Заседания Комитета

Заседание Комитета Совета Федерации по международным делам

Основные темы:

  • О дополнительных мерах, активизирующих ход выполнения решения Комитета о состоянии и статусе находящихся за рубежом воинских захоронений и мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение.
  • О современном состоянии, перспективах развития и долгосрочных приоритетах Евразийского экономического союза.


О дополнительных мерах, активизирующих ход выполнения решения Комитета о состоянии и статусе находящихся за рубежом воинских захоронений и мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение:

Продолжая тему осуществления государственной и общественной заботы о сохранении и поддержании находящихся за рубежом воинских захоронений и мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение, Комитет на своем заседании 18 мая 2015 года обсудил состояние российских и советских захоронений времен Великой Отечественной войны, Первой мировой войны, мест погребения лиц, сыгравших особую роль в истории России, видных ученых, деятелей культуры и искусства, внесших весомый вклад в духовную жизнь России и государств нахождения таких захоронений.

Начальник Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества Владимир Попов, заместитель директора Консульского департамента МИД России Андрей Подъелышев, заместитель руководителя Россотрудничества Александр Радьков, заместитель директора Департамента международного права Министерства юстиции Российской Федерации Владимир Хрисанфов проинформировали о ходе работ.

По данным Минобороны России в настоящее время российские воинские захоронения, в которых покоится свыше 4 миллионов погибших воинов, находятся в 53 странах мира: на территории государств СНГ – более 6 тысяч захоронений, стран Дальнего зарубежья – около 5 тысяч. Преимущественно это мемориалы периода Великой Отечественной войны.

Состояние захоронений наиболее благополучно в тех иностранных государствах, где действуют представительства Министерства обороны, обеспечивающие обследование и паспортизацию воинских захоронений; мониторинг их состояния, подготовку и согласование с уполномоченными органами государств пребывания официального перечня воинских захоронений, решение технических вопросов и представление предложений по вопросам, находящимся в компетенции смешанных межправительственных комиссий. Такие представительства работают в Польше, Германии, Венгрии, Румынии, Чехии, Китае, Словакии. Планируется направление представителей Министерства обороны России в Болгарию, Сербию, Словению, США, Литву.

Вместе с тем, вопросы сохранения воинских захоронений и мест погребения в достаточной мере не урегулированы действующими универсальными международно-правовыми нормами. Например, Женевская конвенция 1949 года и дополнительные протоколы к ней 1977 года содержат преимущественно рамочные принципы, предписывающие уважительное отношение к захоронениям павших воинов, имен и граждан, ставших жертвами вооруженных конфликтов. Кроме того, на территории иностранных государств находятся памятники, не связанные непосредственно с воинскими захоронениями и, следовательно, не попадающие под действие соответствующих соглашений, что дает основание местным властям самостоятельно принимать решения о переносе или демонтаже таких мемориалов.

По‑прежнему остро стоит вопрос недостаточности денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ на исторически значимых для России мемориалах за рубежом. В настоящее время финансирование осуществляется через МИД России за счет средств федерального бюджета и Россотрудничество из доходов, получаемых его представительствами от разрешенных видов деятельности в странах пребывания. Ограничены возможности для получения целевых грантов профильными фондами.

Особое беспокойство вызывает увеличение количества актов вандализма в отношении российских мемориалов. Так, в 2013 году было совершено 28 актов вандализма по отношению к российским воинским захоронениям за рубежом, а в 2014 году зафиксировано уже 55 таких случаев.

Участники заседания пришли к общему выводу, что поддержание в должном состоянии исторически значимых для России мемориалов является одним из факторов, формирующих образ страны в мире как державы, сохраняющей свое культурное наследие за рубежом, и одновременно способствующих противодействию попыткам фальсификации истории, поскольку захоронения и обелиски на них являются ее мемориальными свидетельствами.

Ближайшие действия, которые важно предпринять, заключаются в необходимости анализа международно-правовых документов, принимавшихся как по линии ООН, так и по линии Совета Европы. Отдельно целесообразно оценить состояние дел в государствах-участниках СНГ. Требуется работа по оформлению межправительственных соглашений с теми государствами, с которыми пока нет соответствующих юридически обязывающих договоренностей.

Подводя итоги обсуждения, председатель Комитета К.И.Косачев предложил сохранить тему историко-мемориальной работы на постоянном контроле и провести парламентские слушания с тем, чтобы «предложить наше видение того, как эта работа могла бы быть организована в комплексе, на всех уровнях, по всем направлениям и географическим и функциональным, чтобы обеспечить единый государственный подход и партнерство с неправительственными организациями в этой важнейшей работе».

О современном состоянии, перспективах развития и долгосрочных приоритетах Евразийского экономического союза:

Вопрос о состоянии, перспективах развития и долгосрочных приоритетах Евразийского экономического союза, был представлен директором Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии В.В.Спасским. В докладе были подробно освещены этапы становления Евразийского экономического союза и приоритетные направления его развития с учетом заложенных в Договоре о Евразийском экономическом союзе принципов и необходимости использования конкурентных преимуществ экономик государств – членов ЕАЭС.

Договором закреплен статус Союза как полноформатной международной организации. Обозначены базисные принципы, на которых основывается Евразийский экономический союз.

Во‑первых, это чисто экономический проект, поэтому тема политического взаимодействия — вопросы безопасности, согласованной внешней политики — не затрагивается.

Во‑вторых, соблюдается принцип равного представительства и равного количества голосов от каждого государства – участника независимо от ВВП, проживающего населения и промышленного потенциала. В этом принципиальное отличие ЕАЭС от Европейского союза.

В‑третьих, Договор соответствует нормам ВТО.

Договор, представляющий собой кодифицированный акт, предусматривает снятие всех барьеров и ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы до 2025 года. Когда будут устранены все изъятия по этим четырем элементам, конкурентоспособность экономик участников этого проекта, безусловно, возрастет.

Задача номер один этого года применительно к рынку товаров — создание единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий. Общий рынок электроэнергии начнет работу в 2019 году, нефти и газа — не позднее 2025 года.

В ЕАЭС есть уже конкретные позитивные результаты в области агропромышленной политики: в 2014 году Евразийский экономический союз вошел в тройку ведущих мировых экспортеров зерна. С 2010 года совокупный прирост продукции сельского хозяйства внутри Союза составил 28 процентов, а взаимный обмен сельскохозяйственными продуктами за это время вырос на 40 процентов.

Создана четкая система технического регулирования: вступили в действие 34 технических регламента, на соответствие требованиям которых должна проходить проверку вся поступающая с внешних рынков продукция.

В настоящее время ведется активная работа по таким направлениям:

подготовка проекта Таможенного кодекса ЕАЭС, который будет обеспечивать таможенную защиту на внешних контурах Союза;

функционирование объединенной транспортно-логистической компании, обеспечивающей транспортировку грузов через территорию ЕАЭС и проведение общей тарифной политики.

По информации В.В.Спасского, Евразийская экономическая комиссия ведет переговоры по созданию зон свободной торговли с рядом стран. На сегодняшний момент подготовлен Договор о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Достаточно продвинуты и переговоры по зоне свободной торговли с Израилем, Индией и Египтом.

Особо подчеркнут позитивный эффект развития взаимной торговли: растет доля машин и оборудования во взаимном обмене между участниками как внутри Союза, так и с третьими странами.

В ходе развернутой дискуссии подтверждена необходимость продолжения на регулярной основе взаимодействия Комитета с Евразийской экономической комиссией по вопросам законодательного обеспечения функционирования Евразийского экономического союза, совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества в рамках ЕАЭС.

По итогам обсуждения председателем Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачевым особо была отмечена важная роль использования методов парламентской дипломатии в распространении интересов Союза в международном общественном мнении, освещении конкурентных преимуществ Союза в ходе встреч с представителями дипломатического корпуса и международных организаций. Реализация такого подхода особенно актуальна с точки зрения налаживания конструктивного взаимодействия со структурами ЕС по вопросам возможности формирования зоны свободной торговли между ЕАЭС и ЕС.