Выступления и публикации

«Потсдамские встречи» в гостях

Сенатор Константин Косачев — о встрече российских и немецких парламентариев и «перезагрузке в стратегическом партнерстве». «Известия» IZ.RU 06.11.2018 г.


2 ноября прошло очень интересное мероприятие — встреча парламентариев России и Германии в рамках известного форума «Потсдамские встречи», который впервые пригласил к себе Совет Федерации. Мероприятие в итоге вышло за рамки сугубо парламентского формата, чему способствовало участие известных российских и германских экспертов и общественных деятелей — Александра Рара, Федора Лукьянова, Алексея Громыко, Джахан Поллыевой и других.

Разговор получился весьма живым и, что важно, абсолютно предметным. В последние годы многие беседы с западными коллегами нередко сводятся к изложению каждой из сторон нестыкуемых, по сути, позиций. Констатируем разногласия, понимаем, что они всем мешают и что надо их как‑то преодолевать, но что делать дальше — никто не знает.

Очень рад, что в пятницу все выглядело по‑другому. За что хотелось бы высказать отдельную признательность немецким коллегам, которые представляли разные фракции в бундестаге, различные позиции и идеологии, но все вместе были нацелены на конструктив и готовность слушать и слышать аргументы другой стороны.

Положительную тональность дальнейшим дискуссиям с самого начала задала глава немецкой делегации премьер-министр федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания, председатель российско-германской группы бундесрата ФРГ Мануэла Швезиг. Она констатировала, что стабильный порядок в Европе возможен только если Германия и Россия, Россия и Европа будут взаимодействовать на всех уровнях: «Мы должны говорить о том, что нас связывает во многих сферах, что у нас общего, невзирая на разные точки зрения».

Эта мысль красной нитью проходила через все дальнейшие выступления — точки зрения разные, но нужно опираться на то, что связывает, а не упираться в то, что разделяет. Впечатляющий образ использовал председатель правления Германо-российского форума Маттиас Платцек, сказавший, что нужно что‑то делать с той «грудой осколков», которую сегодня представляют собой российско-германские отношения.

Совершенно спонтанно беседа тематически поделилась на два блока — в первом мы говорили о том, что же сейчас нужно и можно делать. А во втором вернулись к проблемам. Из идей на ближайшее будущее — стимулировать молодежные обмены. В том числе и потому, что речь идет о поколении элит будущего, у которого за плечами нет груза конфронтации и предубеждений времен холодной войны.

В этом контексте с интересной инициативой выступил председатель комитета СФ по экономической политике Дмитрий Мезенцев, предложивший создать постоянно действующую площадку для молодых предпринимателей, представляющих различные земли ФРГ и субъекты Федерации, например на базе Санкт-Петербургского госуниверситета, и провести первый форум уже в следующем году. В духе времени это должен быть формат общения с опорой на новые технологии, на цифровизацию и инновации. Поскольку современные коммуникации хороши тем, что позволяют общаться онлайн, без привязки к визам и иным бюрократическим препонам.

Тематика молодежи и виз несколько раз прозвучала из уст наших гостей — они явно нацелены на то, чтобы попытаться добиться облегчения, а в идеале — полной отмены виз для участников молодежных обменов. Важно то, что эти идеи были озвучены и уполномоченным правительства ФРГ по сотрудничеству с Россией, Центральной Азией и странами «Восточного партнерства» Дирком Визе, подтвердившим готовность рассматривать эту тему на правительственном уровне. Конечно же, за нами также «не заржавеет»: если удастся пробить первую брешь в визовой «плотине» между Россией и ЕС — для начала для молодежи двух стран, это будет хороший задел для постановки вопроса о безвизовом режиме в целом. При том важном понимании, конечно же, что «безвиз» — это не форма поощрения за «примерное» поведение, как это видят в некоторых соседних странах, а естественная форма взаимодействия гражданских обществ и народов в Европе, в равной степени нужная всем сторонам.

При этом немецкие коллеги ссылались на уже давний опыт сотрудничества с Францией на этой ниве, а также на более свежие примеры налаживания таких постоянных форматов с Индией и Израилем. Успешная практика Российско-германского перекрестного года молодежных обменов 2016–2017 годов показала, что мы «созрели» для создания такого постоянного формата двусторонних межмолодежных связей.

Другой важный аспект — экономические связи. И здесь было важно констатировать, что германские политики демонстрировали широту и масштаб взглядов, предлагая, в частности, не просто активизировать торговлю, но думать о сближении хозяйственных систем Европейского и Евразийского союзов. С нашей стороны прозвучало откровенно: для Европы сближение с Россией и ЕАЭС — возможно, последний шанс удержаться в роли значимого глобального центра силы с учетом мировых тенденций, возникновения новых точек роста и влияния. Немцы соглашались: Европа не должна быть полем конкуренции и выяснения отношений между Америкой и Китаем, она сама должна формировать модальности своего развития.

При этом важно было отметить, что обе стороны — и российская, и германская — не просто выдвигали идеи для будущего, но считали уместным и реалистичным добиться возможного уже сейчас — депутаты бундестага предлагали придерживаться стратегии «малых шагов». А мой коллега и заместитель Владимир Лукин совершенно справедливо обратил внимание на то, что после кризиса вокруг «пражской весны» 1968 года прошло всего семь лет, когда был подписан основополагающий Хельсинкский акт о безопасности и сотрудничестве в Европе. Все согласились: надо работать уже сегодня, чтобы иметь результат завтра, а не оставлять его на следующие поколения политиков.

Открывая нашу встречу, я предложил в названии темы заседания — «Перезагрузка в стратегическом партнерстве для модернизации?» — снять знак вопроса и считать это нашей общей рабочей задачей. Был рад констатировать, что ни у кого из выступавших действительно не вызывало вопроса, нужно ли нам развивать наше сотрудничество по всем направлениям и дальше.

Автор — председатель комитета Совета Федерации по международным делам

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции