.О.Толстого 21 марта состоялся «Круглый стол» по теме «Парламентская дипломатия в многополярном мире: возможности и перспективы». Участники дискуссии, представляющие делегации Федерального Собрания Российской Федерации на крупнейших глобальных и региональных международных парламентских площадках, обстоятельно провели обстоятельную «инвентаризацию» потенциала в сфере парламентских связей и наметили перспективы более эффективных форматов координации действий двух палат при осуществлении международных контактов с целью придания качественно нового измерения этой работе.

В 137-й Ассамблее Межпарламентского союза (14–18 октября 2017 года, Санкт-Петербург) приняли участие делегации парламентов 160 государств (157 из 177 членов МПС, 1 наблюдатель – Сент-Люсия, 2 страны представлены секретарями — Черногория и Эстония), которые включали 829 парламентариев (из них 249 женщин-парламентариев). Во главе делегаций парламентов-членов МПС прибыло 86 глав парламентов с учетом спикеров обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. На Ассамблее были представлены 5 международных межпарламентских организации, имеющих статус ассоциированного члена МПС и 38 международных структур, имеющих статус наблюдателя в МПС.

Из основных результатов Ассамблеи:

— В целях формирования объединительной и неконфронтационной повестки 137-й Ассамблеи МПС в Санкт-Петербурге (14–18 октября с. г.) с Секретариатом МПС согласована тема общей дискуссии «Продвигая культурный плюрализм и мир через межрелигиозный и межнациональный диалог»;

— Принята резолюция «К 20-летию Всеобщей декларации: общность нашего разнообразия», инициированная Российской Федерацией (докладчик от России – заместитель Председателя Совета Федерации И.М.-С.Умаханов);

— Поддержано предложение МПА СНГ об учреждении 30 июня Международного дня парламентаризма в честь первой конференции Межпарламентского союза;

— Поддержано предложение Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко о проведении Всемирной конференции по межкультурному и межрелигиозному диалогу под эгидой ООН (пункт включен в итоговый документ Ассамблеи);

— Состоялись заседания Рабочей группы по Сирии, на которых утвержден план действий Рабочей группы, проведены встречи с делегациями Ливана, Иордании, Сирии, достигнута договоренность совершить визит членов Рабочей группы в Дамаск;

— Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачев избран на пост первого заместителя Председателя МПС.

По итогам Ассамблеи 9 ноября 2017 года Комитет Совета Федерации по международным делам провел «круглый стол» «Будущее парламентской дипломатии: новые вызовы и возможности», в котором приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы — руководители делегаций в межпарламентских организациях, межпарламентских комиссий и групп по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами иностранных государств, представители научной общественности.

Заседание открыли заместитель Председателя Совета Федерации И.М.-С.Умаханов и заместитель Председателя Государственной Думы П.О.Толстой. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачев выступил в качестве модератора «круглого стола».

На «круглом столе» участники обсудили результаты работы российских парламентских делегаций в межпарламентских организациях, деятельность руководителей групп Федерального Собрания Российской Федерации по сотрудничеству с парламентами иностранных государств, а также определили приоритетные направления развития парламентской дипломатии на 2018 год. Принято решение наращивать взаимодействие палат Федерального Собрания Российской Федерации в части, касающейся координации работы в рамках межпарламентской деятельности.

18 декабря итоги 137-й Ассамблеи МПС, а также новые задачи в межпарламентской работе, возникшие в свете принятых на Ассамблее решений, были рассмотрены на заседании Комиссии Совета законодателей по проблемам международного сотрудничества, которое проводилось в преддверии заседаний Совета законодателей и его Президиума.

Также высокое значение имело участие делегации Совета Федерации в XVIII заседании Ассоциации европейских сенатов 1–2 июня 2017 года в Словении, ключевыми вопросами которого стали противодействие международному терроризму и предотвращение миграционного кризиса (в составе делегации принимал участие заместитель председателя Комитета В.П.Лукин).

Члены Совета Федерации приняли активное участие во Втором совещании спикеров парламентов стран Евразии на тему «Развитие межпарламентского сотрудничества в интересах совместного благополучия стран Евразийского региона» 25–28 июня 2017 года в Республике Корея (участвовали представители 27 стран). По итогам совещания было единогласно принято «Сеульское заявление», в котором подчеркивается значение взаимодействия парламентов стран Евразии для поддержки сотрудничества в различных областях: в борьбе с международным терроризмом, насильственным экстремизмом, бедностью, отмечается необходимость координации в противодействии изменению климата, в защите окружающей среды, преодолении всех форм неравенства и решении проблем, связанных с беженцами.

В 2017 году отдельное внимание уделялось работе делегации Совета Федерации в Парламентской ассамблее ОБСЕ (делегацию Совета Федерации возглавляет первый заместитель председателя Комитета В.М.Джабаров). К успехам российской делегации можно отнести принятие решения в июле 2017 года о создании специального комитета по противодействию терроризму (инициатива российской делегации), а также принятие резолюций «О недопустимости дискриминации и нетерпимости в отношении христиан, мусульман и последователей других религий» и «Об усилении роли ОБСЕ в противодействии терроризму». На октябрьской сессии ПА ОБСЕ в Андорре российская делегация предложила Ассамблее создать специальный комитет по кибербезопасности.

В целях дальнейшего активного продвижения интересов России в политической, экономической и гуманитарной сферах члены Совета Федерации принимали активное участие в работе делегаций Совета Федерации в Парламентской Ассамблее ОДКБ, Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества, Северном Совете, Парламентской конференции Балтийского моря, Конференции парламентариев Арктического региона, Азиатской парламентской ассамблее.

Несмотря на то, что работа российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы «заморожена» с 2014 года, был продолжен диалог с конструктивно настроенными членами Совета Европы и ПАСЕ. По приглашению Председателя ПАСЕ в марте 2017 года в г.Мадриде делегация Федерального Собрания Российской Федерации приняла участие в работе Постоянного комитета Ассамблеи, в октябре на «полях» 137-й Ассамблеи МПС состоялась встреча членов ПАСЕ с представителями российской делегации, а в декабре 2017 года в г.Париже российская делегация участвовала в работе Президентского комитета Ассамблеи, на котором, в частности, обсуждался вопрос о создании специального комитета с целью выработки новых идей по совершенствованию деятельности Совета Европы, гармонизации двух уставных органов и уточнению Правил процедуры ПАСЕ (решение о создании специального комитета «О роли и задачах Парламентской ассамблеи Совета Европы» было принято 15 декабря 2017 года Бюро Ассамблеи). От Совета Федерации в указанных мероприятиях принимали участие председатель Комитета К.И.Косачев и заместитель председателя Комитета В.П.Лукин.

Также продолжался активный диалог с представителями политических объединений и фракций Европейского парламента, заинтересованными в восстановлении полноценного межпарламентского сотрудничества с Федеральным Собранием Российской Федерации. Заместитель председателя Комитета А.А.Климов в течение года принял участие в двух встречах представителей Комитета парламентского сотрудничества «Россия – ЕС» (работа которого также «заморожена» с 2014 года) с европарламентариями в течение 2017 года в г.Белграде.

 

В формате двусторонних контактов на уровне профильных парламентских комитетов Совета Федерации и парламентов иностранных государств Комитет проводил последовательную работу на придание регулярного характера встречам во впервые апробированном в 2016 году формате совместных заседаний и расширении географии комитетов-участников этих заседаний.

Так важным событием в межпарламентских отношениях стал рабочий визит в Москву в феврале 2017 года делегации Комиссии по международным делам, обороне и вооруженным силам Сената Французской Республики с целью обсуждения в Совете Федерации российского доклада «Россия – Франция: парламентский взгляд в будущее». В докладе сделана попытка найти ответы на важные для европейской и международной безопасности вопросы, а также содержатся предложения по развитию российско-французского сотрудничества.

По итогам совместного заседания был подписан Меморандум о парламентском сотрудничестве между Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комиссией по международным делам, обороне и вооруженным силам Сената Французской Республики (в соответствии с Меморандумом между нашими комитетами учрежден Стратегический парламентской диалог) и достигнута договоренность о необходимости объединения усилий для продвижения двустороннего сотрудничества, повышения роли парламентов в разрешении международных проблем, а также о подготовке нового совместного доклада о российско-французских отношениях и, возможно, аналогичного документа об отношениях между Россией и ЕС.

Не менее продуктивным стал опыт совместных заседаний Комитета с Комитетом по международным делам и безопасности Кнессета Государства Израиль. В 2017 году приступили к практической реализации договоренности о проведении заседаний дважды в год и в этих целях
19–21 июня состоялся визит Комитета Совета Федерации по международным делам в Израиль, а 26–29 ноября визит Комитета по международным делам и безопасности Кнессета Государства Израиль в Москву.

22 мая в Совете Федерации проведено совместное заседание с делегацией Комитета по международным и европейским делам, обороне, сотрудничеству и миграции Палаты депутатов Великого Герцогства Люксембург во главе с председателем Комитета Марком Анжэлом было проведено при участии членов Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

29 сентября в Совете Федерации состоялось совместное заседание Комитета Совета Федерации по международным делам и Постоянной комиссии по внешним связям Национального Собрания Республики Армения, на котором обсуждались вопросы законодательной поддержки процессов евразийской интеграции с участием представителей Евразийской экономической комиссии.

В целях развития двустороннего межпарламентского сотрудничества Комитетом по международным делам в течение 2017 года также были организованы:

— Рабочий визит в Российскую Федерацию делегации Комитета по иностранным делам Государственного Собрания Венгрии во главе с председателем Комитета по иностранным делам Государственного Собрания Жолтом Неметом (9–12 мая, г.Сыктывкар, г.Москва);

— Рабочий визит делегации Комитета по делам Министерства иностранных дел Национальной ассамблеи Народной Республики Бангладеш во главе с председателем Комитета Дипу Мони (28–30 мая, г.Москва);

— Рабочий визит делегации Комитета по международным делам Парламента Мексики во главе с председателем Габриэллой Куэвас Баррон для проведения консультаций по вопросу проведения 137-й Ассамблеи МПС и избрания председателя МПС (7 июля, г.Москва);

— Рабочий визит делегации Комитета по внешней политике Сабора (Парламента) Республики Хорватии во главе с председателем Комитета Миро Ковачем (17 июля, г.Москва);

— Рабочий визит делегации Комитета по международным делам Совета представителей Республики Ирак во главе с председателем Комитета А.Зибари (26 октября, г.Москва).

 

11–12 января 2017 года состоялся очередной визит в Москву председателя японо-российского Дискуссионного клуба, Министра по экономическому сотрудничеству с Россией Х.Сэко, который встретился с председателем Совета Федерации В.И.Матвиенко.

Накануне состоялись рабочие консультации членов Консультативного совета по содействию российско-японскому межпарламентскому и межрегиональному сотрудничеству, образованного в Совете Федерации по поручению Председателя палаты В.И.Матвиенко в 2016 году, а также Дискуссионного клуба. Российской стороной к обсуждению была предложена информация об имеющейся договорной базе сотрудничества между российскими городами и японскими префектурами и об уже существующих российско-японских проектах сотрудничества. Достигнута договоренность о взаимодействии с законодательными, исполнительными структурами власти регионов с целью продолжения поиска новых проектов с опорой на возможности субъектов Российской Федерации и японских префектур.

По итогам этих встреч был подготовлен и направлен по дипломатическим каналам в адрес Х.Сэко список совместных российско-японских проектов межрегионального уровня, а также информация о представляющих российские регионы сенаторах.

28 апреля К.И.Косачев в качестве председателя Консультативного совета по содействию российско-японскому межпарламентскому и межрегиональному сотрудничеству провел в Москве совместно с представителями МИД России и Минэкономразвития России рабочую встречу с председателем японо-российского Дискуссионного клуба, Министром экономики, торговли и промышленности Японии, а также по вопросам экономического сотрудничества с Россией Х.Сэко.

7–10 июня делегация российских сенаторов — членов Консультативного совета осуществила рабочий визит в Японию. 8 июля 2017 года Министр экономики, торговли и промышленности Японии, Министр по экономическому сотрудничеству с Россией, председатель Дискуссионного клуба Палаты советников Парламента Японии Х.Сэко посетил Москву, где провел переговоры с председателем Комитета Совета Федерации по международным делам, председателем Консультативного совета по содействию российско-японскому межпарламентскому и межрегиональному сотрудничеству К.И.Косачевым. Парламентарии обсудили перспективы активизации межрегионального сотрудничества, включая вопросы возобновления работы Совета губернаторов России и Японии.

 

Спустя две недели после инаугурации вновь избранного Президента Соединенных Штатов Америки, 2 февраля 2017 года состоялся «круглый стол» на тему «Российско-американские отношения при новой администрации Соединенных Штатов Америки», на котором представительный состав участников обменялся мнениями по возможным сценариям развития двусторонних отношений России и США, реализации программных заявлений Президента Д.Трампа, а также по перспективам перехода к многополярной модели мироустройства и развития межгосударственных отношений. По итогам обсуждения было признано целесообразным продолжить прилагать усилия по налаживанию межпарламентского диалога между Федеральным Собранием Российской Федерации и Конгрессом США в целях восстановления полноформатного сотрудничества между Россией и США.

Руководствуясь аналогичным подходом, с целью анализа хода и итогов прошедших в ведущих европейских государствах избирательных кампаний 30 ноября 2017 года Комитет провел «круглый стол» на тему «Будущее отношений России и Европейского союза – сотрудничество, партнерство или конфронтация?». Мероприятие было также приурочено к годовщине вступления в силу 1 декабря 1997 года Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами (подписано 24 июня 1994 года), которое предусматривает развитие отношений в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой, гуманитарной областях, а также определяет основные цели и механизмы сотрудничества.

 

Необходимо отметить работу членов Комитета в следующих значимых международных мероприятиях:

— участие председателя Комитета К.И.Косачева в Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности в составе российской делегации (февраль, г.Мюнхен),

— участие заместителя председателя Комитета Р.Н.Зинурова в составе делегации Совета Федерации для наблюдения за проведением выборов в Национальное Собрание Республики Армения (март),

— участие членов Комитета во главе с заместителем председателя Комитета А.А.Климовым в Третьем Панъевропейском Фестивальном марафоне «От Атлантики до Тихого океана» (апрель, Португалия, Кипр, Финляндия),

— участие члена Комитета А.И.Лисицына в составе делегации МПА СНГ в наблюдении за подготовкой и проведением выборов Президента Республики Сербия (апрель),

— участие членов Комитета в региональной конференции соотечественников стран Африки и Ближнего Востока (апрель, Иордания), региональной конференции соотечественников стран Европы (апрель, Сербия) и региональной конференции соотечественников стран ближнего зарубежья (июнь, Белоруссия),

— участие председателя Комитета К.И.Косачева в международной конференции «Американо-российские отношения: политические вызовы в новой эре» (июнь, Германия),

— участие членов Комитета в составе делегации Консультативного совета по содействию российско-японскому межпарламентскому и межрегиональному сотрудничеству (июнь, Япония),

— участие председателя Комитета К.И.Косачева в «Потсдамских встречах» в рамках Германо-Российского Форума (июнь, Германия),

— участие председателя Комитета К.И.Косачева в составе официальной российской делегации в ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (сентябрь, г.Нью-Йорк, США);

— участие заместителя председателя Комитета А.А.Климова во встрече руководства палат парламентов стран БРИКС, которая состоялась на «полях» 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза (октябрь, г.Санкт-Петербург),

— участие члена Комитета А.И.Лисицына в составе делегации Совета Федерации для наблюдения за проведением выборов Президента Киргизской Республики (октябрь),

— участие первого заместителя председателя Комитета С.И.Кисляка в панельной дискуссии «Россия – Европейский союз» (21–22 ноября, г.Мюнхен, Германия);

— участие заместителя председателя Комитета Р.Н.Зинурова в межпарламентском форуме «Монголия – Россия. Сотрудничество 2017» (ноябрь, Монголия),

— участие члена Комитета О.Л.Тимофеевой в работе 11-го Европейского русского форума (декабрь, Бельгия),

— участие председателя Комитета К.И.Косачева в Берлинском форуме внешней политики (декабрь 2017 года, Германия),

— участие первого заместителя председателя Комитета С.И.Кисляка в Форуме, посвященном российско-американским отношениям в области ядерного нераспространения и стратегической стабильности (декабрь , Швейцария).

