РЕКОМЕНДАЦИИ
Рассмотрев вопрос о развитии ситуации в Калининградской области и в Балтийском регионе в целом в контексте сложившихся внешнеполитических условий, участники выездного заседания отмечают следующее.
В условиях роста геополитической напряженности и проведения специальной военной операции страны ЕС и НАТО проводят целенаправленную политику, направленную на осложнение социально-экономической ситуации в Калининградской области, формирование условий для ее блокады и отрыва от остальной части Российской Федерации. Уязвимость транзита электроэнергии, природного газа, жидкого и твердого топлива в Калининградскую область через страны Балтии усиливает угрозы энергетической безопасности на территории региона.
Одна из наиболее острых сохраняющихся проблем – трудности в обеспечении грузового и пассажирского транзита на фоне ужесточения антироссийских санкций Европейским союзом и линии Литвы на саботирование транзита под различными предлогами, а также максимально жесткого толкования рестрикций ЕС. В связи с расширением введенных в июне-октябре 2022 года со стороны Литвы и ЕС ограничений на транзит железнодорожным и автомобильным транспортом большого перечня наименований грузов (запрещенных к провозу), а также снижение объемов разрешенных к провозу грузов, которые перевозятся из других регионов Российской Федерации в Калининградскую область (или обратно), транспортные компании вынуждены переходить на доставку большого количества грузов в/из региона морским путем.
Однако, несмотря на санкции и давление, Калининградской области при поддержке федеральных органов исполнительной власти удается, по большей части успешно, преодолевать трудности, продолжать развитие по всем ключевым направлениям. Важную роль здесь играет государственная программа «Социально-экономическое развитие Калининградской области», которая продлена до 2030 года.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации реализуются меры, направленные на повышение устойчивости экономики Калининградской области, обеспечение связи, энергетической безопасности и транспортной доступности региона, субсидирование морских и авиаперевозок.
Создаются благоприятные условия для расширения числа участников действующих на территории Калининградской области Особой экономической зоны и Специального административного района с льготным налоговым режимом.
Несмотря на сложное географическое положение и санкционное давление, экономика Калининградской области демонстрирует стабильную динамику. В Калининградской области активно развивается промышленная инфраструктура, позволяющая реализовывать проекты технологического суверенитета. В рамках реализации программы льготного кредитования на территории Калининградской области реализуются шесть крупных инвестиционных проектов. В регионе действует три и создается еще один индустриальный парк, а также действуют два промышленных кластера: кластер по переработке янтаря – Кластер янтарной промышленности Калининградской области, межрегиональный кластер Электромобильность и технологии для транспортных систем.
Текущая ситуация обусловила потребность в дальнейшем расширении, модернизации и создании новых производств, в том числе с использованием механизмов государственной поддержки.
По поручению Президента Российской Федерации особое внимание также уделяется реализации туристического и рекреационного потенциала Калининградской области.
Важное значение имеет расширение международных и внешнеэкономических связей Калининградской области с целью развития сотрудничества в сферах экономики, туризма, культуры, а также новых направлений взаимодействия, представляющих интерес для бизнес-сообщества.
С учетом современных геополитических реалий и вызовов в Балтийском регионе в настоящее время Калининградская область ориентируется на новые партнерства. В Стратегии внешнеполитической деятельности Калининградской области ключевыми партнерами определены страны Содружества Независимых Государств, Азии и Ближнего Востока, в том числе Республика Беларусь, Объединенные Арабские Эмираты и Китайская Народная Республика.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по международным рекомендует:
1. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству транспорта Российской Федерации:
— продолжить работу по обеспечению экономической безопасности Калининградской области, в том числе за счет организации устойчивого и доступного транспортного сообщения Калининградской области с основной территорией страны, путем субсидирования организаций воздушного и морского транспорта в целях обеспечения доступности воздушных и морских перевозок для жителей и организаций Калининградской области, а также снижения зависимости экономики Калининградской области от перевозки грузов из других субъектов Российской Федерации и импорта за счет повышения глубины переработки продукции на территории региона.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации:
— продолжить работу с целью содействия развития межрегионального сотрудничества Калининградской области и создания благоприятного делового климата, направленного на приток инвестиций для реализации крупномасштабных проектов в регионе.
