Выступления и публикации

«Участие Совета Федерации в формировании и реализации внешней политики России». Лекция В.Джабарова в Дипломатической академии МИД России

Исполняющий обязанности председателя Комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров выступил перед слушателями Высших дипломатических курсов Дипломатической академии МИД России с лекцией на тему: «Участие Совета Федерации в формировании и реализации внешней политики России».


Выступление В.М.Джабарова перед слушателями Высших дипломатических курсов Дипломатической академии МИД России на тему «Участие Совета Федерации в формировании и реализации внешней политики России» 

21 ноября 2014 года, 10:00 

Основные направления внешней политики России на современном этапе определены в Концепции внешней политики Российской Федерации, которая была утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 года. В соответствии с пунктом 96 Концепции палаты Федерального Собрания Российской Федерации участвуют в формировании и реализации внешней политики Российской Федерации путём законодательного обеспечения внешнеполитического курса страны и выполнения ее международных обязательств, а также способствуют повышению эффективности парламентской дипломатии.

Полномочия Совета Федерации в части реализации различных аспектов внешней политики Российской Федерации определены в Конституции Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьёй 106 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по следующим вопросам, имеющим отношение к внешнеполитической деятельности:

  • ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • войны и мира.

Совет Федерации активно содействует решению основных внешнеполитических задач посредством механизмов законодательной деятельности и парламентской дипломатии.

Постоянно действующим органом Совета Федерации, ответственным за правовое обеспечение внешней политики и её проведение на межпарламентском уровне, является Комитет Совета Федерации по международным делам. К основным вопросам его ведения относятся:

  • законодательное сопровождение внешнеполитического курса России, выполнение ею международных обязательств;
  • ратификация и денонсация международных договоров;
  • предварительное рассмотрение вопроса о даче согласия на использование Вооружённых Сил за пределами территории Российской Федерации;
  • консультации по назначению и отзыву дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
  • содействие развитию межрегионального и приграничного сотрудничества;
  • разработка предложений по вопросу поддержки и защиты соотечественников, проживающих за рубежом;
  • развитие интеграционных процессов в рамках СНГ;
  • реализация миграционной политики;
  • развитие межпарламентского сотрудничества Совета Федерации с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями;
  • рассмотрение проектов соглашений о межпарламентском сотрудничестве между Советом Федерации и парламентами (палатами парламентов) иностранных государств;
  • формирование делегаций Совета Федерации в делегациях Федерального Собрания Российской Федерации в международных парламентских организациях, а также формирование двусторонних комиссий и групп по сотрудничеству;
  • рассмотрение вопросов направления за рубеж делегаций Совета Федерации и их полномочий.

Одним из основных направлений деятельности Совета Федерации по законодательному обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации является ратификация и денонсация международных договоров.

Напомню, что в соответствии со статьёй 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» ратификации подлежат договоры:

  • исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;
  • предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
  • о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
  • об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Традиционно одним из приоритетных направлений законодательного обеспечения внешнеполитической деятельности Российской Федерации для Совета Федерации является формирование правовой базы взаимодействия в рамках СНГ. Ратифицируется большой объем документов, позволяющих расширять сотрудничество по различным направлениям[1], включая углубление интеграции в отдельных сферах, например, в таможенной[2] и в страховой[3].

Так, с 2012 года по настоящее время было ратифицировано более 30 международных договоров, касающихся международно-правовой базы Таможенного союза, Единого экономического пространства, Евразийского экономического союза и отдельных аспектов сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ.

Важным событием текущего года стала ратификация Договора о Евразийском экономическом союзе[4], благодаря которому будет сформирован общий рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы, создан авторитетный и привлекательный центр экономического роста.

В соответствии с положениями Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» палаты Федерального Собрания могут представлять рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации в зависимости от характера затрагиваемых вопросов на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Кроме того, палаты Федерального Собрания получают от Министерства иностранных дел Российской Федерации информацию о заключённых от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации международных договорах Российской Федерации, а также о прекращении таких договоров или приостановлении их действия. По запросам палат Федерального Собрания Правительство Российской Федерации обеспечивает предоставление информации о готовящихся к подписанию международных договорах.

Наряду с законодательной деятельностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации Совет Федерации участвует в формировании и реализации внешней политики Российской Федерации в иных формах.

Так, в соответствии со статьёй 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится, в частности, решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Напомню, что сравнительно недавно, 1 марта 2014 года, Совет Федерации во исполнение своих конституционных полномочий давал согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране. 25 июня 2014 года Совет Федерации на основании обращения Президента Российской Федерации отменил это решение.

В соответствии с пунктом «м» статьи 83 Конституции Российской Федерации дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях назначаются и отзываются Президентом Российской Федерации после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания.

Регламентом Совета Федерации предусмотрено, что вопрос о назначении и об отзыве дипломатических представителей рассматривает Комитет Совета Федерации по международным делам по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации на закрытом заседании.

Комитет Совета Федерации по международным делам на своём заседании в присутствии кандидата для назначения дипломатическим представителем или дипломатического представителя, которого предлагается отозвать, а также с участием представителя Министерства иностранных дел Российской Федерации рассматривает представление о назначении или об отзыве дипломатического представителя и даёт своё заключение, которое в трехдневный срок после заседания Комитета направляется Президенту Российской Федерации и в Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Важнейшим аспектом реализации внешнеполитического курса страны является участие Совета Федерации в законотворческой деятельности международных парламентских организаций, образованных государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

Совет Федерации рассматривает подготовленные комитетами Совета Федерации в соответствии с вопросами их ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств. По результатам рассмотрения указанных предложений Совет Федерации может поручить соответствующему комитету Совета Федерации подготовить законопроект в порядке реализации Советом Федерации права законодательной инициативы.

Следует особо выделить Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ (МПА СНГ), которую возглавляет Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. Деятельность МПА направлена на сближение и гармонизацию законодательств государств-участников СНГ, и к настоящему времени принято более 420 модельных законодательных актов.

В этой связи хотелось бы поделиться опытом законотворческой работы в Совете Федерации, который подготавливает больше половины из всех модельных законов, принимаемых МПА СНГ. Уже много лет мы совместно с Секретариатом МПА СНГ утверждаем Программу разработки модельных актов, направленную на сближение и гармонизацию законодательства СНГ. Так, в настоящее время реализуется Программа на период 2014 – 2016 годов, которая предусматривает подготовку 50 документов. Это позволяет нам привлекать к работе ведущих специалистов, экспертов, организовывать предварительное обсуждение проектов модельных актов.

Цель деятельности Совета Федерации в этой сфере заключается в подготовке максимально полезных для национальных парламентов стран СНГ документов, которые после принятия Ассамблеей становятся основой для гармонизации правовых систем государств – участников СНГ.

Секретариатом МПА СНГ ведётся мониторинг востребованности модельных актов в национальных законодательствах. Необходимо подчеркнуть, что во всех парламентах очень активно используются наработки МПА СНГ.

Отдельно следует коснуться деятельности Совета Федерации по развитию парламентской дипломатии и межпарламентского сотрудничества с зарубежными государствами.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 года приоритетным направлением внешнеполитической деятельности России является развитие сотрудничества с государствами-участниками СНГ и евразийской экономической интеграции.

Совет Федерации активно участвует в многосторонних парламентских структурах на пространстве СНГ. Помимо уже упомянутой Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ делегации и депутации Совета Федерации представлены в Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) и в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России.

Развивается двустороннее межпарламентское сотрудничество с парламентами (если парламент однопалатный) и верхними палатами парламентов (если парламент двухпалатный) государств – участников СНГ. В соответствии с этими соглашениями созданы межпарламентские комиссии по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами (палатами парламентов) Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, а также с парламентами Абхазии и Южной Осетии. Вместе с тем требует возобновления межпарламентское сотрудничество с Узбекистаном и Молдовой. Предстоит сформировать межпарламентскую комиссию по сотрудничеству с Туркменистаном после планируемого в 2015 году подписания соответствующего соглашения между Советом Федерации и Меджлисом Туркменистана. В силу известных причин приостановлено межпарламентское взаимодействие с Грузией, хотя в настоящее время сигналы о желании возобновить межпарламентский диалог поступают от грузинских парламентариев.

Совет Федерации также выражает надежду на восстановление и продолжение конструктивного парламентского диалога с Верховной Радой Украины после прошедших выборов как в рамках двусторонней межпарламентской комиссии по сотрудничеству, так и иных многосторонних структур СНГ.

В рамках двустороннего межпарламентского сотрудничества с государствами – участниками СНГ большое внимание уделяется развитию межрегиональных связей. Советом Федерации как «палатой регионов» ведётся активная работа по организации, подготовке и проведению форумов двустороннего межрегионального сотрудничества, например, России и Казахстана[5], России и Азербайджана[6], России и Армении[7]. Летом 2014 года впервые состоялся форум регионов Беларуси и России, посвящённый развитию агропромышленного комплекса. В октябре 2014 года прошел IV Межпарламентский форум «Россия-Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества».

На 2016 год запланировано очень важное для дальнейшего углубления межрегионального сотрудничества на пространстве СНГ мероприятие – Форум регионов государств – участников СНГ, решение о проведении которого было принято на заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2014 года. Совет Федерации уже подключился к подготовке данного форума.

В целом деятельность Совета Федерации на внешнеполитическом треке полностью соответствует магистральной тенденции внешней политики России. С учётом обострения отношений с США, ЕС, Канадой, Японией и Австралией из‑за введения этими странами антироссийских санкций межпарламентское сотрудничество Совета Федерации в настоящее время направлено на нейтрализацию и преодоление санкционного режима, на создание благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны. Особое внимание в этой связи уделяется укреплению правовых основ международных отношений, утверждению принципов равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, политическому урегулированию конфликтных ситуаций, обеспечению надежной и равной безопасности каждого члена мирового сообщества.

В этой связи украинская проблематика в деятельности Совета Федерации весь 2014 год занимает ключевое место. С самого начала политического кризиса на Украине Совет Федерации активно реагировал на негативные процессы, связанные с влиянием внешних сил на внутреннюю политику Украины, перерастанием политического кризиса на Украине в масштабную гражданскую войну и неконструктивной позицией ведущих международных игроков по отношению к причинам кризиса на Украине и действиям России по его урегулированию.

В течение только первого полугодия 2014 года Совет Федерации принял несколько заявлений и обращений, в которых, в частности, выражали позицию Совета Федерации по урегулированию политического противостояния на Украине, репрессиям в отношении российских журналистов на Украине, угрозам применения США и ЕС санкций в отношении России[8].

В соответствии с протокольным поручением Совета Федерации[9] при Комитете Совета Федерации по международным делам 3 марта 2014 г. была создана Комиссия по мониторингу ситуации на Украине, которая занималась анализом внутриполитической ситуации на Украине и вырабатывала рекомендации по дальнейшему развитию российско-украинских отношений.

17 июня 2014 года на площадке Совета Федерации по инициативе Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко был создан Комитет общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины, который до сих пор продолжает заниматься координацией оказания гуманитарной помощи беженцам из Украины и жителям её юго-восточных регионов.

Совет Федерации проводит системную работу по разъяснению позиции Российской Федерации в отношении украинского кризиса на основных международных парламентских площадках, таких как Парламентская ассамблея Совета Европы и Парламентская ассамблея ОБСЕ. Так, например, в ходе недавнего заседания ПА ОБСЕ в г. Женеве в октябре с. г. делегацией Совета Федерации активно демонстрировались наглядные материалы о военных преступлениях украинских карательных формирований, совершённых в отношении мирного населения юго-восточных областей Украины.

Важнейшим механизмом отстаивания национальных интересов Российской Федерации, укрепления её позиций в мировом сообществе по украинскому сюжету, является координация позиций на международной арене парламентских делегаций государств участников Содружества Независимых Государств на основе Рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств «О координации совместных действий парламентских делегаций государств участников Содружества Независимых Государств в работе международных организаций».

В этой связи хотел бы подчеркнуть успешность этого механизма на конкретном примере. На уже упомянутом очередном заседании Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в октябре с. г. российскую позицию по всем вопросам, связанным с Украиной и референдумом в Крыму, очень активно поддерживала делегация Армении, которая также весьма активно парировала и антироссийские выпады ряда делегатов от западных стран.

Основной вектор межпарламентского взаимодействия Совета Федерации в последнее время всё более склоняется в сторону усиления взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Значимым событием стала 21-я сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (27–31 января 2013 г., г. Владивосток). В рамках форума было принято 14 резолюций и совместное коммюнике. Россия была автором двух и соавтором пяти резолюций. Кроме того, была проведена выставка-презентация регионов Сибири и Дальнего Востока, которая наглядно показала перспективность российских регионов и внесла вклад в установление деловых контактов.

В АТР существует огромный потенциал для межрегионального взаимодействия. Членами Совета Федерации осуществляются конкретные шаги по его раскрытию и использованию в интересах экономического развития нашей страны и региона в целом. Показательны в этом отношении визиты делегаций Совета Федерации во главе с Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко во Вьетнам (14 ноября 2012 г.), Лаос (19–20 сентября 2014 г.), Китай (21–23 сентября 2014 г.), Филиппины (9–10 ноября 2014 г.), Индонезию (11–12 ноября 2014 г.), а также участие делегации Совета Федерации в работе Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА) и выступление на итоговом заседании её Генеральной Ассамблеи Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко (в ходе визита в Лаос, сентябрь 2014 г.)

В качестве успешных примеров двустороннего межпарламентского взаимодействия с государствами АТР можно привести сотрудничество Совета Федерации с Китаем и Вьетнамом.

Современное состояние связей с Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) характеризуется высокой интенсивностью контактов как между руководством парламентов, так и по линии профильных комитетов, комиссий, и созданных в обоих парламентах депутатских групп по сотрудничеству. Подписаны соглашения о сотрудничестве между Канцелярией Постоянного комитета ВСНП и Аппаратами Совета Федерации и Государственной Думы.

С 2000 года работает группа по сотрудничеству Совета Федерации с ВСНП КНР. Аналогичная группа существует и в Государственной Думе. В целях углубления межпарламентского сотрудничества с КНР решается вопрос об объединении указанных групп в единую комиссию Федерального Собрания Российской Федерации по сотрудничеству с ВСНП КНР. Устав Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания и ВСНП подписан в ходе официального визита Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко в КНР в сентябре 2014 г.

В рамках выполнения Контрольного списка приоритетных задач по дальнейшему продвижению российско-вьетнамского всеобъемлющего стратегического партнёрства в 2014 году, одобренного Президентом РФ В.В.Путиным 5 февраля 2014 года, Совет Федерации существенно активизировал в текущем году деятельность по расширению и укреплению двустороннего межпарламентского диалога с Национальным собранием Социалистической Республики Вьетнам на уровне комитетов и комиссий, а также с помощью механизма парламентской группы дружбы.

Основными направлениями российско-вьетнамского межпарламентского диалога являются вопросы обеспечения международной безопасности в АТР, военно-техническое, научно-техническое и гуманитарное сотрудничество, взаимодействие в энергетической сфере, расширение межрегиональных связей, торгово-экономическое сотрудничество.

В целом среди ключевых направлений межпарламентского сотрудничества Совета Федерации остаётся дальнейшее развитие устойчивого и долгосрочного взаимодействия с парламентами ведущих государств Азиатско-Тихоокеанского региона: Китайской Народной Республики, Японии, Республики Индии, Социалистической Республики Вьетнам, Республики Корея, Филиппин, Индонезии. В рамках работы в международных парламентских организациях, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме, Азиатской парламентской ассамблее и Межпарламентской ассамблее Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, особое внимание Советом Федерации традиционно уделяется проблематике формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой архитектуры безопасности и сотрудничества, содействию миру и стабильности в регионе.

В направлении усиления взаимодействия со странами БРИКС Советом Федерации в настоящее время прорабатывается вопрос о создании парламентского измерения БРИКС. Работу по согласованию с партнёрами направлений, форм и механизмов сотрудничества, а также продвижению российско-бразильского предложения о подписании Протокола о намерениях в сфере сотрудничества парламентов стран-членов БРИКС. Предложение бразильских парламентариев о проведении в Бразилии V консультативного форума глав парламентов государств «Группы двадцати» соответствует российским интересам и создаёт дополнительные возможности для координации действий парламентариев стран БРИКС, а также доведения до оппонентов позиции России по ключевым вопросам внешней и внутренней политики.

В рамках предстоящего председательства России в БРИКС в 2015 году планируется организовать встречу глав палат парламентов стран БРИКС для формализации нового формата сотрудничества в преддверии VII саммита БРИКС в Уфе.