 

В течение года проводилась системная работа по формированию делегаций Совета Федерации в международных парламентских организациях и двусторонних межпарламентских комиссиях, рассмотрению вопросов о направлении за рубеж делегаций Совета Федерации и приеме в Совете Федерации делегаций парламентов иностранных государств и международных парламентских организаций. Комитет рассмотрел и внес на рассмотрение Совета палаты предложения по составам представителей Совета Федерации в межпарламентских комиссиях по двустороннему сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации с парламентами (верхними палатами парламентов) иностранных государств (утверждены Советом палаты 21 марта 2017 года). При формировании делегаций учитывались принципы преемственности и ротации, максимального задействования членов Совета Федерации в работе в межпарламентских организациях.

В течение 2017 года на своих заседаниях Комитет рассмотрел 20 вопросов о формировании и обновлении составов групп по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с парламентами (палатами парламентов) иностранных государств.

 

В центре внимания Комитета по‑прежнему остаётся сохранение и развитие связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Представители Совета Федерации участвовали в региональных конференциях соотечественников стран Африки и Ближнего Востока (г.Амман, 12–16 апреля), Европы (г.Белград, 20–23 апреля), ближнего зарубежья (г.Минск, 14–17 июня), в III Всемирном молодёжном форуме российских соотечественников (г. София, 22–26 сентября), в XI Европейском Русском форуме (г. Брюссель, 3–4 декабря).

Члены Комитета продолжали активную работу в Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, в Правительственной комиссии по миграционной политике, в Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

 

Под руководством Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко
7 июня состоялись парламентские слушания по теме «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика». Участниками слушаний были приняты Рекомендации органам государственной власти по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в целях недопущения вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко в ходе своего выступления предложила образовать в Совете Федерации Временную комиссию по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации (далее – Комиссия).

14 июня 2017 года на 414-м заседании Совета Федерации принято Постановление «О создании Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации», руководителем Комиссии стал заместитель председателя Комитета А.А.Климов.

С этого момента проведено 4 заседания Комиссии, 4 заседания и 2 «круглых стола» ее рабочих групп, 1 совместное заседание рабочих групп, а также заседание экспертной группы при Комиссии. 10 октября в ходе 420-го заседания Совета Федерации был представлен предварительный доклад, содержащий первые выводы Комиссии по итогам ее работы за три месяца.

В соответствии с рекомендациями Комиссии был внесен и принят Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», внесены изменения в Федеральный закон «О связи», принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». В дополнение к этому 19 декабря в Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

За время своей работы Комиссией налажено сотрудничество с Государственной Думой, ЦИК России, МИД России, Минюстом России, Генпрокуратурой России, а также другими профильными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

В ходе первого в весенней сессии 2018 года заседания Совета Федерации руководитель Комиссии А.А.Климов представил палате отчет о работе Комиссии за июнь-декабрь 2017 года, а также анонсировал готовящийся к выходу ежегодный доклад Комиссии.

 

В соответствии с Перечнем вопросов для заслушивания в рамках «правительственного часа» на заседаниях Совета Федерации в период осенней сессии 2017 года и в поддержание сложившейся практики заслушивания с периодичностью один раз в два года доклада Министра иностранных дел Российской Федерации об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации Комитет обеспечил организационную и содержательную подготовку мероприятия 15 декабря 2017 года.
По результатам этой работы Правовым и Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации по запросу разработаны соответствующие справочно-аналитические материалы, получены ответы на 26 письменных вопросов членов Совета Федерации и совместно с профильными департаментами МИД России, а также Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и при поддержке Полномочного представителя Президента А.А.Муравьева и Полномочного представителя Правительства А.В.Яцкина разработан проект постановления Совета Федерации, принятый на заседании Совета Федерации 26 декабря в целом. Документ содержит перечень рекомендаций Правительству Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и членам Совета Федерации по широкому спектру внешнеполитической проблематики, включая вопросы повышения эффективности использования инструментов «мягкой силы», совершенствования работы межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству с иностранными государствами, мерам по стимулированию субъектов Российской Федерации к осуществлению международных и внешнеэкономических связей, по реализуемым Российской Федерацией проектам содействия международному развитию, мерам по совершенствованию государственной поддержки российских неправительственных организаций, осуществляющих деятельность в области международного гуманитарного сотрудничества и связей с соотечественниками за рубежом, а также русскоязычных средств массовой информации в иностранных государствах и другим. Отдельно отмечена необходимость задействовать в полном объеме ресурсы парламентской дипломатии в целях дальнейшего повышения эффективности российского внешнеполитического курса и более широкого доведения до международного сообщества позиции Российской Федерации по актуальным вопросам международной повестки дня.

 

25 апреля 2017 года Комитет Совета Федерации по международным делам провёл «круглый стол» на тему: «Формирование системы государственной поддержки экспорта в Российской Федерации». В заседании «круглого стола» приняли участие члены комитетов Совета Федерации по международным делам, по экономической политике, по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации С.С.Воскресенский, представители МИД России, Минпромторга России, Минсельхоза России, Российского экспортного центра, Федеральной таможенной службы, Внешэкономбанка, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Госкорпорации Ростех, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийской академии внешней торговли, деловых кругов. Они обсудили перспективы встраивания Российской Федерации в глобальные торговые цепочки и международную кооперацию, меры Правительства Российской Федерации по повышению эффективности системы поддержки экспорта товаров и услуг, вопросы реализации инструментов такой поддержки, включая продвижение российских брендов на мировых рынках и устранение барьеров для экспортеров несырьевой продукции приоритетных отраслей, совершенствования деятельности торговых представительств России в иностранных государствах и координации действий российских предприятий-экспортеров на внешних рынках. Итогом мероприятия стал перечень практических рекомендаций в части продвижения внешнеэкономических интересов России на многосторонних международных площадках, координации работы профильных учреждений и организаций, в части проведения экспортно-ориентированной промышленной политики, совершенствования регуляторной среды и условий ведения экспортной деятельности, поддержки экспорта продукции АПК.

В развитие договоренностей, достигнутых в ходе «круглого стола»,
25 мая 2017 года Комитет провел в г.Перми выездное заседание
«О поддержке российского экспорта: законодательное регулирование и парламентская дипломатия», по итогам которого представители Минэкономразвития России, Минпромторга России, МИД России, Минсельхоза России, Российского экспортного центра, Приволжского таможенного управления, Банка ВТБ подтвердили и дополнили предложениями рекомендации «круглого стола».

 

В рамках проведения Дней Ямало-ненецкого автономного округа в Совете Федерации 20 ноября 2017 года состоялось расширенное заседание Комитета, на котором при участии руководства региона обсуждался вопрос
«О международных гуманитарных связях Ямало-Ненецкого автономного округа». Участники заседания отметили высокий уровень содержательной работы правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию международных гуманитарных связей региона и дали ряд рекомендаций Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству спорта Российской Федерации, Федеральному агентству по делам молодёжи, Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом по конкретным мерам содействия региону в его международной деятельности.

 

***

 

В целом итоги работы за 2017 год наглядно доказывают, что ресурс парламентской дипломатии может быть более полно задействован в продвижении и отстаивании российских позиций в мире. В этих целях межпарламентское взаимодействие требует продолжения серьезной планомерной работы на всех уровнях и во всех форматах. Наиболее результативными стали усилия, предпринятые на основе системного взаимодействия на рабочем уровне в межпарламентских организациях и их секретариатах через представителей России и при активной поддержке МИД России и росзагранучреждений.

Безусловно возросшая роль России в международных делах, включая авторитет российской парламентской дипломатии, — свидетельство несостоятельности попыток западных стран изолировать Российскую Федерацию от участия в мировых процессах путем санкционных ограничений. Даже в этих неблагоприятных условиях парламентариям удается налаживать продуктивный диалог как на двусторонней основе, так и в многосторонних форматах.

Более того, нарастающий уровень внешнего давления на Россию имел обратный эффект и стимулировал формирование более эффективного и гибкого инструментария для развития международных и внешнеэкономических связей на региональном уровне.