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации:
— рассмотреть вопрос о создании и дополнительной поддержке тех производств в Калининградской области, по которым импортозависимость или зависимость от поставок товара с основной территории Российской Федерации является достаточно высокой.
4. Министерству иностранных дел Российской Федерации:
— в контактах с ЕС и сопредельными государствами добиваться неукоснительного соблюдения политических и международно-правовых обязательств по обеспечению бесперебойного грузового и пассажирского сообщения с Калининградской областью, проистекающих, в частности из Совместного заявления Российской Федерации и ЕС о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации от 11 ноября 2002 г., Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС 2004 г., российско-литовского межправительственного соглашения о порядке выдачи упрощенного проездного документа по железной дороге 2003 года и других документов.
5. Министерству иностранных дел Российской Федерации и Министерству транспорта Российской Федерации:
— продолжить работу по согласованию проектов соглашений между Российской Федерацией и Литовской Республикой о порядке эксплуатации и обслуживания трансграничных мостов на российско-литовской государственной границе;
— в рамках взаимодействия с Союзным государством дополнительно проработать вопрос о приведении стоимости транзита через Республику Беларусь в соответствии с принципами единого экономического пространства двух стран и снижении стоимости перевозки в отношении грузов, следующих из/в Калининградскую область,
— дополнительно проработать с Литовской стороной вопрос о выдаче виз для водителей грузового транспорта, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в целях нормального обеспечения транспортной связи Калининградской области с другими субъектами РФ (вместо упрощенных транзитных документов сроком на 24 часа),
— возобновить переговоры с Литовской стороной о снятии ограничений (т. н. квотирование транзитных пассажиров) на проезд в поездах дальнего следования для граждан Российской Федерации,
— возобновить переговоры с Польской и Литовской сторонами по вопросу выдачи виз для оперативных работников Калининградской железной дороги в соответствии с политическими и международно-правовыми обязательствами стран Европейского союза.
6. Министерству транспорта Российской Федерации:
— дополнительно рассмотреть вопросы, связанные с обеспечением бесперебойного субсидирования морских и воздушных перевозок между Калининградской областью и российскими регионами в необходимых объемах, а также с необходимостью обеспечения льготными авиабилетами жителей Калининградской области,
— совместно с ОАО «Российские железные дороги» оперативно проработать вопрос о перевозке угольной продукции в регион, в том числе рассмотреть возможность согласования перевозок угольной продукции нероссийского происхождения в страны ЕС через сухопутные пограничные пункты пропуска Калининградской железной дороги,
— проработать вопрос, связанный с необходимостью расширения пропускной способности аэропорта «Храброво» г.Калининграда,
— проработать вопрос о предоставлении кредитов по льготной ставке для приобретения нескольких грузопассажирских судов для нужд Калининградской области.
7. Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству промышленного и торговли Российской Федерации:
— продолжить работу по оказанию содействия в строительстве дополнительных паромов, в том числе в целях поддержки транспортно-логистической связанности территории Калининградской области,
— уделить особое внимание развитию автомобильного кластера, обновлению инфраструктуры городского транспорта,
— рассмотреть вопрос о возможности выделения дополнительных средств для развития электробусной и троллейбусной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной доступности новых и развивающихся районах города и завершения полного обновления парка троллейбусов.
8. Министерству иностранных дел Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации:
— оказывать содействие в расширении международных и внешнеэкономических связей Калининградской области с перспективными партнерами из дружественных государств, в том числе в целях реализации совместных кооперационных проектов в области промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также совместного развития трансграничной транспортной инфраструктуры и устранение барьеров для увеличения товарооборота в рамках инициативы Большого Евразийского партнерства.