Важным направлением в работе Совета Федерации является углубление сотрудничества со странами Латинской Америки и региональными интеграционными объединениями, содействие сотрудничеству с этими государствами в торгово-экономической, энергетической сферах, а также в области охраны окружающей среды и рационального использования водных ресурсов.

С учётом современных тенденций на латиноамериканском пространстве, направленных на консолидацию государств Латинской Америки и Карибского бассейна в качестве важного центра многополярного мира, Совет Федерации будет углублять диалог и механизмы сотрудничества с Латиноамериканским парламентом в целях реализации Соглашения о сотрудничестве между Федеральным Собранием Российской Федерации и ПАРЛАТИНО.

Развитие отношений с парламентами стран Центральной Америки планируется активизировать через контакты как на двусторонней основе, так и на площадке Центральноамериканского парламента.

В свете предлагаемого к подписанию Меморандума о сотрудничестве между Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР) и Таможенным союзом Совет Федерации намерен проводить активную линию на расширение взаимодействия с Парламентом МЕРКОСУР.

По‑прежнему актуальной для Совета Федерации остаётся работа в рамках ключевых европейских многосторонних форматов.

Совет Федерации активно использует площадку Межпарламентского союза (МПС) для двусторонних и многосторонних контактов, доведения российских позиций по актуальным вопросам мировой повестки дня.

В случае восстановления в январе 2015 года в полном объёме полномочий делегации Федерального Собрания Российской Федерации Совет Федерации будет, как и ранее, использовать площадку Парламентской ассамблеи Совета Европы для активного межпарламентского взаимодействия с целью обеспечения снижения политического и экономического давления на Россию, аргументированного отстаивания наших позиций по Украине.

Традиционно поддерживается высокий уровень взаимопонимания и конструктивного диалога в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ), подтверждением чего является успех российских представителей на выборах в руководящие органы КМРВСЕ в октябре 2014 г. и определённые позитивные сдвиги КМРВСЕ в отношении российской позиции по ситуации на Украине.

Совет Федерации намерен активно проводить работу по избранию представителя России в руководящие органы ПА ОБСЕ.

По‑прежнему востребованной для Совета Федерации является площадка Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПА ЧЭС) как одного из факторов упрочения взаимопонимания и стабильности в Черноморском регионе. Совет Федерации рассматривает ПА ЧЭС как авторитетный международный форум для развития и реализации конкретных проектов в регионе Чёрного моря.

Основная задача, которая стоит перед членами делегации Совета Федерации в ПА ЧЭС, состоит в сохранении деполитизированного сотрудничества в рамках организации.

Парламентская конференция Балтийского моря (ПКБМ), а также рабочий орган конференции — Постоянный комитет ПКБМ остаются для Совета Федерации важной площадкой для развития многостороннего парламентского диалога со странами Северной Европы, с Германией, Польшей, а также странами Прибалтики.

Совет Федерации намерен развивать контакты по линии Парламентской ассамблеи Средиземноморья (ПАС). Рассчитываем в 2015 году на получение российской делегацией статуса ассоциированного члена в ПАС.

Весомое значение для Совета Федерации имеет участие наших делегаций в сессиях Северного совета. Несмотря на то, что делегация Федерального Собрания на сессиях Северного совета обладает статусом приглашённого иностранного гостя, важным инструментом развития отношений с Северным советом является встречи с Президиумом этой организации, на которых рассматриваются итоги сотрудничества как на федеральном, так и региональном уровне.

Советом Федерации проводится активная работа по развитию сотрудничества с парламентами государств Арктического региона в рамках Постоянного Комитета парламентариев Арктического региона (ПКПАР). Участие российских парламентариев в этой организации направлено на продвижение российских интересов в Арктике.

Совет Федерации вносит существенный вклад в наращивание контактов со странами исламского мира. Так, делегации Совета Федерации принимают активное участие в работе Международного экономического форума России и стран Организации исламского сотрудничества (ОИС) («Казань-саммит»). Кроме того, Совет Федерации играет важную роль в организации Консультативной встречи представителей парламентариев России и стран ОИС.

В 2014 году Форум прошел уже в шестой раз, а консультативная встреча – в третий. Главной темой саммита стало обсуждение возможностей российских регионов и перспективы экономического взаимодействия субъектов Федерации со странами исламского мира. На встрече парламентариев обсуждались вопросы кодификации международного права, продовольственной безопасности, развития межконфессиональных отношений.

Заметное место в деятельности Совета Федерации принадлежит разработке предложений по вопросу поддержки и защиты соотечественников, проживающих за рубежом, и по развитию связей с общественными организациями соотечественников.

Представители Совета Федерации регулярно участвуют в региональных и страновых конференциях соотечественников, проводят встречи с активом зарубежной российской общины во время визитов в иностранные государства.

В центре внимания Совета Федерации постоянно находятся такие актуальные для соотечественников за рубежом вопросы, как упрощение процедуры приёма соотечественников в гражданство Российской Федерации, облегчение визового режима для соотечественников, модернизация системы отбора иностранных студентов на обучение в российских вузах в рамках квоты Правительства Российской Федерации, совершенствование механизмов взаимодействия России и её структур с зарубежным Русским миром.

В настоящее время в свете нарастания антироссийской санкционной политики ряда западных государств всё большее значение приобретает расширение прямых контактов Совета Федерации с гражданским обществом зарубежных стран, в том числе с опорой на возможности и ресурс зарубежной российской общины. В этой связи на предстоящую перспективу деятельность Совета Федерации по содействию реализации российской политики «мягкой силы» будет расширена. Особое место в этой работе займёт сотрудничество с общественно-политическими объединениями Европы, находящимися на позициях евроскептицизма.

Будет также расширена практика проведения образовательных семинаров для молодых парламентариев и молодежных лидеров России и государств — участников СНГ. При этом Совет Федерации будет уделять большое внимание взаимодействию Молодежной межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ.

Важным событием в межпарламентской деятельности Совета Федерации в 2014 году стало проведение совместно с Россотрудничеством Панъевропейского фестивального марафона «От Лиссабона до Владивостока», который призван способствовать активному продвижению российской науки и культуры на европейском пространстве. В 2015 году традиция проведения данного мероприятия будет продолжена.

В заключение нужно отметить, что вопросы внешней политики в Совете Федерации рассматриваются с привлечением широкого круга экспертного и научного сообщества.

Вопросы евразийской интеграции предметно обсуждаются в режиме открытых дискуссий в рамках заседаний Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации[10]. Клуб является «мозговым центром» по выработке предложений, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств. В его состав входят авторитетные учёные, эксперты и политические деятели. Совсем недавно состоялось очередное заседание клуба на тему «Формирование общего культурного и информационного пространства евразийской интеграции»[11].

В рамках Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации созданы секции «Международные отношения и межпарламентское сотрудничество» и «Международное гуманитарное сотрудничество». Активно работает и Экспертный совет при Комитете Совета Федерации по международным делам. 



[1] Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 87-ФЗ «О ратификации Договора государств – участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц»; Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 48-ФЗ «О ратификации Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан»; Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 43-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации от 16 октября 2004 г.»; Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 177-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке».

[2] Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 288-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года».

[3] Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 89-ФЗ «О ратификации Протокола о создании общего страхового рынка государств – членов Евразийского экономического сообщества».

[4] Федеральный закон «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» от 3 октября 2014 г. № 279-ФЗ; одобрен Советом Федерации 1 октября 2014 г.

[5] XI форум прошел 30 сентября 2014 г.

[6] V форум прошел 23–25 июня 2014 г.

[7] III форум прошел 1–3 декабря 2014 г.

[8] Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с необходимостью консолидации усилий по нормализации общественно-политической обстановки на Украине от 5 марта 2014 года;

Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к органам государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с ситуацией, сложившейся на Украине от 5 марта 2014 года;

Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу о санкциях Соединенных Штатов Америки и Европейского союза от 21 марта 2014 года;

Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с ограничением деятельности российских средств массовой информации на Украине от 16 апреля 2014 года;

Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в связи с репрессиями в отношении российских журналистов на Украине от 25 июня 2014 года.

[9] Поручение дано на 346- м заседании от 26 февраля 2014 г.

[10] Создан Распоряжением Председателя Совета Федерации от 17 апреля 2012 года № 111рп-СФ «Об Интеграционном клубе при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

[11] Заседание состоялось 13 ноября 2014 г. на площадке ВДНХ.